Рабочая программа по информатике 8 класс
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Рабочая программа по информатике 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.doc133.5 КБ
Файл 8_titulnyy_list.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по информатике

8 «А» класс

Тема урока

кодификатор

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

1

Информация. Информатика.

1.1.1

0,5

Ознакомительный

Информация. Информационный процесс. Информатика. Компьютер

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

Беседа

Техника безопасности

0,5

Актуализация знаний

Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

Зачет, подпись в журнале по ТБ

2

Информация в живой природе

1.1.1

0,5

Объяснение нового материала

Информационные процессы, свойства информации

Перечислить информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации

Опрос

Правила набора текста

2.3.1

0,5

Практическая работа

Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац

Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку.

Практическая работа

3

Информационные процессы в технике

1.1.1

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами

Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах.

Опрос

Правила набора текста

2.3.1

0,5

Проверочная практическая работа

Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац

Применять правила набора текста

Практическая работа

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.2

0,5

Повторение/объяснение нового материала

Знаки (иконические знаки, символы), сигналы

Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации

Беседа

Работа с фрагментами

2.3.1

0,5

Практическая работа

Фрагмент. Выделение фрагмента. Буфер обмена. Копирование. Перемещение

Иметь представление о различных способах выделения фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста

Практическая работа

5

Знаковые системы

1.2.2

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит

Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы

Опрос

Работа с фрагментами

2.3.1

0,5

Проверочная практическая работа

Применять на практике навыки копирования, перемещения и удаления фрагмента

Практическая работа

6

Кодирование информации

1.2.2

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Кодирование, длина кода, код

Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода

Работа с фрагментами

2.3.1

0,5

Практическая работа

Применять навыки копирования фрагмента при наборе длинных текстов

Практическая работа

7

Количество информации

1.1.3

0,5

Объяснение нового материала

Количество информации, бит, формула Хартли, содержательный подход

Называть подходы к измерению информации. Понимать суть содержательного подхода. Знать формулу Хартли и объяснять величины, входящие в нее

Опрос. Решение задач

Работа с фрагментами

2.3.1

0,5

Проверочная практическая работа

Применять навыки копирования фрагмента при наборе длинных текстов

Практическая работа

8

Измерение количества информации (содержательный подход)

1.3.1

0,5

Решение задач

Количество информации, бит, формула Хартли, содержательный подход

Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Вычислять количество информации с точки зрения содержательного подхода

Решение задач

Форматирование символов

2.3.1

0,5

Практическая работа

Символ. Примеры символа (цвет, размер, начертание, шрифт)

Знать основные параметры символа. Уметь изменять основные параметры символа

Практическая работа

9

Алфавитный подход к определению количества информации

1.3.1

0,5

Объяснение нового материала

Алфавит. Мощность алфавита

Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислить информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита

Опрос, решение задач

Форматирование абзацев

2.3.1

0,5

Практическая работа

Абзац. Параметры абзаца (выравнивание, красная строка, интервалы)

Знать основные параметры абзаца. Уметь изменять основные параметры абзаца

Практическая работа

10

Единицы измерения информации

1.3.1

0,5

Объяснение нового материала. Решение задач

Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Знать единицы измерения информации и соотношения между ними. Знать информационный объем носителей информации

Опрос. Решение задач

Форматирование  символов и абзацев

2.3.1

0,5

Проверочная практическая работа

Шрифт (параметры символа)

Абзац (параметры абзаца)

Применять на практике приемы форматирования символов и абзацев

Практическая работа

11

Измерение количества информации (алфавитный подход)

1.3.1

1

Решение задач. Практическая работа

Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие. Уметь вычислять информационный объем текста и носителя информации

Практическая работа с решением задач

12

Кодирование текстовой информации

1.3.1

1

Объяснение нового материала. Решение задач

Текстовая информация. Кодовая таблица

Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита, и пути их решения

13

Создание текстовых документов

2.3.1

0,5

Объяснение нового материала.

Программы для работы с текстом(текстовый редактор, текстовый процессор, настольные издательские системы, Web-редакторы), этапы работы с текстом (ввод, редактирование, форматирование)

Знать основные возможности программ для работы с текстом. Перечислять и давать краткие характеристики основным этапам работы с текстом

Шаблоны

2.3.1

0,5

Практическая работа

Шаблон

Осознавать возможность создания документа на основе шаблона

Практическая работа

14

Компьютер -универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера

1.4.1

0,5

Объяснение нового материала

Данные. Программа. Процессор. Устройство ввода. Устройство вывода. Оперативная память. Долговременная память

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции

Мастера

0,5

Практическая работа

Мастер

Осознавать возможность создания документа с помощью Мастера

Практическая работа

15

Процессор

1.4.1

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Процессор. Тактовая частота. разрядность

Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность

Опрос

Списки

0,5

Практическая работа

Нумерованный, маркированный, многоуровневый список

Понимать возможность структурирования текста при помощи списков. Уметь оформлять текст списком

Практическая работа

16

Устройства ввода информации

1.4.1

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Устройства ввода

Понимать назначение устройств ввода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода информации

Опрос

Списки

0,5

Проверочная практическая работа

Применять на практике навык создания списков при оформлении текста

Практическая работа

17

Устройство вывода информации

1.4.1

0,5

Повторение. Объяснение нового материала.

Устройство вывода, растр, пиксель, разрешающая способность

Понимать назначение устройств ввода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода информации

Опрос

Установка разрешающей способности монитора

0,5

Практическая работа

Уметь изменять разрешающую способность монитора. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения

18

Внутренняя память компьютера

1.4.1

0,5

Повторение. Объяснение нового материала.

Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

Понимать назначение внутренней памяти компьютера

Опрос

Технология обработки текстовой информации.

Вставка формул

2.3.1

0,5

Практическая работа

Редактор формул, заготовка формулы

Осознавать возможность вставки в документ формул. Уметь создавать формулы в редакторе формул Microsoft Equation

Практическая работа

19

Долговременная память

1.4.1

0,5

Повторение. Объяснение нового материала.

Долговременная память, носитель

Знать различные принципы записи информации и основные правила эксплуатации носителей

Опрос

Вставка формул

2.3.1

0,5

Проверочная практическая работа

Применять на практике навык создания формул в редакторе формул Microsoft Equation

Практическая работа

20

Носители информации

1

Повторение. Практическая работа

Носитель, дискета, CD-ROM, жесткий диск, Flash-память

Приводить примеры современных носителей информации. Уметь определять и сравнивать информационный объем различных носителей информации

Опрос. Решение задач

21

Программное обеспечение. Файловая система

1.4.3

0,5

Объяснение нового материала

Файл, имя файла, расширение, папка

Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Знать правила составления имени файла. Уметь определять тип файла по расширению.

Опрос

Поиск файлов

1.4.3

0,5

Практическая работа

Поиск файлов и папок

Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*», «?» в шаблонах имен файлов

22

Форматирование дисков. Файловая система

1.4.3

0,5

Объяснение нового материала.

Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла

Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы

Опрос

Работа с дискетой

0,5

Практическая работа

Уметь форматировать дискету и проверить поверхность на наличие ошибок

23

Операции с файлами

1.4.3

0,5

Повторение. Объяснение нового материала.

Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация

Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментации диска

0,5

Практическая работа

Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера

24

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

1.4.3

0,5

Объяснение нового материала.

Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем

Опрос

Работа с таблицами

2.6.1

0,5

Практическая работа

Таблица, строка, столбец, ячейка

Уметь создавать и заполнять таблицы

Практическая работа

25

Прикладное программное обеспечение

1.4.3

0,5

Повторение. Объяснение нового материала.

Прикладная программа (общего назначения, специального назначения)

Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о возможности перевода текстов при помощи компьютерных словарей

Опрос

Вставка оглавлений

2.6.1

0,5

Практическая работа

Стили форматирования. Оглавление

Осознавать возможности автоматического создания оглавления

Практическая работа

26

Графический интерфейс операционных систем и приложений

1.4.3

1

Объяснение нового материала. Практическая работа

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы

Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса

Опрос

27

Информационное пространство компьютера

0,5

Объяснение нового материала.

Информационное пространство. Значок. Ярлык

Описывать принципы организации информационного пространства компьютера

Опрос

Гипертекстовый документ

2.6.1

0,5

Практическая работа

Гиперссылка. Закладка. Указатель ссылки

Понимать преимущество гипертекстовой структуры документа. Уметь создавать гипертекстовый документ

Практическая работа

28

Кодирование числовой информации

0,5

Система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления, основание системы, разряд, развернутая форма записи числа

Приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять отличия. Называть основные позиционные системы счисления

Опрос

Перевод чисел

1.4.2

0,5

Практическая работа

Осознавать возможность перевода чисел из одной системы счисления в другую при помощи специальных программ

29

Кодирование информации. Перевод чисел в позиционных системах счисления

1.4.2

0,5

Повторение. Объяснение нового материала.

Алгоритм перевода

Уметь переводить числа из десятичной системы счисления в любую позиционную систему счисления и обратно

Опрос. Решение задач

Арифметические вычисления в различных системах счисления

1.4.2

0,5

Практическая работа

Осознавать возможность выполнения арифметических операций в различных системах счисления

30

Электронные таблицы

2.6.1

1

Объяснение нового материала. Практическая работа

Электронная таблица, столбец, строка, ячейка, типы данных: числа текст, формулы

Понимать назначение электронных таблиц. Уметь заполнять и форматировать таблицы данных. Уметь выполнять несложные вычисления в среде ЭТ

Опрос. Практическая работа

31

Относительная, абсолютная и смешанная адресация

2.6.1

1

Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа

Относительная, абсолютная и смешанная адресация

Называть основные виды адресации. Уметь применять различные виды адресации

Опрос. Практическая работа

32

Встроенные функции

2.6.1

1

Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа

Диапазон ячеек, встроенная функция, категория функций, аргументы функций, Мастер функций

Иметь представление о возможностях вычислений при помощи встроенных функций. Уметь выполнять вычисления при помощи встроенных функций, использовать для ввода Мастер функций

Беседа. Практическая работа

33

Построение диаграмм и функций

2.6.1

1

Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа

Диаграмма, тип диаграмм (гистограмма, график, круговая и др.), исходные данные, параметры диаграммы, Мастер диаграмм

Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных. Называть виды диаграмм. Уметь строить диаграммы различных видов при помощи Мастера диаграмм

Опрос. Практическая работа

34

Итоговая практическая работа

1

Проверочная практическая работа

Применять навыки обработки числовых данных, форматирования таблиц и построение диаграмм в среде EXCEL



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МС

Протокол №______________

от «____»___________2011г.

Председатель МО_________

 Ф.И.О._________________

    Согласовано

Зам. директора по

УВР___________________

                      Т.С. Шандова

«_____»____________2011г.

 

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 341 _________________________

                          И.Д.Жданова

«_____»____________2011г.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 341

Северо-Западного окружного управления образования г. Москвы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2011-2012 учебный год

ПО     информатике и ИКТ

8  «А»  КЛАСС

Количество часов в неделю:    1

Учитель:    Поддубная Наталья Юрьевна

Пояснительная записка

Тематическое планирование курса информатики и ИКТ составлено в соответствии со следующими документами:

1. Концепция модернизации российского образования.

2. Приказ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках одного предмета «Информатика и информационные и коммуникационные технологии», далее «Информатика и ИКТ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 5050. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Учебное и учебно-методическое

обеспечение обучения

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

Автор

Название

Год издания

Издательство

Н.Угринович

Информатика и информационные технологии

2001

Московские учебники

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические материалы

Автор

Название

Год издания

Издательство

Н.Угринович

Поурочные разработки по информатике и информационным технологиям

2001

Московские учебники

Интернет-ресурсы

 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

 http://www.videouroki.net/filecatalog.php

http://www.oivt.ru/taxonomy/term/271

Количество часов по учебному плану

Изменения календарно-тематического плана (кол-во часов)

Всего за учебный год

 

34 

В т.ч.

на 1четв

 ( 1 полугодие )

 

на II четверть

 

 

на III четверть

(II полугодие)

на IV четверть

Изменения календарно-тематического плана

№ и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные, практические работы

            Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Практическая часть

Диктант

Контрольные работы

Контрольный тест

Лабораторные работы

Практические работы

1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки деятельности уч-ся

Общие положения.

•    Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.

•   При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися знаний и умения применять их в знакомых и незнакомых ситуациях.

•    Основными формами проверки знаний являются:

-    устный опрос;

-         письменная проверочная работа;

-    тест;

-     практическая (лабораторная) работа на компьютере;

-        письменная контрольная работа;

-    компьютерная программа;

-    реферат.

  • При   оценке   письменных   и  устных   ответов  учитель  учитывает показанные учащимися знания и наличие ошибок и недочетов в ответах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...


 

Комментарии

Тематическое планирование курса информатики и ИКТ составлено в соответствии со следующими документами: 1. Концепция модернизации российского образования. 2. Приказ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.