Рабочая программа по геометрии 9 “А” класса
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс)
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по математике, образовательной программой с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7-9 классы,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_9_a.docx | 70.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””
(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)
___________________________________________________________________________________
143441, Московская область, г.о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;
КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: class="c83">____________________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей _________________ от____________ №1 руководитель ШМО _____________________ (ФИО) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ Г.А. Костина «__»____________ 20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ “Образовательный центр “Вершина””________________ А.В. Клецкин «___»__________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии 9 “А” класса
Составил : Галстян Лусине Мисаковна
учитель высшей категории
2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: геометрия
Уровень общего образования: основная школа
Количество часов по учебному плану: 34 учебные недели, 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе:
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 79с. – (Стандарты второго поколения).
- Бутузов В.Ф.. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2013. — 31 с.
Учебник:
Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по математике, образовательной программой с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7-9 классы, сост. Т.А.Бурмистрова, М., Просвещение,2010.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение) и курса стереометрии в старших классах.
Общеучебные цели:
- Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
- Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
- Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
- Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
- Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
- Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций.
- Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Программа рассчитана на 66 учебных часа, 2 ч в неделю.
Место учебного предмета «Геометрия — 9» в учебном плане школы
Учебный предмет "геометрия" в учебном плане представляет предметную область «Математика и информатика», которая входит в обязательную часть учебного плана.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Такое количество часов совпадает с количеством часов, представленных в рабочей программе к учебнику Л.С. Атанасяна (Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2013. — 31 с.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геметрия-9»
Изучение предмета «Геометрия» в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- подготовка к основному государственному экзамену.
Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения программы:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные результаты освоения основной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий
Межпредметные понятия
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
- Владение геометрическими понятиями;
- Владение основными математическими умениями (составлять формулы и проводить по ним вычисления, решать текстовые задачи, использование метода координат на плоскости для решения задач; вычислять геометрические величины, применять изученные свойства фигур и отношений между ними; изображать плоские и пространственные геометрические фигуры и их конфигурации, читать геометрические чертежи);
- Применение приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Предметные результаты по итогам изучения каждой главы учебника
Тема | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться |
При изучении темы «Векторы» | Учащийся научится
| Учащийся получит возможность научиться
|
При изучении темы «Метод координат» | Учащийся научится:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
При изучении темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произве-дение векторов» | Учащийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов: | Учащийся получит возможность научиться:
|
При изучении темы «Длина окружности и площадь круга» | Учащийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
При изучении темы «Движения» | Учащийся научится:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
При изучении темы «Начальные сведения из стереометрии» | Учащийся получит представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объѐмов тел | |
При изучении темы Об аксиомах планиметрии | Учащийся познакомится с основными аксиомами планиметрии, будет иметь представление об основных этапах развития геометрии. | |
Повторение курса планиметрии | Учащийся научится:
|
Содержание учебного предмета «Геометрия - 9»
Векторы (12 ч)
Определение вектора, начало, конец, нулевой вектор, длина вектора, коллинеарные, сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы. обозначение и изображение векторов. Откладывание вектора от данной точки.
Сложение и вычитание векторов. Законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма. Построение вектора, равного сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, многоугольника. Понятие разности двух векторов, противоположных векторов.
Определение умножения вектора на число, свойства. Применение векторов к решению задач. теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.
Метод координат (10 ч)
Лемма о коллинеарных векторах. Теорема о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам. Понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число. Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уравнение окружности и прямой. Изображение окружности и прямой, заданных уравнениями, простейшие задачи в координатах.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч)
Определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0º до 180º, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. Формула основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Формула площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Методы проведения измерительных работ. Теорема о скалярном произведении двух векторов и её следствия.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга (12 ч)
Определение правильного многоугольника, формула для вычисления угла правильного п - угольника. Теоремы об окружностях: описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности и длины дуги окружности. Формулы площади круга и кругового сектора. Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Движения (8 ч)
Понятие отображения плоскости на себя и движения. Свойства движений, осевой и центральной симметрии. Понятие параллельного переноса. Основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. Понятие поворота. доказательство того, что поворот есть движение.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Начальные сведения из стереометрии (5 ч)
Многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, пирамида. Цилиндр, конус, сфера и шар.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Об аксиомах планиметрии (1 ч)
Ознакомление с системой аксиом, положенных в основу изучения курса геометрии. Представление об основных этапах развития геометрии.
Повторение. Решение задач (4 ч)
Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. Окружность. Треугольники. Четырехугольники. Многоугольники. Векторы. Метод координат. Движение.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
Повторение | 1 | |
Глава IX. Векторы (12 часов) | ||
1 | Повторение. Понятие вектора | 2 |
2 | Сложение и вычитание векторов | 4 |
3 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 4 |
4 | Решение задач | 1 |
Контрольная работа 1 | 1 | |
Глава X. Метод координат (11 часов) | ||
1 | Координаты вектора | 2 |
2 | Простейшие задачи в координатах | 3 |
3 | Уравнения окружности и прямой | 4 |
4 | Решение задач | 1 |
5 | Контрольная работа 2 | 1 |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 час) | ||
1 | Синус, косинус и тангенс угла | 3 |
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 6 |
3 | Скалярное произведение векторов | 3 |
4 | Решение задач | 1 |
Контрольная работа 3 | 1 | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов) | ||
1 | Правильные многоугольники | 4 |
2 | Длина окружности и площадь круга | 4 |
3 | Решение задач | 3 |
4 | Контрольная работа 4 | 1 |
Глава XIII. Движения ( 8 часов) | ||
1 | Понятие движения | 3 |
2 | Параллельный перенос и поворот | 3 |
3 | Решение задач | 1 |
4 | Контрольная работа 5 | 1 |
Глава XIV . Начальные сведения из стереометрии (5 часов) | ||
1 | Многогранники | 3 |
2 | Тела и поверхности вращения | 2 |
Об аксиомах планиметрии ( 1 часа) | 1 | |
Повторение курса планиметрии (4 часов) | ||
Повторение. Решение задач | 3 | |
Контрольная работа 6 (итоговая) в виде теста | 1 | |
Итого | 68 часов |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Приблизительные сроки прохождения |
1 | Повторение курса 8 класса | 1 | |
Глава IX. Векторы (12 часов) | |||
2 | Понятие вектора | 1 | |
3 | Откладывание вектора от данной точки | 1 | |
4 | Сумма двух векторов | 1 | |
5 | Сумма нескольких векторов | 1 | |
6 | Вычитание векторов. | 1 | |
7 | Входная контрольная работа | 1 | |
8,9 | Умножение вектора на число. | 2 |
|
10 | Применение векторов к решению задач. | 1 | |
11 | Средняя линия трапеции | 1 | |
12 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы.» | 1 | |
Глава X. Метод координат (11 часов) | |||
14 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | |
15 | Координаты вектора | 1 | |
16,17 | Простейшие задачи в координатах | 2 | |
18 | Решение задач методом координат | 1 | |
19 | Уравнение окружности | 1 | |
20 | Уравнение прямой | 1 | |
21,22 | Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой» | 2 | |
23 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Метод координат» | 1 | |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 час) | |||
25-27 | Синус, косинус, тангенс угла | 3 | |
28 | Теорема о площади треугольника | 1 | |
29 | Теоремы синусов и косинусов | 1 | |
30,31 | Решение треугольников | 2 | |
32 | Измерительные работы | 1 | |
33 | Обобщение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
34 | Скалярное произведение векторов | 1 | |
35 | Скалярное произведение векторов в координатах | 1 | |
36 | Применение скалярного произведения векторов при решении задач | 1 | |
37 | Решение задач | 1 | |
38 | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов) | |||
Правильные многоугольники | 1 | ||
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 | ||
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | ||
Решение задач по теме «Правильные многоугольники» | 1 | ||
Длина окружности | 1 | ||
Решение задач по теме «Длина окружности» | 1 | ||
Площадь круга и кругового сектора | 1 | ||
Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора» | 1 | ||
Обобщение по теме «Длина окружности. Площадь круга» | 1 | ||
Решение задач | 1 | ||
Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности. Площадь круга» | 1 | ||
Глава XIII. Движения ( 8 часов) | |||
Понятие движения | 1 | ||
Свойства движения | 1 | ||
Решение задач | 1 | ||
Параллельный перенос | 1 | ||
Поворот | 1 | ||
Решение задач | 1 | ||
Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
Контрольная работа №5 по теме: «Движение» | 1 | ||
Глава XIV . Начальные сведения из стереометрии (5 часов) | |||
Призма | 1 | ||
Объём и площадь поверхности многогранника | 1 | ||
Пирамида | 1 | ||
Цилиндр и конус | 1 | ||
Сферы и шар | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Об аксиомах планиметрии (1 час) | |||
Об аксиомах планиметрии | 1 | ||
Повторение курса планиметрии (4 часа) | |||
Повторение темы «Треугольники». «Четырехугольники. Многоугольники.». Решение задач | |||
Повторение по теме «Окружность». Решение задач | |||
Повторение. темы «Векторы. Метод координат». Решение задач |
Учебно-методическое обеспечение
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Контрольные работы по геометрии 9 класс. Н.Б.Мельникова. м. Экзамен – 2016
- Геометрия 9 класс. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Э.Н.Балаян, Н.Э.Балаян. Ростов-на-Дону, Феникс, 2017
- Геометрия-8. Самостоятельные и контрольные работы. М.А.Иченская
- Изучение геометрии в 7,8,9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков и др - М.: Просвещение,2017
- Дидактические материалы по геометрии. 9 класс Н.Б.Мельникова, Г.А Захарова. М. Экзамен, 2018
Для учащихся:
- Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2015г.
- Рабочая тетради по Геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 класс» 9 класс. М: Просвещение. 2017 г.
- Контрольно- измерительные материалы. Алгебра: 9 класс (А.Н.Рурукин) Москва: ВАКО, 2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....