Рабочая программа по геометрическому практикуму 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа по геометрическому практикуму 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometricheskomu_praktikumu_7klass.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по геометрическому практикуму составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость геометрического практикума обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.
Решение геометрических задач с практическим содержанием позволяет усилить практическую направленность изучения школьного курса геометрии;выработать необходимые навыки решения практических задач, умения оценивать величины и находить их приближенные значения;сформировать представления о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических величин;выработать навыки работы с таблицами и другими справочными материалами;повысить интерес, мотивацию, и, как следствие, эффективность изучения геометрии.
Общие цели основного общего образования с учётом специфики изучения геометрического практикума:
1. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлении и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике.
2. Формирование научного мировоззрения учащихся, качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
3. Развитие нравственных черт личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
4. Расширение кругозора и творческих способностей учащихся через знакомство их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией.
5. Формирование у учащихся умений и навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов.
6. Развитие логического мышления учащихся. Формирование умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения.
7. Эстетическое воспитание учащихся через раскрытие внутренней гармонии математики, формирование понимания красоты и изящества математических рассуждений, восприятия геометрических форм.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
МЕСТО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курсгеометрического практикума в 7 классе является дополнительным к основному учебному плану. В рамках федерального государственногообразовательного стандарта этим курсом усиливается практическая направленность геометрии. Для изучения отводится 1 час в неделю, всего 34 уроков в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческойидругихвидахдеятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устнойи письменной речи,понимать смыслпоставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичностьмышления,умениераспознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умениеорганизовыватьучебноесотрудничествоисовместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основесогласования позиций, и учёта интересов; слушать партнёра;формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимуюдлярешенияматематическихпроблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
11) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
12) пониманиесущностиалгоритмическихпредписанийи умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
13) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создаватьалгоритмыдлярешенияучебныхматематических проблем;
предметные:
1) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
3)усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров,площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
Начальные геометрические сведения. Провешивание прямой.Измерение отрезков.Измерение углов.
Треугольник.Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства.Измерение ширины реки. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые. Параллельность двух прямых на местности.Геометрия и метро. Свойства двух параллельныхпрямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам. Геометрия и ее великие создатели.
Курс геометрического практикума предполагает выполнение 7 практических работ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2023.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, Дидактические материалы по геометрии для 7класса. – М.: Просвещение, 2010
- Прасолов В.В. Задачи по планиметрии.– М.:МЦНМО,2007
- Смирнова И.М., Смирнов В.А . Практические задачи по геометрии.– М.:МЦНМО,2010
- Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. М. Книговек, 2012
- Блинков А.Д., Блинков Ю.А. Геометрические задачи на построение.– М.:МЦНМО,2010
- Гордин Р.К. Это должен знать каждый школьник. – М.:МЦНМО,2003
Информационные ресурсы:
Оборудование:
Измерительные геометрические приборы, компьютер, мультимедиапроектор, экран
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
Наглядная геометрия
Ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученикполучит возможность:
- вычислятьобъёмыпространственныхгеометрических фигур,составленныхизпрямоугольныхпараллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
1) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
2) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Ученикполучит возможность:
5) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
6) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
1) использовать свойства измерения длин и угловпри решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
2) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Сокращения, используемые в рабочей программе.
Виды контроля.
СР— самостоятельная работа.
ПР —практическая работа
Тематическое планирование по геометрическому практикуму 7 класс на 2023-2024 учебный год(34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание темы | Виды учебной деятельности | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||||
Начальные геометрические сведения (6 часов) | |||||||
1 | Провешивание прямой | 1 | Прямая, точка, отрезок способ проведения прямой через дветочки методом провешивания | Познакомиться со способом проведения прямой через две точки методом провешивания, научиться строить прямую через две заданные точки на местности. | ПР | ||
2-4 | Измерение отрезков | 3 | Длина отрезка. Единицы измерения отрезков. Свойство длины отрезков. Измерение расстояния до недоступной точки. | Научиться вычислять длины отрезков при различных заданиях концов отрезков, рассматривать все возможные случаи строить отрезкизаданной длины при помощи линейки с различными размерами делений.Научить ребят изготавливать дальномер из спички, познакомитьс принципом измерения расстояний до недоступного предмета с помощью данного дальномера, применять его для измерения расстояний на местности, оценивать погрешность измерения. | ПР | ||
5-6 | Измерение углов | 2 | Величина угла. Градусная мера угла. Прямой, острый, тупой углы. Свойства величины угла. | Научиться вычислять величину угла при различных расположениях лучей, исходящих из одной точки, строить углы при помощи угольника с различной величиной угла, научить ребят изготавливать планшет для измерения углов на местности, измерять углы на местности. | СР | ||
7-8 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 2 | Равнобедренный треугольник, высота, медиана и биссектриса треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. | Научиться строить в треугольнике медиану, биссектрису и высоту, решать задачи повышенной сложности на применение свойств равнобедренного треугольника | СР | ||
9-13 | Признаки равенства треугольников | 5 | Признаки равенства треугольников | Научиться решать задачи повышенной сложности на признаки равенства треугольников, применять признаки равенства треугольников для решения практических задач. | СР | ||
14-15 | Измерение ширины реки | 2 | Равнобедренный прямоугольный треугольник, равенство треугольников | Научиться изготавливать игольчатый прибор и измерять высоту дерева и ширину недоступного предмета с помощью этого прибора | ПР | ||
16-17 | Задачи на построение | 2 | Основные задачи на построение, применение основных построений для задач повышенной сложности на построения, практические задачи на построения. | Научиться выполнять основные построения и применять их для решения практических задач на построение, проводить анализ построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи. | СР ПР | ||
18-19 | Параллельность двух прямых на местности. | 2 | Параллельные прямые, признаки параллельностидвух прямых. | Научиться определять с помощью линейки и угольника, являются ли параллельными прямыми поручни моста, бордюры тротуара, строить на местности параллельные прямые. | ПР | ||
29 | Геометрия и метро | 1 | Аксиомы геометрии | Познакомится с основными аксиомами геометрии и их использованием пассажирами метрополитена. | Индивидуальные доклады | ||
21- 22 | Свойства параллельных прямых | 2 | Свойства параллельных прямых | Научиться решать задачи повышенной сложности на применение свойств параллельных прямых, применять эти свойства при решении практических задач. | СР | ||
23-24 | Сумма углов треугольника. | 2 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Остроугольные, тупоугольные и прямоугольные треугольники | Научиться решать задачи повышенной сложности на нахождение внутренних и внешних углов треугольника. | Индивидуальные задания | ||
25-27 | Соотношение между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника | 3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника, задачи практического содержания на применение неравенства треугольников | Научиться применять неравенство треугольников для решения практических задач. | ПР | ||
28-29 | Расстояние от точки до прямой, расстояние между двумя параллельными прямыми | 2 | Расстояние от точки до прямой, расстояние между двумя параллельными прямыми | Познакомиться с приемаминахождение расстояния от наблюдателя до недоступного объекта, расстояния между двумя параллельными прямыми и научиться применять данные методы на практике. | ПР | ||
30-33 | Построение треугольников | 4 | Базовые задачи на построение треугольника по трем элементам, задачи на построение повышенной сложности. | Научиться выполнять основные построениятреугольника по трем элементам и применять их для решения практических задач на построение, проводить анализ построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи. | Индивидуальные задания | ||
34 | Геометрия и ее великие создатели | 1 | Евклид, Пифагор. | Познакомиться с биографией и основными работами великих геометров Евклида и Пифагора. | Индивидуальные доклады |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Рабочая программа по геометрии 10 класс Факультатив: Практикум Решение задач
Умения и навыки учащихся, формируемые факультативным курсом: навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой и другими источниками: учебниками; Интернет-ресурсами.составл...
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...
Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс
Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...