РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 5-х КЛАССОВ
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

   Основной задачей курса информатики в 5 классе  является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_5kl_fgos.odt56.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено

на заседании  МО

информационных технологий

«____» ___________2012г.

Протокол №____

Руководитель МО

                     Гудкова М.И.

Согласовано

зам. директора по УВР

___________ Гудаева Н.П.

«___» _________2012г.

Утверждено

директор МБОУ СОШ№3

__________ Сарычева С.Н.

«____» __________2012г.

 

 

                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ДЛЯ 5-х КЛАССОВ

Программа предназначена для реализации

в 2012-2013 учебном году

Составитель программы

учитель информатики и ИКТ

 Гудкова М.И.

Сасово-2012

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  1. стр.
  1. 1.Паспорт программы ..……………………………………………….....

  1. 3
  1. 2.Пояснительная записка ….………………………...…………………..

  1. 4
  1. 3.Содержание курса по информатике…………………………………...

  1. 10
  1. 4.Календарно-тематический план курса ……………………………......

  1. 15
  1. 5.Требования к уровню подготовки  учащихся    ………………………

  1. 27
  1. 6.Характеристика контрольно измерительных материалов ……………

  1. 28
  1. 7. Литература и средства обучения............................................................

  1. 29

 

  1. 1.ПАСПОРТ

рабочей программы учебного курса "Информатика и ИКТ"(5 класс)

Тип программы: программа общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

для педагогических работников МБОУ СОШ №3 г.  Сасово программа определяет приоритеты в содержании  образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

для администрации МБОУСОШ №3  программа является основанием для определения качества реализации общего  образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ СОШ №3 г. Сасово

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Формы контроля: срезы, тесты, самостоятельные и контрольные работы.

        Рабочая программа адаптированана для учащихся МБОУ СОШ №3 г.Сасово.

  1. 2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

2.1. Цели и задачи.

Изучение информатики и ИКТ в  5–х классах направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2.  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3.  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
 в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  1. включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  2. создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  3. показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  4. расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  5. организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  6. создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

2.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в  5 классе предмета «Информатика и ИКТ».

  1. Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ  СОШ №3, реализующего образовательные программы общего образования».
  2. Учебный план МБОУ СОШ №3   на 2012-2013 учебный год.

2.3. Сведения о программе.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

2.4. Обоснование выбора программы.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

2.5. Информация о внесенных изменениях.

Никаких существенных изменений в авторскую программу внесено не было.

2.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Данный учебный курс по информатике и ИКТ в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

2.7. Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).

2.8. Формы организации образовательного процесса.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Особое внимание отводится формированию навыков самостоятельной работы. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы   отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 5 классе  характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности:  обучающийся, в зависимости от   уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель дей ствия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

  1. 2.9.Технологии обучения.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.

Для достижения выше сказанного учителями информатики применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: системно-деятельностный подход,   обучение в сотрудничестве,  проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения,    технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся и другие.

2.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

Уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

– Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.).

– Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.).

– Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).

– Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.).

– Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

– Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);

– Ведение диалога «человек» – «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);

– Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);

– Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);

– Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);

– Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);

– Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).

В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

– Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);

– Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.);

– Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.);

– Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций);

– Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

– Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.);

– Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on-line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.);

– Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.);

– Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

2.11. Виды и формы контроля.

Согласно Уставу  школы и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.

В 5-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 5 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях  системно-деятельностного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

2.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  1. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. определять назначение файла по его расширению;
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  5. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  6. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  1. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

2.13. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

Выбор  учебников и пособий   осуществлен  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,  на 2009 – 2010 учебный год.» в этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

В нашей школе  преподавание ведется по учебнику:

Л.Л. Босова Информатика

5 класс

Бином, Лаборатория знаний 2012г

Учебно-методический комплекс:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  10. Операционная система Windows XP
  11. Пакет офисных приложений  Open Office  

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

уро-

ка

Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дидактические

единицы

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Виды,

формы

контроля

1

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

 

1

Информатика, информация, виды

информации. Техника безопасности и

организация рабочего места. Компьютер, его назначение

и устройство

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Знать требования к организации компьютерного рабочего места.

Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере.

Беседа

2

Как устроен компьютер.

 

1

 Элементы ПК

Знать: основные элементы компьютера и их назначение.

Уметь: определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека.

 

Индивидуальные карточки-задания.

Наблюдение.

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

1

Представление информации в памяти

компьютера.

 

Знать: Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение представление о способах введения информации в память компьютера.

Уметь:  Уметь вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши

 

 Парная работа

4

 Основная позиция пальцев на клавиатуре.

1

 Группы клавиш на клавиатуре

 Знать: правила работы на клавиатуре.

Уметь:  набирать слова, фрагменты текста, используя клавиатуру

Практическая работа.

5

 Программы и файлы.

1

 Виды программ, типы файлов

  Знать: представление о программах и файлах; графическом интерфейсе.

Уметь:  определять тип файлов по пиктограмме и расширению;

набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру

Устный опрос у доски.

6

 Рабочий стол.

Управление мышью.

1

 Элементы рабочего стола, диалоговые окна

Знать: элементы рабочего стола.

Уметь:  перемещать объекты,

реагировать на диалоговые окна,

оперировать с окнами

Индивидуальные карточки-задания, практическая работа.

7

Главное меню. Запуск программ.

1

 Структура главного меню

Знать: структура главного меню.

Уметь:  запускать и закрывать программы и приложения.

Практическая работа.

8

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

1

 Управление ПК

Знать: способы управления компьютером с помощью меню

Уметь:  выполнять основные управляющие операции.

Разноуровневая практическая контрольная работа.

9

Действия с информацией. Хранение информации.

1

 Информация, работа с ней

Знать: понятие информации, ее виды, приемах обработки информации, информационных процессах

Уметь:  основные действия оперирования с информацией.

Беседа.

10

Носители информации.

1

  Основные типы носителей информации

Знать: основные виды носителей информации.

Уметь:  приводить примеры информационных носителей, сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации, набирать слова, используя клавиатуру.

Устный опрос.

Практическая работа.

11

Передача информации.

1

 Схема передачи информации

Знать: схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Уметь:  приводить простые жизненные примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру

Устный опрос.

Практическая работа.

12

Кодирование информации.

1

 Способы кодирования информации

Знать: способы кодирования информации

Уметь:  кодировать и декодировать простейшее сообщение использовать таблицу кодов

Контрольная работа.

Беседа.

Наблюдение.

13

Формы представления информации. Метод координат.

1

 Формы представления информации

Знать: формы представления информации

Уметь:  различать виды информации по формам представления на материальных носителях. читать информацию, представленную на координатной плоскости.

Практическая работа.

Фронтальный опрос.

14

Текст как форма представления информации.

1

Структура и элементы текста

Знать: представление о структуре и элементах текста. основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)

Уметь:  определять элементы текста.

Устный опрос.

Практическая работа.

15

Табличная форма представления информации.  

1

Табличная форма представления информации

Знать: представление о табличной форме представления информации

основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец).

Уметь:  представлять информацию в табличном виде.

Устный опрос.

Практическая работа.

16

Наглядные формы представления информации.

1

 Наглядная форма представления информации

Знать: представление о наглядных формах представления информации

Уметь:  представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы.

Разноуровневая практическая контрольная работа.

17

Обработка информации.

1

Способы обработки информации

Знать: способы обработки текстовой, числовой информации

Уметь:  выполнять арифметические действия  с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора.

Устный опрос у доски.

18-19

Обработка текстовой информации.

2

Способы обработки текстовой  информации

Знать: представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом.

Уметь:  осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

1

Редактирование текста

Уметь:  редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

Беседа с проблемными вопросами.

Практическая работа.

21

Редактирование текста. Поиск информации.

1

Поиск информации

Уметь:  редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)составить простой запрос для поиска информации в базе данных.

Наблюдение.

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

1

Способы систематизации информации

Знать: формы представления информации; способы систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы

Индивидуальные карточки-задания.

23

Форматирование – изменение формы представления информации.

1

Форматирование текста

Знать: представление о форматировании текста.

Уметь:  форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта

Устный опрос.

Практическая работа.

24

Компьютерная графика.

1

 Компьютерная графика

Знать: виды инструментов рисования

Уметь:  выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

Тестирование.

25-26

Инструменты графического редактора.

2

Инструменты рисования

Знать:  виды инструментов рисования

Уметь:  выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

Устный опрос.

27

Обработка текстовой и графической информации.

1

Комбинированный документ, его структура

Знать: представление о структуре комбинированного документа

Уметь:  создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию

Опрос у доски.

Наблюдение.

28

Преобразование информации по заданным правилам.

1

Калькулятор

Уметь: выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий

Индивидуальные карточки-задания.

Практическая работа.

29

Преобразование информации путем рассуждений.

1

Абзацы, заголовки

Уметь:  структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов.

Устный опрос у доски.

Наблюдение.

30

Разработка плана действий и его запись.

1

Алгоритмы, ЛА, ЦА

Знать: выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.

Уметь:  представление о плане действий, программе, алгоритме

Фронтальный опросПрактическая работа.

31-32

Разработка плана действий и его запись.

2

Способы записи алгоритмов

Знать: способы записи алгоритмов.

Уметь:  пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем

определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.

Проверочная работа.

33

Создание движущихся изображений.

1

Анимация объетов

Уметь:  в презентации задать анимацию объектов

Тестирование

34

Проект «Информатика вокруг нас»

1

Практическая работа.

Итого:

34 часа

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5

4

Резерв

3

1

2

Итого:

35

16

19

Тематические и итоговые контрольные работы:

1

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

6

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

7

Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа


5 класс (1 ч. в неделю, 35 ч. в год)

№ урока

Тема урока

Сроки

ЗУНы

Организация учебного процесса

Оснащение: Цифровые ресурсы на CD, Параграф учебника

Домашнее задание

Оценка за урок

Тип урока

Практическая часть

 I четверть

1.

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Знать: понятия «информация», «информационный объект», требования к организации компьютерного рабочего места

Уметь:  соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, набирать слова, используя клавиатуру.

изучения нового материала

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

 §1.1, §2.2  Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности»

§1.1, §2.2

РТ: №1, №2 (стр. 3)

Текущий,

ПР

2.

Как устроен компьютер.

Знать: основные элементы компьютера и их назначение

Уметь: определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека.

изучения нового материала

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

 §2.1, §2.2 , Плакат «Компьютер и информация», презентация «Что умеет компьютер»

§2.1, §2.2

РТ: №1 (стр. 54)

Текущий,

ПР

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Знать: Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение представление о способах введения информации в память компьютера.

Уметь:  Уметь вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши

формирования умений и навыков

Знакомимся с клавиатурой

 §2.3 (1,2),Плакат «Знакомство с клавиатурой»

§2.3(стр. 69-72)

РТ: №6 (стр. 57), №10 (стр. 61), №11 (стр. 62)

Текущий,

ПР

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Знать: правила работы на клавиатуре.

Уметь:  набирать слова, фрагменты текста, используя клавиатуру

применения знаний, умений и навыков

Работа с клавиатурным тренажером (Упражнения 1-8).

 §2.3(3), Плакат «Правила работы на клавиатуре»

§2.3 (стр. 72-75)

РТ: №9 (стр. 60)

Текущий,

ПР

5.

Программы и файлы.

Знать: представление о программах и файлах; графическом интерфейсе.

Уметь:  определять тип файлов по пиктограмме и расширению;

набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру

изучения нового материала

Работа с клавиатурным тренажером

 §2.4,Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

§2.4

РТ: №5 (стр. 57)

Текущий,

ПР

6

Рабочий стол.

Управление мышью.

Знать: элементы рабочего стола.

Уметь:  перемещать объекты,

реагировать на диалоговые окна,

оперировать с окнами

изучения нового материала

 §2.5, §2.6

§2.5, §2.6

РТ: №13 (стр. 64), №15 (стр. 65)

Текущий,

ПР

7.

Главное меню. Запуск программ.

Знать: структура главного меню.

Уметь:  запускать и закрывать программы и приложения.

изучения нового материала

Запускаем программы. Основные элементы окна.

§2.7

§2.7

РТ: №16, №17 (стр. 65), №22, б (стр.67)

8.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Знать: способы управления компьютером с помощью меню

Уметь:  выполнять основные управляющие операции.

проверки знаний

Управляем компьютером с помощью меню.

§2.8, Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc.

Тематический,

тест

9.

Действия с информациейХранение информации.

Знать: понятие информации, ее виды, приемах обработки информации, информационных процессах

Уметь:  основные действия оперирования с информацией.

изучения нового материала

Логическая игра (тренировка памяти).

§1.2, 1.3, Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации»

§1.2, 1.3

РТ: №4 (стр. 5)

Текущий,

ПР

II четверть

10.

Носители информации.

Знать: основные виды носителей информации.

Уметь:  приводить примеры информационных носителей, сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации, набирать слова, используя клавиатуру.

формирования умений и навыков

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§1.4, Презентация «Носители информации»

§1.4

РТ: №3 (стр.4)

Текущий,

ПР

11.

Передача информации.

Знать: схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Уметь:  приводить простые жизненные примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру

изучения нового материала

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

§1.5, Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации»

§1.5, вопросы 1-4

РТ: №6 (стр.12)

Текущий,

ПР

12.

Кодирование информации.

Знать: способы кодирования информации

Уметь:  кодировать и декодировать простейшее сообщение использовать таблицу кодов

изучения нового материала

Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

§1.6, Презентация «В мире кодов»

§1.6

РТ: №14-19 (стр. 17-23)

Текущий,

ПР

13.

Формы представления информации. Метод координат.

Знать: формы представления информации

Уметь:  различать виды информации по формам представления на материальных носителях. читать информацию, представленную на координатной плоскости.

формирования умений и навыков

§1.7, §1.8, Игра «Морской бой»

§1.7, §1.8

РТ: №31-32 (стр.30)

Текущий,

ПР

14.

Текст как форма представления информации.

Знать: представление о структуре и элементах текста. основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)

Уметь:  определять элементы текста.

изучения нового материала

§1.9, Презентация «Текстовые документы» (часть 1)

§1.9

РТ: №10- 12 (стр.16)

Текущий,

ПР

15.

Табличная форма представления информации.  

Знать: представление о табличной форме представления информации

основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец).

Уметь:  представлять информацию в табличном виде.

изучения нового материала

Редактируем текст.

Работаем с фрагментами текста. Игра «Морской бой»

§1.10, Презентация «Табличный способ решения логических задач»

§1.10

РТ: №37, №38 (стр. 39)

Текущий,

ПР

16.

Наглядные формы представления информации.

Знать: представление о наглядных формах представления информации

Уметь:  представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы.

применения знаний, умений и навыков

Редактируем текст.

Работаем с фрагментами текста. Проверочная работа.

§1.11,Презентация «Наглядные формы представления информации»,

интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc.

Тематический,

тест

III четверть

17.

Обработка информации.

Знать: способы обработки текстовой, числовой информации

Уметь:  выполнять арифметические действия  с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора.

формирования умений и навыков

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

§1.12, Плакат «Обработка информации»

§1.12

РТ: №37 (стр. 73)

Текущий,

ПР

18.

Обработка текстовой информации.

Знать: представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом.

Уметь:  осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

формирования умений и навыков

Практическая работа №6. Вводим текст.

§2.9(1), Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

§2.9(стр. 88-90)

РТ: №38, №39 (стр. 74), №33 (стр. 31)

Текущий,

ПР

19.

Обработка текстовой информации.

.

Знать: представление о способах обработки текстовой информации. Иметь представление о редактировании текста

Уметь:  редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов)

формирования умений и навыков

Практическая работа №7. Редактируем текст

§2.9(2), Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

§2.9(стр. 90)

РТ: №40-43 (стр. 75-77)

Текущий,

ПР

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Уметь:  редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

формирования умений и навыков

Практическая работа №8. Редактируем текст.

§2.9(2), Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

§2.9(стр. 91-92)

РТ: №46-48 (стр. 79-81)

Текущий,

ПР

21.

Редактирование текста. Поиск информации.

Уметь:  редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)составить простой запрос для поиска информации в базе данных.

формирования умений и навыков

Практическая работа №8. Редактируем текст.

§2.9(2), §1.13(2), Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

§2.9(стр. 91-92)

РТ: №44 (стр. 78)

Текущий,

ПР

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Знать: формы представления информации; способы систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы

изучения нового материала

§1.13

§1.13(стр. 48-49)

РТ: №43 (вторая часть – стр. 45), №44-47 (стр. 46-48)

Текущий,

ПР

23.

Форматирование – изменение формы представления информации.

Знать: представление о форматировании текста.

Уметь:  форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта

формирования умений и навыков

Практическая работа №9. Форматируем текст.

§1.13(3), Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

§2.9(стр. 92-93)

РТ: №49 (стр.82), №50 (стр. №83)

Текущий,

ПР

24.

Компьютерная графика.

Знать: виды инструментов рисования

Уметь:  выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

формирования умений и навыков

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.

§2.10(1), Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

§1.13, §2.10(стр. 95-101)

РТ: №52-52 (стр. 84)

Текущий,

ПР

25.

Инструменты графического редактора.

Знать:  виды инструментов рисования

Уметь:  выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

формирования умений и навыков

§2.10(2)

§2.10(стр. 95-101)

РТ: №55-56 (стр. 86-87)

Текущий,

ПР

26.

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

Уметь:  создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру.

контроль знаний

Работаем с фрагментами рисунка

§2.10, Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.

Тематический,

Тест,

ПР

IV четверть

27.

Обработка текстовой и графической информации.

Знать: представление о структуре комбинированного документа

Уметь:  создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию

формирования умений и навыков

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

§2.9, §2.10, Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

§2.9, §2.10

РТ: №53 (стр. 85)

Текущий,

ПР

28.

Преобразова-ние информации по заданным правилам.

Уметь: выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий

применения знаний, умений и навыков

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

§1.14 (1)

§1.14 (стр. 54-56)

РТ: №49 (стр. 49)

Текущий,

ПР

29.

Преобразова-ние информации путем рассуждений.

Уметь:  структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов.

формирования умений и навыков

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

§1.14 (2), Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

§1.14 (стр. 56-57)

РТ: №39-40 (стр. 40)

Текущий,

ПР

30.

Разработка плана действий и его запись.

Знать: выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.

Уметь:  представление о плане действий, программе, алгоритме

изучения нового материала

Логическая игра «Черный ящик»

§1.14 (3), Логическая игра «Переливашки»

РТ: №53 (стр. 52) + конспект

Текущий,

ПР

31.

Разработка плана действий и его запись.

Знать: способы записи алгоритмов.

Уметь:  пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем

определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.

формирования умений и навыков

Логическая игра «Переправа»

§1.14 , Логическая игра «Переливашки»

РТ: №54 (стр.53) + конспект

Текущий,

ПР

32.

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Знать: представление о движении изображений.

Уметь:  в презентации задать анимацию объектов.

проверки знаний

Практическая работа №14. Анимация (начало)

§2.11, Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания —  презентация «Морское дно».

Тематический,

Тест,

 ПР

33.

Создание движущихся изображений.

Уметь:  в презентации задать анимацию объектов

проверки знаний

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

§2.11, Образцы выполнения заданий —  презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

Текущий,

ПР

34-35

Проект «Информатика вокруг нас»


5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  Учащиеся должны:

•  понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

•  различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•  приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•  приводить примеры информационных носителей;

•  иметь представление о способах кодирования информации;

•  уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

•  определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

•  различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

•  запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows;

•  уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

•  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

•  уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

•  уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

•  уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

•  знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

 Личностные образовательные результаты:

  1. широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества;
  2. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  3. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
  4. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  5. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
  1. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц. понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
  2. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
  3. различать необходимые и достаточные условия,
  4. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
  5. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

 

 6. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  1. 1.Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. – Библиотека журнала «Информатика и образование».

2.Информатика. Тестовые задания. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

3.Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2004.

4.Тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, практикумы по решению задач составленные по учебнику И.Семакин, Л.Залогова и др. Информатика.  М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

5.Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Галыгина И.В. Тематические контрольные работы по информатике в форме тестов. М.: Образование и информатика, 2003.

7.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

7.1.Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. С.М. Окулов. Основы программирования. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. С.М. Окулов. Задачи по программированию. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  8. И.А. Бабушкина, С.М. Окулов. Практикум по объектно-ориентированному программированию. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  9. В.М. Кирюхин, С.М. Окулов. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.  

7.2.Литература для учеников:

     1.Босова Л.Л. Информатика 5 Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.     М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2008.

2.Босова Л.Л.  Рабочая тетрадь «Информатика 5» Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2004.

7.3.Полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ:

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

http://som.fsio.ru/

7.4.Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

7.5.Учебные компьютерные программы:

• 1C (http://www.1c.ru), БИТ про (http://www.bitpro.ru),
• ГиперМетод (
http://www.learnware.ru),
 • Инис-Софт (http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (
http://www.intline.ru),
• Информ-система (
http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (
http://www.kodeks.ru),
• ИстраСофт (
http://www.istrasoft.ru),
 • МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (
http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (
http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (
http://www.pmedia.ru),
• Российский новый университет (
http://rosnou.ru),
• Физикон (
http://www.physicon.ru),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 6-х КЛАССОВ

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерств...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Рабочая программа по учебному курсу "Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности"

Рабочая программа по учебному курсу "Информационно-коммуникационные технологии в редакционной деятельности" (11 класс)...

ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ПРОГРАММА  КУРСА «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов. Составители:  Семакин И.Г., Хеннер Е.К....

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...