Алгоритмическая реализация элементов, встречающихся в ГИА
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Актуганова Ольга Александровна

 Учимся решать задачи ГИА.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21

г. Йошкар-Олы».
 

Отрытый урок«Алгоритмическая реализация элементов,

встречающихся в государственной  итоговой

аттестации (ГИА)».

Подготовила материал:

                         учитель физики  и информатики     

                                     Актуганова О.А.

 

Цели урока

- дать представление о ГИА, алгоритм;

-научить решать задачи  разного типа  по алгоритму;

-систематизировать навыки учащихся по решению задач из ГИА,

- научить применять алгоритм  для программирования на языке Паскаль

Методический материал для урока.

Готовый конспект по уроку для учащихся с заданиями, домашними задачамипо  вариантам. Заготовка к  задаче на языке Паскаль.

Пояснение к методическому материалу:

 Заготовка, задачи по аналогии  из ГИА  в целях экономии времени на записи, домашнее задание разделено на варианты для самостоятельного индивидуального решения.

 

План урока.

 

  1. Организационныймомент.                                                         ( 1 минута)
  2. Пояснение по цели урока.                                                          (1 минута)
  3. Запись домашнего задания по новой теме.                          (1 минута)
  4. Опрос домашнего задания   с прошлого урока                     (4-6 минут)
  5. Новая тема  часть1/ часть 2                                                       (10-15 минут)
  6. Закрепление часть 1/ часть 2                                                     (12-18 минут)     
  7. «Гимнастика»  между частями                                                  (1 минута) 
  8. Разбор домашнего задания                                                       (3-5 минут)
  9. Рефлексия.                                                                                      (2-4 минуты)

 Ход урока.

1.Приготовить кабинет  к уроку.

Посадить учащихся за рабочие места,  попросить приготовиться к уроку   (тетрадь, пенал, дневник). Отметить отсутствующих в журнале, уточнить по какой причине. 

2.Цель сегодняшнего урока– «Научиться  решать задачи, встречающихся в государственной  итоговой  аттестации (ГИА)». 

3.Записать домашнее задание по новой теме.(указать дату следующего урока, записать  в дневник « решить задачи, см. в тетрадь»). 

4.Опрос домашнего задания   с прошлого урока(повторение теории).

 

  1. Что такое алгоритм?
  2. Какие формы записей алгоритмов существуют?
  3. Дайте определение системы счисления?
  4. Какие типы системы счисления бывают?
  5. Приведите примеры позиционных систем счисления и укажите их алфа­вит?
  6. Как переводят числа из одной позиционной системы счисления в другую? (например из10 в 2; из 2 в 10)?
  7. На доске записано число. Какие цифры являются основанием системы счис­ления, номер разряда , разрядом?                                                                       4 3 2 1 0
  8. Какие типы данных вы знаете?                                                    (524368)
  9. Что называют кодированием?  Декодированием?
  10. Как записывается   следующее  арифметическое  выражение на языке про­граммирования Паскаль?  а=а+b/2,   в<a/2

 

 

5. Новая тема. Часть 1.

Запишите в тетради число  и тему урока.

4.10.10г.                 Тема «Алгоритм решения задач, встречающихся ГИА». 

 Вопрос:  с какими задачи мы уже знакомы?  (на построение, вычисление, про­граммирование)

                  В чем заключается алгоритм решения таких задач? 

Рассмотрим задачу на вычисление  и на ее примере составим алгоритм реше­ния.

1)внимательно прочитать задачу.

Задача№1.

Дано А=D716 ,  В=3318 . Какое из чисел С, записанных в двоичной сис­теме счисления, отвечает условию А<C<B?


 

  1. 110110012
  2. 110111002
  3. 110101112
  4. 110110002


 

2)записать условие задачи.(  в тетрадь).

Дано                             

А=D716

В=3318

А<C<B

 

3)что требуется найти и в какой форме.

А2-? В2-? С2-?

 

4)записать решение.

 К доске вызвать двух учеников) http://www.nsportal.ru/sites/default/files/kodir.jpg

Для решения нам понадобится  таб­лица систем счисления, которую рекомендуется выучить.

Напомню: если двоичное число пред­ставление цифры состоит меньше  чем из трех  степеней разрядов, до­писать слева один или два нуля, чтобы получилось ровно три раз­ряда

Решение :

D716=13716                      3318

                       110101112       110110012                                      

Выбрать наименьшее число  и к нему прибавить единицу.

Для  это разделим число на группы из четырех цифр и по отдельности сравним первые и затем вторые.

                  1101    01112                               1101        10012

Первые равны, из вторых мы видим что первое меньше второго. Значит, числоD716 наименьшее  и к нему прибавляем единицу, так искомое число находится в диапазоне между данными числами.

110101112

+             1

110110002

5) Записать ответ и выбрать его из предлагаемых из задачи .

 

6.Закрепление. Часть 1.

И так мы решили задачу при этом в устной форме проговорили порядок действии при решении т.е алгоритм. Повторим его:

  1. внимательно прочитать задачу
  2. записать условие задачи
  3. что требуется найти и в какой форме
  4. записать решение.
  5. Выбрать соответствующий вариант ответа.

А теперь выполните самостоятельно задачу №2.

Можно решать само­стоятельно в перед доски .

 ( Вызвать ученика к доске. Ученик комментирует решение по алго­ритму)

Задача№2.

Дано А=2638 ,  В=В516 . Какое из чисел С, записанных в двоичной сис­теме счисления, отвечает условию А<C<B?


 

  1. 101100102
  2. 101101012
  3. 101101102
  4. 101101002


 

Дано                     Решение :

А=2638                2638                                   В516

В= В516               101100112          101101012

А<C<B                           00112   <              01012

А2-? В2-? С2-?      101100112

                                 +              1

                                101101002

Ответ:   101101002   

 

 

7.«Гимнастика»

Сделаем   упражнение на вдох и выдох,  потянуть мышцы тела,

повращаться на право и налево, и  поморгать ресничками глаз.

 

 8.Новая тема. Часть 2.

   А теперь задача другого характера. Задача №3.

Внимательно читаем, выясним условия. 

Определите значение переменной cпосле выполнения следующего фрагмента программы, в котором  a, bи c  - переменные вещественного  ( действенного типа).   Решение представьте графически. Проверьте данный фрагмент  с по­мощью языка программирования.

 

а:= 120;

b;=100:

a:= a+b/2;                      a=120+(100/2)=170

if  b<a/2                        100<(170/2) ; 100>85  нет

then c:=b+a                           

else  c:=b+a/2                с=100+(170/2)=185 =1,85*102.

К на доске разобрать арифметические действия по желанию  - ученик. Разби­раем  и поясняем каждое действие по-порядку. Представим данный фрагмент графически. Для это у вас в в конспектах  есть недостроенная блок схема. Ее надо дочертить  и вписать  не достающие элементы. http://www.nsportal.ru/sites/default/files/blok.jpg

В первый блок процесс действия запишем а:=120, b:=100 во второй  a:= a+(b/2)в третий блок  принятия решения b<(a/2)если условие выполняется над блоком справа  поставим «+» и  процесс действия запишем c:=b+a,  если не выполняется условие  «-«и запишем  c:=b+(a/2).  А теперь дорисуйте блоки чтобы это  былоне фрагментом, а  целой программой. Нужно добавить блоки пуск, блок вывода вывод результата и блок остановка, где  впишем начало, вывод cи конец  программы.

 Памятка по решению графических задач.

  1. внимательно прочитать задачу
  2. разобрать условие задачи по действиям
  3. проанализировать математически.
  4. операции  вписать в блок- схемы.
  5. выбрать соответствующий вариант ответа 

Проверим наш фрагмент с помощью языка программирования Паскаль. Для этого возьмем заготовку программы по сети. (найти программу «znachenie» и скопировать в папку TXT\. Изменим условие  задачи для программы и введем переменные с клавиа­туры.

В вашей программе есть строки, где стоят знаки вопроса. Вместо них нужно поставить соответствующие  символы. По строчно  разберем программу.

  1. название - имя на анл.яз;
  2. диапазон  переменных вещественного типа
  3. на экран выводятся выражение «введите число  a, и вводиться перемен­ная с клавиатуры.
  4. на экран выводятся выражение «введите число b, и вводиться пере­менная с клавиатуры.
  5. переменной   присвоить выражение a:= a+(b/2)
  6. проверяется условие b<(a/2)
  7. если да    c:=b+a
  8. если нет (иначе)  c:=b+(a/2)
  9. выводится результат переменной  c
  10. конец программы
  11. Запуск на компиляцию  Ctrl+F9
  12. Справка F1
  13. Сохраняем в своей папке .
  14. Запуск на выполнение   Alt+ F5
  15. сверяем с вычисленным ответом  1,85*102

 Памятка по решению  задач по программированию

  1. внимательно прочитать задачу
  2. составить порядок выполняемых действии.
  3. записать действия с помощью операторов
  4. запуск программы на ошибки
  5. сохранение 
  6. запуск на выполнение .

  А теперь давайте сделаем выводы как же нужно решать задачи

  1. Внимательно прочитать условие задачи
  2. Определить тип задачи
  3. Решать по алгоритму, соответствующий типу задачи.

 

9.Разбор домашнего задания.

Домашнее задание  в ваших конспектах. Это три задачи, подобие кото­рых мы разобрали на уроке. Внимательно прочитайте задачи.  

Задача№1.

Дано А=C616 ,  В=3108 . Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию А<C<B?

 Задача№2.

Дано А=A416 ,  В=В2468 . Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию А<C<B?

                   Задача №3.

Определите значение переменной cпосле выполнения следующего фрагмента программы, в котором  a, bи c  - переменные вещественного  (действенного типа). 

а:= 20;

b;=10:

a:= a+4b/a;                   

if  b<a/2                       

then c:=b+a                           

else  c:=b+a/2                .

Решение представьте графически. Составьте и запишите программу  на данный фрагмент в тетради.

                                              10 . Рефлексия.

  Закончите следующие фразы.

 Я сегодня узнал…..

 Я сегодня для себя усвоил…

 Я сегодня повторил…..

Список литературы.

Угринович. Н.Д. Поурочные планы. Информатика  и ИКТ       9-11класс

Угринович. Н.Д.  Преподавание курса информатики и ИКТ  7-11 класс. 

 Мето­дическое пособие для учителей. Бином. Москва. Лабораторные зна­ния . 2005г. 

А.М. Горностаева. Информатика 9- 11-класс. Поурочные планы. «Учитель». Волгоград .2008г. 

                Н.В. Глинка. Школьные олимпиады. Информатика.  Айрис-пресс». Москва.2008г. 

                Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. «Лидер» С-Петерберг.2009г. 

               А.Ф. Кавтрев. Виды уроков с использованием компьютерных моделей

     Н.Д. Угринович. Информатика и  ИКТ  10 класс. Москва. Бином 2009г. 

А.М. Горностаева. Информатика 10-класс. «Учитель». Волгоград .2008г.

 Н.В. Глинка. Школьные олимпиады. Информатика. «Айрис-пресс». Мо­сква.2008г.

Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. «Лидер» С-Петерберг.2009г. 

http://pedsovet.org/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Реализация элементов развития критического мышления на уроках математики"

Обобщение опыта работы в технологии критического мышления...

Презентация по теме "Реализация элементов технологий здоровьесбережения на уроках английского языка"

Выступление на РМО по теме "Реализация элементов технологий здоровьесбережения на уроках английского языка"(из опыта работы).Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, до...

эффективность реализации элементов урока физической культуры

эффективность реализации элементов урока физической культуры...

Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды" 2019

Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды"  https://vk.com/kmt46ru Мастер-класс по организации дистанционного...

Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...