Технологическая карта по геометрии в 7 классе на тему "Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол"
план-конспект занятия по геометрии (7 класс)
Технологическая карта по геометрии в 7 классе на тему "Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Цели: познакомить учащихся с тем, что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией, какие фигуры в планиметрии называются основными; систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой: через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну; научить обозначать точки и прямые на рисунке; ввести понятие отрезка; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать интерес к предмету
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа о возникновении и развитии геометрии.
ПЛАН БЕСЕДЫ
1. Зарождение геометрии.
2. От практической геометрии к науке геометрия.
3. Геометрия Евклида.
4. История развития геометрии.
5. Геометрические фигуры.
Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, прокладывать дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» – по-гречески земля, а «метрео» – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами.
Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений.
За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, но они не были еще систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построения прямых углов и т. д. Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории.
Первым, кто начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI в. до н. э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и так далее, то есть то, что на современном геометрическом языке называется движением.
Постепенно геометрия становится наукой, в которой большинство фактов устанавливается путем выводов, рассуждений, доказательств.
Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже с V в. до н. э. Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В «Началах» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука.
Эта книга была переведена на языки многих народов мира, а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.
В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и т. д. Отвлекаясь от этих свойств и беря во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.
На уроках математики вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами и представляете себе, что такое точка, прямая, отрезок, луч, угол, как они могут быть расположены относительно друг друга. Вы знакомы с такими фигурами, как треугольник, прямоугольник, круг (показать модели этих фигур).
Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.
Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию. Такие фигуры, как отрезок, луч, прямая, угол, окружность, круг, треугольник, прямоугольник, являются плоскими, то есть целиком укладываются на плоскости. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости, называется планиметрией (от латинского слова «планум» – плоскость и греческого «метрео» – измеряю).
В стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве, таких как параллелепипед, шар, цилиндр, пирамида (показать модели). Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.
III. Изучение нового материала.
1. Повторение известного учащимся материала о точках и прямых, их изображении и расположении относительно друг друга.
2. Прямая безгранична, а на рисунке изображается только часть прямой.
3. Обозначение прямых малыми буквами латинского алфавита или двумя большими буквами, соответствующими двум точкам, лежащим на прямой.
4. Введение понятия луча (использовать рис. 11 учебника).
5. Обозначение луча (рис. 12, а и б).
Рисунки выполнять на доске и в тетрадях; рассмотреть по учебнику рисунки 4, 5 и 6 на с. 5.
6. Выполнение практического задания № 1 (с. 7 учебника). Символы и .
7. Вопросы к учащимся:
1) Можно ли через данную точку провести прямую?
2) Сколько прямых можно провести через данную точку?
Учащиеся должны сделать вывод: «через данную точку можно провести сколько угодно прямых».
3) Сколько прямых можно провести через две данные точки? (Ответ: только одну.)
Учащиеся проводят прямую через две данные точки и находят в п. 1 учебника утверждение: «через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну».
Это утверждение выражает неискривленность прямой, то есть то свойство, которое отличает прямую от других линий (через две данные точки можно провести сколько угодно кривых линий, например окружностей, а прямых – только одну).
Учащиеся делают вывод: две прямые не могут иметь более одной общей точки.
IV. Выполнение практических заданий.
- Учащиеся выполняют практические задания № 2, 3 на с. 7 учебника.
2. Выполнение под руководством учителя заданий:
1) Проведите прямую а.
а) Отметьте на ней точки А, В и С так, чтобы точка А лежала между точками В и С.
б) Назовите лучи, исходящие из точки А.
в) Отметьте на луче АВ точку D.
2) Укажите все лучи, изображенные на рисунке: а) исходящие из точек М и D; б) составляющие вместе с их общим началом одну прямую. |
3. Вопросы к учащимся:
1) Могут ли прямые ОА и АВ быть различными, если точка О лежит на прямой АВ? (Ответ: прямые ОА и АВ не могут быть различными, так как обе они проходят через точки А и О, а через две точки проходит только одна прямая.)
2) Даны две прямые а и b, пересекающиеся в точке С, и точка D, отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка D лежать на прямой b? (Ответ: точка D не может лежать на прямой b, так как две прямые не могут иметь двух общих точек.)
4. Самостоятельное выполнение учащимися задания № 5.
V. Проверка усвоения изученного материала.
Самостоятельная работа проводится в форме опроса:
1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой b.
1) Отметьте точку М, лежащую на прямой b.
2) Отметьте точку D, не лежащую на прямой b.
3) Используя символы и , запишите предложение: «Точка М лежит на прямой b, а точка D не лежит на ней».
2. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке K. На прямой а отметьте точку С, отличную от точки K.
1) Являются ли прямые KС и а различными прямыми? Ответ обоснуйте.
2) Может ли прямая b проходить через точку С? Ответ обоснуйте.
3*. Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки.
4*. На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки.
VI. Итоги урока.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Сколько прямых можно провести через две точки?
2. Сколько общих точек могут иметь две прямые?
3. Какая фигура называется отрезком?
4. Как обозначаются точки и прямые на рисунке?
VII. Домашнее задание: пункты 1, 2; ответить на вопросы 1–3 на с. 25 учебника; практические задания № 4, 6 и 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока геометрия 8 класс
Технологическая карта урока по теме "Средняя линия треугольника". Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Представлена модель урока и приложения: 5 задач для самостоятельног...
Технологическая карта урока. Геометрия 7 класс
Технологическая карта. Геометрия 7 класс...
Внеклассное мероприятие по геометрии 7 класс "Сказка о геометрических фигурах"
Это мероприятие предназначено для обобщения и систематизации знаний по геометрии за 7 класс (начало материала), а также для развития внимания и памяти. Для учащихся 7 класса этот предмет новый, трудны...
Технологическая карта урока геометрии 8 класс Признаки параллелограмма
Технологическая карта урока "Признаки параллелограмма" соответствует требованиям ФГОС.Основные понятия: параллелограмм, противоположные стороны, противоположные углы, биссектриса угла, равнобедренный ...
Технологическая карта по геометрии 7 класс по теме «Задачи на построение»
Технологическая карта по геометрии 7 класс по теме«Задачи на построение» с использованием учебно-исследовательских карт...
Технологическая карта урока с использованием ЭОР. Изображение объемных геометрических фигур в графическом редакторе Paint. Конструирование из кубиков.
Данная разработка ориентирована на учащихся 6-х классов и рассматривается в курсе преподавания информатики 6-го класса (10 урок: практическая работа №7 «Конструируем и исследуем граф...
Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Геометрическое место точек. Окружность и круг"
Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме: "Геометрическое место точек. Окружность и круг"...