Курс внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование окружающего мира"
методическая разработка по геометрии (7 класс)
В современном мире происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего школьника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в ознакомлении детей с окружающим миром. Модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования. Или можно сказать другими словами: модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 140.52 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕВРИЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕВРИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Составитель программы:
Григорьева Светлана Анатольевна,
учитель математики
Тевриз
2022 год
Пояснительная записка | ||
С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.). Казалось бы, что общего между игрушечным корабликом и рисунком на экране компьютера, изображающим сложную математическую абстракцию? И все же общее есть: и в том, и в другом случае мы имеем образ реального объекта, представляющий собой "заместитель" некоторого оригинала, воспроизводящий оригинал с той или иной степенью достоверности или детализации. Модель необходима, для того чтобы:
| ||
Направленность (профиль) программы | Программа курса «Геометрическое моделирование окружающего мира» относится к программам общеинтеллектуальной направленности. С одной стороны, она поддерживает изучение основных профильных предметов (математика, физика, астрономия, черчение и др.), направлена на интеграцию знаний, реализацию межпредметных связей, а с другой стороны, служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути (углубленное изучение ряда вопросов). | |
Актуальность программы | Данная программа является актуальной, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающегося. Кроме того, программа «Геометрическое моделирование окружающего мира» направлена на помощь школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ОГЭ и ЕГЭ по математике, что актуально, т.к. в настоящее время обучающиеся 9 классов испытывают затруднения при изучении геометрии. | |
Педагогическая целесообразность образовательной программы | Целесообразность программы предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Важную роль в этом процессе играет воспитание ответственности каждого учащегося: ребенок, осознавая собственную значимость, старается максимально качественно выполнить поручаемую индивидуальную или часть коллективной работы, что способствует формированию и укреплению чувства ответственности, необходимости и уникальности каждого члена ученического коллектива. | |
Возраст детей | 7 и 8 класс 1 год обучения – 7 класс; 2 год обучения – 8 класс | |
Сроки реализации | Программа рассчитана на 2 года обучения, объем – 70 часов Первый год обучения (стартовый – 35 часов) Образовательный процесс на первом году обучения направлен на формирование представлений о геометрических телах плоскости и пространства; формированию умений выполнять макеты элементарных тел геометрии; развитие навыков коллективной творческой деятельности. Второй год обучения (базовый – 35 часов) Образовательная деятельность направлена на дальнейшее развитие у обучающихся приобретённых ранее умений, навыков, совершенствование мастерства работы по изготовлению более сложных 3-D фигур из бумаги. | |
Разделы программы | Программа по курсу “Геометрическое моделирование окружающего мира” состоит из 5 разделов:
| |
Форма обучения | Программа «Геометрическое моделирование окружающего мира» рассчитана на очное обучение, так как для изготовления геометрических моделей имеет большое значение демонстрация. Именно в дополнительном образовании большое внимание учащимися уделяется общению, как между сверстниками, так и общению с педагогом. Все эти нюансы возможны только при очной форме обучения. | |
Формы организации занятий |
| |
Формы контроля качества образовательного процесса |
| |
Формы организации деятельности: | Групповая и индивидуальная | |
Режим занятий | 1 раза в неделю по 1 академическому часу | |
Наполняемость учебных групп | Состав группы постоянный, не более 25 человек | |
Технологии обучения |
| |
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий |
| |
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей |
| |
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях |
| |
Цель | Формирование представлений учащихся о ведущем методе познания реальной действительности — геометрическом моделировании через создания условий эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и образного мышления. | |
Задачи |
| |
Планируемые результаты всего курса | ||
Личностные | Учащиеся:
| |
Метапредметные | Познавательные Учащиеся:
Коммуникативные: Учащиеся:
Регулятивные: Учащиеся:
| |
Результаты по направленности программы | ||
Умения | Знания | Ценности |
|
|
|
Стартовый уровень
Планируемые результаты первого года обучения
Предметные | Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
|
- Учебно - тематическое планирование
- Первый год обучения (стартовый уровень)
| |||||
Для того чтобы оценить освоение программы, в течение всего времени обучения используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах. По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится посредством викторины, тестирования или выполнение творческой работы. Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 5 модулей. | |||||
Ниже среднего | Средний | Выше среднего | |||
Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. | Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой. | Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать литературные источники, применять полученную информацию на практике. | |||
Оценивание результативности программы осуществляется по трем группам показателей: личностным, метапредметным и предметным. | |||||
Оценочные показатели |
| Кол. баллов | |||
Личностные | Обучающийся демонстрирует волевые качества личности: целеустремленность, трудолюбие, упорство, усердие. Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. С оптимизмом встречает затруднения, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога. | 3 | |||
Обучающийся проявляет трудолюбие и усердие в своей деятельности, способен соотносить поступок с моральной нормой, но в оценке своих и чужих поступков испытывает затруднения. | 2 | ||||
Обучающийся имеет представление о волевых качествах личности, морали, но затрудняется в оценке своих и чужих поступков. | 1 | ||||
Метапредметные Регулятивные | Обучающийся умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | 3 | |||
Обучающийся умеет контролировать и оценивать свои действия, но не может вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок | 2 | ||||
Навыки саморегуляции приобретены на низком уровне | 1 | ||||
Познавательные | Обучающейся способен принимать и сохранять учебную цель и задачи. Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умеет производить сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | 3 | |||
Обучающийся умеет осуществлять информационный поиск, но не проявляет инициативу и самостоятельность в обучении. | 2 | ||||
Обучающийся умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, но не может анализировать схемы решения учебно-познавательных и практических задач. | 1 | ||||
Коммуникативные | Обучающийся умеет сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умеет интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Умеет строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации | 3 | |||
Обучающийся владение монологической и диалогической формами речи, но не умеет строить индуктивные умозаключения | 2 | ||||
Обучающийся умеет находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках, но не может выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую | 1 | ||||
Предметные | Использует приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике без затруднений. Легко выполняет разнообразные творческие задания на уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков | 3 | |||
Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта. Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия. Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность. | 2 | ||||
Отличает какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их. Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. | 1 | ||||
| |||||
Материально-техническое обеспечение | - Отдельный кабинет с большим рабочим столом и стульями; -Доска магнитно-меловая, стеллажи для демонстрации работ; - Наборы бумаги для занятий, цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.; -Демонстрационные работы и образцы; - Схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры); -Видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами. Принтер для печати шаблонов. | ||||
Учебно-методическое обеспечение | - Набор моделей по основным темам курса - Шаблоны - Выкройки-развёртки - Пояснительные плакаты, схемы - Тематическая литература - Видеоматериалы | ||||
Кадровые ресурсы, ресурсы партнёров | Заместитель директора по воспитательной работы, учитель технологии, учитель информатики, педагог дополнительного образования | ||||
Внешние ресурсы | Участие в выставках, акциях, беседах, конкурсах | ||||
| |||||
Нормативно-правовые документы |
| ||||
Литература и информационные источники для педагога |
| ||||
Литература и информационные источники для обучающихся |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку информатики в 5 классе "Моделирование окружающего мира"
Предлагаемый материал к уроку информатики в 5 классе представляет взаимосвязанные между собой электронную презентацию, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» профессора М...
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...
Рабочая программа элективного курса по математике 11 класс«Геометрическое моделирование окружающего мира»
рабочая программа элективного курса по математике...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Танцы народов мира"
Программа для учащихся 5-х классов на 1 час в неделю...
Презентация "Информационное моделирование как метод познания окружающего мира"
Презентация к уроку информатики. Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема: § 9. Информационное моделирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий»
Одним из приоритетных направлений современного воспитания является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производс...
Программа профильного курса для учащихся 7-8 классов. Название курса: "Человек в окружающем мире."
Программа «Человек в окружающем мире» имеет естественнонаучную направленность. Программа ориентирована на профильные классы, где учащиеся готовы углублять и расширя...