исследовательская работа а уроках математики
статья по геометрии

статья на тему" Исследовательская работа на уроках математики" 

  Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся:

 – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности;

 это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

 Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, презентация.

Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермакова И.Н.

МОУ Ушмунская СОШ, учитель математики

Исследовательская работа на уроках математики

В рамках реализации ФГОС НОО и Концепции развития математического образования особое внимание уделяется повышению интереса к математике, а также углублению и расширению математических знаний и представлений младших школьников.

Согласно ФГОС НОО, проблема развития исследовательских навыков занимает одно из центральных мест, подчёркивается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».

По мнению В.А.Далингера: «Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.»

Приобщая детей к исследовательской деятельности, учитель нацелен на процесс, а не на результат. Главное условие достижения результата — заинтересовать ребенка и вовлечь в атмосферу деятельности.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Учебно-исследовательская деятельность готовит учащихся к новым общественным отношениям, развивает личностно-значимые качества учащихся, необходимые им для успешного самоопределения.

Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке, так как сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит и исследование проблемы с разных сторон. Начинать нужно с заданий доступных каждому ученику.

«Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.»

Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:

  • ситуация успеха
  • ситуация затруднения
  • постановка учебной проблемы
  • решение учебной проблемы

Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения — с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Этот метод применяется в трех направлениях:

- включение элемента поиска во все задания учащихся;

- раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

- организация исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

При использовании исследовательского метода учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Педагог выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника — это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества.

Включение элементов исследовательской работы в систему прежних знаний может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. В связи с этим педагогическая идея сводится к необходимости систематического применения в той или иной форме элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики при органическом их сочетании с основным содержанием урока.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.
Идеи исследовательского метода обучения получили развитие в трудах ученых Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. Они указывали, что главным смыслом исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Основные этапы учебного исследования

1)

Мотивация исследовательской деятельности

2)

Формулирование проблемы

3)

Сбор, систематизация и анализ фактического материала

4)

Выдвижение гипотез

5)

Проверка гипотез

6)

Доказательство или опровержение гипотез

Исследовательская работа с учащимися способствует:

-развитию предпрофессиональных навыков

-воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося

-формированию исследовательской компетенции

-развитию творческих способностей учащихся

Развитие исследовательских умений дает:

  • возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
  • возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

На уроках математики при решении практически любой задачи проводится так называемое мини-исследование, где используются основные мыслительные операции - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация;

-при решении задач различными способами

-при решении задач с параметрами также используется исследовательская деятельность: ставится вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться в зависимости от значения параметра. При применении исследовательского метода в учебном процессе учитель не дает готовых знаний, он организует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность обучающихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных для них задачах, теоремах новые способы решения или доказательства. Только в процессе такой деятельности можно развить творческие способности ребенка.

Практика по использованию исследовательской деятельности учащихся на уроках математики показала, что исследовательский метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, и приводит к хорошему усвоению материала, к развитию мышления и способностей учащихся.

В то же время этому методу присущи следующие трудности и проблемы:

- он требует большей затраты времени чем при сообщении готовых знаний;

- при этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя. А он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу;

- активное участие в решении проблемы или в беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные – пассивны.

Поэтому исследовательский метод следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приёмов. Прежде всего нужно помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленной проблемы. На уроке ставятся нетрудоёмкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоёмкие проблемы можно включать в домашние задания. В этом случае на уроке только создаётся проблемная ситуация и ставится проблема. Тогда в домашних условиях каждый ученик может спокойно, не торопясь, рассмотреть достаточное число частных случаев, обратиться к книгам и самостоятельно прийти к «открытию».

Заключение

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся:

– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности;

это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, презентация.

Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках математики

Выступление на педагогическом совещании по теме:"Исследовательская работа на уроках математики "...

Организация исследовательской работы на уроках математики

Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учит...

Исследовательская работа на уроках математики

При обучении школьников исследовательской деятельности следует:-Формировать рефлексивные умения путем приобщения учащихся к методам научного познания.-Формировать у учащихся умение критически оцениват...

Исследовательская работа на уроке математики в 6 классе

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Признаки делимости на 6 и на 9"...

Доклад "Научно-исследовательская работа на уроках математики"

Характеристика научно-исследовательской работы, примеры...

Презентация "Исследовательская работа на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете на тему  "Исследовательская работа на уроках математики"...