РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 6-х КЛАССОВ
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tp_info_6_klass_bosova.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3№»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ДЛЯ 6-х КЛАССОВ
Программа предназначена для реализации
в 2012-2013 учебном году
Составитель программы
учитель информатики и ИКТ
Гудкова М.И.
Сасово-2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
1.2. Сведения о программе.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Программа адаптирована для учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №3 г.Сасово.
1.3. Информация о внесенных изменениях.
Никаких существенных изменений в авторскую программу внесено не было.
1.4. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).
1.5. Формы организации образовательного процесса.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
1.6. Виды и формы контроля.
Согласно Уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6–7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
1.7. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
1.8. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.
Учебно-методический комплекс:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2003
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ уро- ка | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дидактические единицы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды, формы контроля |
Компьютер и информация (12ч) |
1 | Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности. | 1 | Информатика, информация, виды информации. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер, его назначение и устройство | Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места. Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека. | Беседа. |
2 | Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками» (Ч. 1) | 1 | Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами | Иметь представление о программном обеспечении, операционной системе. Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами. Уметь создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению. | Индивидуальные карточки-задания. Наблюдение. |
3 | Информации в памяти компьютера. Системы счисленияю Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором WORD» (задание 1) | 1 | Представление информации в памяти компьютера. Редактирование документа в текстовом процессоре Word | Иметь представление о формах представления информации в компьютере, знать виды объектов текстовой информации. Уметь запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы. | Наблюдение. |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором MS WORD» (задание 2) | 1 | Понятие системы счисления, двоичная Система счисления форматирование в текстовом процессоре Word | Знать и уметь различать виды систем счисления. Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре WORD. | Практическая работа. |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления Работа с приложением Калькулятор. | 1 | Перевод двоич-ных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора | Знать алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот. Уметь переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот с использованием приложения Калькулятор. | Устный опрос у доски. |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1). | 1 | Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа | Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи. | Индивидуальные карточки-задания. |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2). | 1 | Элементы текста и способы их форматирования | Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи. | Практическая работа. |
8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | 1 | Формы представления информации. Способы кодирования информации | Уметь создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу. | Разноуровневая практическая контрольная работа. |
9 | Растровое кодирование графической информации. | 1 | Растровое кодирование графической информации | Иметь представление о способах кодирования изображения. | Беседа. |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа № 4 «Нумерованные списки». | 1 | Векторное кодирование графической информации. Сходства и различия в способах кодирования графической инфор-мации. Списки как способ оформления текста | Иметь представление о способах кодирования графической информации. Уметь создавать нумерованные списки. | Устный опрос. Практическая работа. |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа № 5 «Маркированные списки». | 1 | Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ оформления текста | Знать связь между единицами измерения информации. Уметь переводить из больших единиц измерения информации в меньшие. Уметь создавать маркированные списки. | Устный опрос. Практическая работа. |
12 | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2). | 1 | Понятие информации как знания, правила, факты. Формы получения знаний. | Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста. Уметь создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках. | Контрольная работа. Беседа. Наблюдение. |
Человек и информация-12ч |
13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4). | 1 | Чувственная форма получения знаний – ощущения, восприятия и представления. | Знать способы познания человеком мира через органы чувств. Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы. | Практическая работа. Фронтальный опрос. |
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице». | 1 | Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие. Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Обработка графической информации. | Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии. Уметь получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов. | Устный опрос. Практическая работа. |
15 | Как образуются понятия. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задания 1-2). | 1 | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Диаграммы: линейная, столбчатая. | Иметь представление о механизмах образования понятий. Знать логические приемы оперирования с понятием. Уметь создавать диаграммы разных типов , используя табличное представление информации. | Устный опрос. Практическая работа. |
16 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа. | 1 | Структурирование и визуализация информации. Текст, графика, числа в текстовом процессоре. | Знать отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом. Уметь: применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текста. | Разноуровневая практическая контрольная работа. |
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задание 3) | 1 | Объем и содержание понятия. Единичные и общие понятия. Компьютерная деловая графика. | Уметь различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы. | Устный опрос у доски. |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задания 4-5) | 1 | Отношение тождества, пересечения и подчинения. Круги Эйлера-Венна. | Иметь представление о возможности сравнения понятий. Уметь редактировать значения данных в диаграммах. | Фронтальный опрос. Практическая работа. |
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 «Графический редактор MS Paint» (задания 1-2.) | 1 | Отношение соподчинения, противоречия и противоположности. | Уметь устанавливать логические отношения. Знать возможности графического редактора Paint. Уметь делать рисунки, используя основные инструменты и палитру. | Взаимоопрос в парах. Практическая работа. |
20 | Определение понятия. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 3-6.) | 1 | Определение понятия через ближайший род и видовое отличие. | Знать виды определений, требования к построению родо-видового определения. Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты; преобразовывать рисунок. | Беседа с проблемными вопросами. Практическая работа. |
21 | Классификация. Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-2). | 1 | Понятие о классификации. | Знать требования к классификации, признаки классификации. Уметь классифицировать понятия по определенному признаку. | Наблюдение. |
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-2) | 1 | Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки. | Иметь представление о суждениях как формах мышления. Знать виды суждений. Уметь: создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора. | Индивидуальные карточки-задания. |
23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 3-4) | 1 | Умозаключения – форма мышления. | Иметь представление об умозаключениях. Знать правила получения умозаключений. Уметь встраивать в текст графические объекты из коллекции. | Устный опрос. Практическая работа. |
24 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему». | 1 | Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. | Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов. | Тестирование. |
Алгоритмы и исполнители -8ч |
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | 1 | Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя. | Иметь представление об исполнителях и сочинителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма. Уметь пошагово исполнять алгоритм. | Устный опрос. |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | 1 | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы. | Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами. | Разноуровневая практическая контрольная работа. |
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «PowerPoint. «Часы» (линейная презентация)». | 1 | Понятие линейного алгоритма. Примеры. | Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы. | Опрос у доски. Наблюдение. |
28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «PowerPoint. «Часы» (линейная презентация)». | 1 | Понятие линейного алгоритма. Примеры. | Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их различными способами, пошагово выполнять линейные алгоритмы. | Индивидуальные карточки-задания. Практическая работа. |
29 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 14 «PowerPoint. «Времена года» (гиперссылки в презентации)». | 1 | Условие. Развеетвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. | Иметь представление о разветвленном алгоритме. Знать правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами. Уметь создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы. | Устный опрос у доски. Наблюдение. |
30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 13 «. «Времена года» (гиперссылки в презентации)». | 1 | Условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма. | Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами. Уметь реализовывать условные и безусловные переходы. | Фронтальный опросПрактическая работа. |
31 | Циклические алгоритмы. Практическая работа № 14 «PowerPoint. «Скакалочка» (циклическая презентация)». | 1 | Цикл. Способы записи цикла. | Знать понятие цикла, его разновидности. Уметь составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы. | Проверочная работа. |
32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа № 14 «PowerPoint. «Скакалочка» (циклическая презентация)». | 1 | Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды цикла. | Уметь составлять и выполнять циклические алгоритмы. | Опрос у доски. Практическая работа. |
Резерв – 2ч |
33 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками» (Ч. 2) | 1 | Систематизация информации на электронных носителях. | Иметь представление о файловой системе. Уметь выполнять основные операции с файлами и папками. | Тестирование |
34 | Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» | 1 | Презентация знаний, полученных в 6 классе | Уметь: работать в программе PowerPoint | Практическая работа. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Компьютер и информация | 12 | 6 | 6 |
2 | Человек и информация | 12 | 6 | 6 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 8 | 3 | 5 |
4 | Резерв | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса информатикив 6-х классах
№ уро- ка | Тема урока | Кол-во часов | Виды, формы контроля |
Компьютер и информация (12ч) |
1 | Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности. | 1 | Беседа. |
2 | Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками» (Ч. 1) | 1 | Индивидуальные карточки-задания. Наблюдение. |
3 | Информации в памяти компьютера. Системы счисленияю Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором WORD» (задание 1) | 1 | Наблюдение. |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором MS WORD» (задание 2) | 1 | Практическая работа. |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления Работа с приложением Калькулятор. | 1 | Устный опрос у доски. |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1). | 1 | Индивидуальные карточки-задания. |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2). | 1 | Практическая работа. |
8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | 1 | Разноуровневая практическая контрольная работа. |
9 | Растровое кодирование графической информации. | 1 | Беседа. |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа № 4 «Нумерованные списки». | 1 | Устный опрос. Практическая работа. |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа № 5 «Маркированные списки». | 1 | Устный опрос. Практическая работа. |
12 | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2). | 1 | Контрольная работа. Беседа. Наблюдение. |
Человек и информация-12ч |
13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4). | 1 | Практическая работа. Фронтальный опрос. |
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице». | 1 | Устный опрос. Практическая работа. |
15 | Как образуются понятия. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задания 1-2). | 1 | Устный опрос. Практическая работа. |
16 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа. | 1 | Разноуровневая практическая контрольная работа. |
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задание 3) | 1 | Устный опрос у доски. |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задания 4-5) | 1 | Фронтальный опрос. Практическая работа. |
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 «Графический редактор MS Paint» (задания 1-2.) | 1 | Взаимоопрос в парах. Практическая работа. |
20 | Определение понятия. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 3-6.) | 1 | Беседа с проблемными вопросами. Практическая работа. |
21 | Классификация. Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-2). | 1 | Наблюдение. |
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-2) | 1 | Индивидуальные карточки-задания. |
23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 3-4) | 1 | Устный опрос. Практическая работа. |
24 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему». | 1 | Тестирование. |
1Алгоритмы и исполнители -8ч |
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | 1 | Устный опрос. |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | 1 | Разноуровневая практическая контрольная работа. |
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «PowerPoint. «Часы» (линейная презентация)». | 1 | Опрос у доски. Наблюдение. |
28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «PowerPoint. «Часы» (линейная презентация)». | 1 | Индивидуальные карточки-задания. Практическая работа. |
29 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 14 «PowerPoint. «Времена года» (гиперссылки в презентации)». | 1 | Устный опрос у доски. Наблюдение. |
30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 13 «. «Времена года» (гиперссылки в презентации)». | 1 | Фронтальный опросПрактическая работа. |
31 | Циклические алгоритмы. Практическая работа № 14 «PowerPoint. «Скакалочка» (циклическая презентация)». | 1 | Проверочная работа. |
32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа № 14 «PowerPoint. «Скакалочка» (циклическая презентация)». | 1 | Опрос у доски. Практическая работа. |
Резерв – 2ч |
33 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками» (Ч. 2) | 1 | Тестирование |
34 | Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» | 1 | Практическая работа. |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
требования к организации компьютерного рабочего места
виды прикладных программ, основные операции с файлами.
виды систем счисления
виды объектов текстовой информации
алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
связь между единицами измерения информации.
достоинства и недостатки представления информации в виде текста
способы познания человеком мира через органы чувств
логические приемы оперирования с понятием
отличия текстового редактора и процессора
основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
возможности графического редактора Paint
виды определений, требования к построению родовидового определения.
требования к классификации, признаки классификации
виды суждений
правила получения умозаключений
пошаговое исполнение алгоритма
способы описания алгоритмов,
понятие блок-схемы, обозначения блоков
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
правила записи разветвленного алгоритма
понятие цикла, его разновидности.
Уметь:
различать виды информации по способам ее восприятия;
приводить примеры обработки информации на компьютере;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
сохранять документы
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
создавать нумерованные списки
переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
устанавливать логические отношения
делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
классифицировать понятия по определенному признаку
создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
встраивать в текст графические объекты из коллекции.
записывать алгоритм известными способами
составлять линейные алгоритмы
записывать алгоритмы различными способами
разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц. понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
различать необходимые и достаточные условия,
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,
иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2003
Рассмотрено на заседании МО информационных технологий «____» ___________2012г. Протокол № Руководитель МО Гудкова М.И. | Согласовано зам. директора по УВР ___________ Гудаева Н.П. «______» ____________2012г. | Утверждено директор МБОУ СОШ№3 __________ Сарычева С.Н. «______» _____________2012г. Приказ №_____ от_________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 5-х КЛАССОВ
Основной задачей курса информатики в 5 классе является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, со...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
Рабочая программа по учебному курсу "Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности"
Рабочая программа по учебному курсу "Информационно-коммуникационные технологии в редакционной деятельности" (11 класс)...
ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ПРОГРАММА КУРСА «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов. Составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К....
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...