Методическая разработка урока геометрии в 7 классе по теме: «Сумма углов треугольника»
методическая разработка по геометрии (7 класс)
Предмет: геометрия 7 класс
Тема: Сумма углов треугольника.
Цель: создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока геометрии в 7 классе по теме: «Сумма углов треугольника | 86.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока геометрии
в 7 классе по теме:
«Сумма углов треугольника»
Предмет: геометрия 7 класс
Тема: Сумма углов треугольника.
Цель: создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Задачи:
Предметные
-Создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Метапредметные
-Регулятивные
формировать умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения
-Коммуникативные
формировать умения участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению;
-Личностные
формировать:
умение уважительного отношения к сверстникам и ответственного отношения к учебному труду
1.Мобилизующий момент: (включает правила посадки). Создаем условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Вижу у вас хорошее настроение,
Руки?
Д: На месте!
Ноги?
Д: На месте!
Локти?
Д: У края!
Спина?
Д: Прямая
- Садитесь, пожалуйста, соблюдая правило посадки!
- Ребята! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра, тепла и, прикоснувшись ладошками, подарим друг другу уверенность в том, что у вас все сегодня получится, а я вам буду помогать.
- Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки, на основе наблюдений и из практического опыта, делали выводы, высказывали предположения-гипотезы, а затем на встречах ученых - симпозиумах, эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: «В споре рождается истина». Нас сегодняшний урок тоже будет похож на небольшой симпозиум. Мы выскажем своё предположение по вопросу, попытаемся его доказать, и если у нас это получится, то посмотрим, как его можно будет применять при решении задач. А эпиграфом нашего урока, я хочу предложить слова Пифагора:
2. Актуализация знаний ( устно)
- Мы закончили изучение большого раздела геометрии «Параллельные прямые». Рассмотрели определение параллельных прямых, их признаки и свойства. Давайте вспомним основные понятия, связанные с параллельными прямыми. Работаем устно.
-Назовите пары односторонних углов.
Назовите пары накрест лежащих углов.
Назовите пары соответственных углов.
(Слайд 3)
-Найдите все углы, если прямая а ‖‖ в и угол 1 равен 700. (Слайд 4)
-Найдите углы 3,4,5, если АС ‖‖ m и угол 1 равен 600, Угол 2 равен 500. (Слайд 5).
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему «Параллельные прямые». А, посмотрев на следующий слайд, попытайтесь определить о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам- то, как не знать …
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умело
Величины всех углов
в треугольнике узнать (Слайд 6)
- Итак, тема сегодняшнего урока «Сумма углов треугольника». (Слайд 7)
- Давайте подумаем, какова цель нашего сегодняшнего занятия. (Дети высказывают предположения)
- Правильно, сегодня на уроке мы должны будем высказать гипотезу о сумме углов треугольника, потом доказать теорему о сумме углов треугольника и рассмотреть ее применение при решении задач. (Слайд 8)
3. Изучение новой темы.
Я хочу предложить вам познание осуществлять через практическую деятельность. Будьте внимательны, ведь почти в каждом вопросе скрывается половина ответа.
Главное правило? - Рассуждать.
Ребята, с помощью какого прибора мы измеряем углы? (с помощью транспортира) . (Слайд 9)
Значит, мы сможем найти сумму углов?
На каждую парту раскладываются модели различных треугольников с опросными листами.
Я предлагаю найти сумму углов треугольника разными способами.
Попробуем включить «открытие» в систему нашей деятельности, т.е. освоить новый способ доказательства теоремы с помощью бумажной модели треугольника
Работа в парах, проговариваем правила работы в паре (приложение– паровозик) (Слайд 10)
Проведем 1 эксперимент.
Цель: построение практического способа действия и формирование умения выполнить его по алгоритму. Сначала дети читают алгоритм, а затем его выполняют. Алгоритмы на партах.
Что можно попытаться сделать? (Исследовать нашу модель, сделав преобразования с треугольником).
Алгоритм действия:
1.Обозначить треугольники
2.Измерить углы треугольника
3.Найти сумму углов треугольника
4.Определить вид треугольника
5.Сделать выводы.
Вывод: Сумма углов у всех получалась разная, но близкая к 1800 (так может получаться потому, что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).
Проведем 2 эксперимент.
У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику разных цветов. Возьмите их. Они желтого или розового цвета. Обозначьте углы треугольника цифрами 1, 2, 3. (Слайд 11)
Учащиеся с желтыми треугольниками:
1. Алгоритм действия:
1.Возьми треугольник
2.Оторви два любых угла
3. Приложи их к третьему углу (подумай как)
4.Сделай вывод: какой общий угол получился?
5.Дай ответ
Учащиеся с розовыми треугольниками:
2. Алгоритм действия:
1.Возьми треугольник
2. Сложи угол 1 во внутрь треугольника (по прямой параллельной к стороне, того угла который мы будем сгибать )
3. Сложи остальные углы во внутрь треугольника (подумай как)
4.Сделай вывод: какой общий угол получился?
5.Дай ответ
Работа в парах, оценивание друг друга.
Дети друг другу ставят «+» или «- » согласно данным критериям в оценочный лист.
Сверка с эталоном. (Слайд 12)
- Посмотрите, на получившуюся фигуру и скажите, какой угол образуют в сумме все углы треугольника?
- Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.
- Чему равна градусная мера развернутого угла?
- К какому выводу мы пришли?
- Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Можно ли быть уверенным в том, что в каждом треугольнике сумма углов равна 1800.
- Можно ли измерить углы любого треугольника?
- Посмотрите карту звёздного неба. Найдите созвездие Большой Медведицы и Малой Медведицы. Найдите Полярную звезду – ориентир для путешественников и мореплавателей, - которая указывает направление на север.
Найдём ещё две яркие звезды: α-звезда Капелла в созвездии Возничего и α- звезда Вега в созвездии Лира. Мысленно соединим их отрезками, получим треугольник. Можно ли измерить углы этого треугольника? (Слайд 13)
В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение – гипотезу. Чтобы она стала истиной, её нужно доказать, убедиться, что она справедлива для любого треугольника.
Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается с помощью доказательства? (Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.)
- Какую теорему нам нужно доказать?
Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Доказательство теоремы. (Слайд 14)
Итак, дан треугольник АВС, нужно доказать, что сумма его углов А, В, С равна 1800. Давайте оформим конспект.
- Как доказать данную теорему?
Перед вами опорная схема, заполните пропуски в ней.
Опорная схема
Теорема: Сумма углов треугольника равна 1800.
Доказательство:
1) проведём через вершину В прямую MN параллельную стороне ….......
2) угол 1 = углу 4, ( ………. ……………………углы при пересечении параллельных прямых…… и …. секущей ……)
3) угол 3 = углу 5 ( ………. …………….углы при пересечении параллельных прямых…… и ….. секущей …..)
4) угол 4 + угол 2 + угол 5 =………, так как образуют …………………. угол
5) из (2),(3), (4) получаем угол 1 + угол 2 + угол 3 = =………..
Теорема доказана.
Теперь проверим (Слайд 15)
Но такой способ доказательства не единственный. Первое доказательство было дано еще Пифагором (5 в. до н.э.) В первой книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника. (Слайд 16)
2способ: Доказательство Евклида. (Слайд 17)
По готовой презентации ученик предлагает доказательство Евклида.
Доказательство: |
3 способ:
(Слайд 18)
Попробуйте доказать дома эту теорему, используя чертеж учеников Пифагора. (Ребятам раздается лист с чертежами всех трех доказательств на дом.)
4. Физ. минутка. (Слайд19-20)
5.Закрепление.
Устно.
-Применяя теорему о сумме углов треугольника, можно решить много различных интересных задач (задачи на слайдах). (Слайд 21- 26)
- Чему равен угол равностороннего треугольника? (60º)
- Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (90º)
- Чему равен острый угол прямоугольного, равнобедренного треугольника? (45º)
Письменная работа в тетрадях, один ученик у доски(Слайд 27)
№1
№224 стр.71 (Слайд 28)
Решение: Пусть одна часть составляет х0. Тогда А=(2х)0,В=(3х)0,С=(4х)0. Зная, что по теореме о сумме углов треугольника А + В+ С=1800, составлю и решу уравнение.
2х+3х+4х=180,
9х=180,
х=20,
А=400, В=600, С=800.
Ответ:400,600,800.
6. Первичная проверка понимания.
Тест с последующей самопроверкой (5 мин) (Слайд 29)
1 вариант
1.Закончите предложение:
Сумма углов треугольника равна…
2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 400 и 600 ?
3.Два угла треугольника соответственно равны 1000 и 500 , найдите третий угол.
4.Два угла треугольника равны по 300 каждый. Чему равен третий угол?
5.В равнобедренном треугольнике угол при вершине равен 400. Чему равен угол при основании?
2 вариант
1.Закончите предложение:
Сумма углов треугольника равна…
2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 1300 и 700 ?
3.Два угла треугольника соответственно равны 400 и 600 , найдите третий угол.
4.Два угла треугольника равны по 600 каждый. Чему равен третий угол?
5.В равнобедренном треугольнике угол при основании равен 700. Чему равен угол при вершине?
7. Подведение итогов.
- Какова была цель нашего урока?
-Какие определения, свойства, теоремы используются при доказательстве теоремы?
8. Домашнее задание. (Слайд 30)
П.30; №223 (б, в); №227 (а) (стр.69-71).
Доказать теорему о сумме углов треугольника, используя чертеж учеников Пифагора. (По желанию)
9. Рефлексия (Слайд 31)
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто возил камни? (поднимите синие треугольники)
- Кто выполнял свою работу? (поднимите желтые треугольники)
- Кто строил храм? (поднимите красные треугольники)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника"
Урок геометрии с применением мультимедийной презентации, электронной физминутки, тестированием....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА»
Тема урока: Сумма углов треугольника Цели и задачи урока:...
Урок геометрии в 7 классе по теме: "Сумма углов треугольника".
На уроке ставилось цель - создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприят...
Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....
Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника»
Разработка урока по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника" с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника"
Разработка урока по теме "Сумма углов треугольника". К разработке приложена самостоятельная работа и презентация....
Методическая разработка урока геометрии в 7 классе на тему "Сумма углов треугольника"
Материал содержит технологическую карту урока, построенного в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода с применением исследовательского метода обучения....