«Здоровая семья»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Психолого-педагогическая профилактика компьютерной зависимости подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zdorovaya_semya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
« Здоровая семья»
Психолого-педагогическая профилактика
компьютерной зависимости подростков.
Выполнила: Сащенко Галина Валентиновна
учитель математики
МОУ «СО№162» ЛАО
г.Омска
Анализ ситуации.
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления компьютера и компьютерных технологий. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно- на работе, в школе, дома. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем быту, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этой техники. Вместе с компьютерами появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников. С каждым годом все активнее развивается игровой компьютерный бизнес, расширяется рынок игрового программного обеспечения, увеличивается количество игровых компьютерных журналов и газет, растет количество игровых веб-сайтов в сети Интернета. Влияние компьютерных игр на поведение людей уже ни у кого не вызывает сомнения. Особенно подверженность компьютеру заметна у детей подросткового возраста: теряется интерес к учебе, к посещению театров, чтению книг, даже к общению со сверстниками. Возник новый вид зависимости- компьютерная зависимость. Существует основных два типа компьютерной зависимости: Зависимость от Интернета (сетеголизм) и Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).
Признаки компьютерной зависимости:
Значительное улучшение настроения от работы за компьютером.
Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере.
Если вы отрываете подростка от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к вам.
Неспособность спланировать окончание работы или игры.
Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера.
Пренебрежение домашними делами, подготовкой домашних заданий.
При общении сведение любого разговора к компьютерной тематике.
Отказ от общения с друзьями, от прогулок на свежем воздухе.
Физические отклонения:
Нарушение зрения.
Снижение иммунитета.
Головные боли.
Повышенная утомляемость.
Бессонница.
Боли в спине.
Туннельный синдром (боли в запястье).
В последнее десятилетие данная проблема все шире начинает распространяться на детей школьного возраста, в основном подростков, и как следствие, негативно отражается на их учебной деятельности.
Все выше изложенное и обусловило проблему исследования: каким образом можно продуктивно организовать работу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков?
Цели проекта: Уменьшение психологической зависимости подростков от компьютера и компьютерных игр.
Задачи проекта: 1.Создать условия для отработки коммуникативных навыков, новых форм общения и поведения в ученическом коллективе.
2. Сформировать навыки и установки, необходимые для противостояния компьютерной зависимости.
3. Поддержать развитие позитивной самооценки.
4. Разработать программу для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростков.
Эффективность данного проекта зависит если :
- методическая работа с детьми будет строиться на основе воспитательных мероприятий.
- педагог будет создавать такие проблемные ситуации, решение которых возможно практическим путем самим ребенком.
- процесс профилактики непрерывен, демократичен.
Теоретико-методическую основу исследования составили: концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (М.Коул, С.Пейперт, А.В.Беляева, С.Л.Новоселова, и др.), психолого-педагогические положения о закономерности развития человека (Л.И.Божович, Р.С. Немов, Л.С. Выгодский, В.А.Караковский, А.Н. Леонтьев, Л.С.Рубинштейн, В.А.Кутецкий), методические принципы педагогического исследования (Н.И.Загузов, А.И.Кочетов, В.В.Краевский, В.А.Сластенин). При подготовке проекта опиралась на «Программу психолога –педагогической профилактики компьютерной зависимости у подростков» С.А. Пырочкиной, О.П.Погореловой.
Механизм возникновения зависимости.
1.Стадия легкой увлеченности. После того как подросток один раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинают нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Специфика этой стадии в том, что потребность играть в компьютерные игры носит скорее ситуационный характер.
2.Стадия увлеченности. Появление потребности играть в компьютерные игры. Она на этом этапе принимает систематический характер.
3.Стадия зависимости. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов. Такие подростки любят совместно играть с помощью компьютерной сети друг с другом.
Индивидуализированная форма зависимости. Такие подростки подолгу играют в одиночку, потребность в игре у них находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями.
4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, однако полностью избавиться от психологической зависимости не может.
Диагностика уровня зависимости от компьютера.
Для диагностики уровня зависимости от компьютера проведем анкетирование подростков и их родителей (на базе 10 А класса МОУ «СОШ№162»)
Тест на детскую зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
(для родителей)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1-очень редко, 2-иногда, 3- часто, 4-очень часто, 5-всегда.
1.Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимые вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном вашим ребенком в сети?
7. Как часто ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто вы заставали своего ребенка пробивающегося в сеть против вашей воли?
11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто ваш ребенок отрывается, кричит или раздраженно, если его побеспокоить по поводу пребывания в сети?
14. Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас не было Интернета?
15. Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, нахождение в сети?
18. Как часто ваш ребенок злиться и становится агрессивным, когда вы накладываете ограничения на время, которое он проводит в сети?
19.Как часто ваш ребенок вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервозность, ребенка, когда он находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима по
Тест на Интернет-зависимость (с.А.Кулаков, 2004)
(для подростков)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1-очень редко, 2-иногда, 3- часто, 4-очень часто, 5-всегда.
- Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
- Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
- Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете общению со сверстниками?
- Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?
- Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что вы проводите в сети?
- Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает ваше образование?
- Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим.
- Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
- Как часто вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делаете в сети?
- Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
- Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
- Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой , безынтересной?
- Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в сети?
- Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
- Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?
- Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…» когда находитесь в сети?
- Как часто, вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
- Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
- Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
- Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
Результаты исследования поместим в таблицы:
0-49 | 50-79 | Выше 80 | всего | |
Мнение подростков | 17 | 11 | нет | 28 |
Мнение родителей | 12 | 16 | нет | 28 |
Результаты показали, что в данном классе средняя зависимость от компьютера: по мнению подростков
60%- ниже среднего
40%- уже существует влияние Интернета.
По мнению родителей:
40%- ниже среднего
60%- уже существует влияние Интернета
Расхождение показывает, что не всегда подросток реально может оценить степень зависимости.
Эти цифры указывают на то, что уже существует реальная угроза влияния на психологическое состояние ребенка.
Суть данной программы состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности зависимости от компьютера.
Основные этапы проекта.
№ | Этап | Содержание этапа | Сроки | Участники |
1 | Подготовительный |
| Ноябрь-декабрь 2010г. Январь 2011 | ученики. Классный руководитель. Родители, |
2 | Установочный |
| Февраль2011 | ученики. Классный руководитель. Родители, психолог |
3. | Развивающий | 1.Знакомство в группах с проблемами друг друга. 2. Создание атмосферы психологического доверия. 3. Способствовать осознанию собственных ресурсов. | февраль 2011 | ученики. Классный руководитель. психолог |
4. | Рабочий | 1. Проведение занятий.(1 раз в 2 недели) | Март-май 2011 | ученики. Классный руководитель. Родители, психолог |
5. | Консультирующий | Проведение консультаций | Май- сентябрь 2011 | ученики. Классный руководитель. Родители, психолог |
6. | Итоговый | 1. Проведение анкетирование подростков. 2. Проведение анкетирования родителей. | Сентябрь 2011 | ученики. Классный руководитель. Родители, психолог |
Программа групповых занятий.
Занятие1: 1. Знакомство участников с программой занятий .
2. Определение общих проблем.
- Определение участниками цели посещения занятий.
Занятие2: -Занятие6 Рабочие занятия, включающие игры, беседы, творческие задания. (программа разрабатывается)
Заключение.
Зависимость от компьютера проявляется быстрее, чем другие, традиционные, зависимости: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Тем не менее сейчас нельзя однозначно сказать, есть ли необходимость жестоко решать проблемы компьютерной зависимости в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимает массу времени, а с другой в современном мире невозможно без умения владеть компьютером, получить необходимую информацию для развития и образования. Эта программа нацелена на умение подростком ощущать ту тонкую грань между необходимостью и зависимостью. И научит его менять виды деятельности для здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый ребёнок, здоровая семья, здоровое село»
Воспитательная программа по пропаганде здорового образа жизни....
Классный час на тему: «Здоровая семья – здоровые дети – здоровая Россия.»
Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия....
Здоровая семья – Здоровые дети –Здоровая Россия!
Презентация к лассному часу "Здоровая семья - здоровые дети - здоровая Россия"...
Час общения "Здоровый ребенок - здоровая семья - здоровая Россия"
Цель: формирование правильного отношения к своему здоровью, повышение социально - психологической культуры учеников, повышение социально - психологической компетенции родителей....
Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...