Рабочая программа Геометрия Мерзляк 7 кл.
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Рабочая программа Геометрия Мерзляк 7 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Сотниковская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»                           «Согласовано»                                 «Утверждаю»

руководитель МО                     зам. директора по УВР:                    директор школы:

/_______/ Л.А.Поспелова         /_______/ Аюшинова Н.А                  /_____/ Цыбекжапова Н.Б.

                                                                                             

от «__»__________2022г.       от «____»________2022г.             от «_»__________2022г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ГЕОМЕТРИИ, 7 класс

(предмет, класс)

   68 часов в год, 2 часа в неделю

(количество часов в год, в неделю)

     Посельская Анастасия Николаевна

(ФИО учителя)

учитель математики

(должность)

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании Российской Федерации»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями;
  3. Законом об образовании Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 – V (с изменениями на 28.09.2020);
  4. Санитарно-эпидемологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПин 2.4.2.821 – 10);
  5. Федеральным перечнем учебников на 2022-2023 учебный год. Приказ Министерства Просвещения РФ от 04.02.2021 № 695;
  6. Примерной программой основного общего образования по геометрии 7 класс авторы: Математика Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и др 7 класс: М. Вентана-Граф, 2022г;
  7. Учебным планом МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
  8. Образовательной программой МАОУ «Сотниковская СОШ»;
  9. Положением о рабочей программе МАОУ «Сотниковская СОШ».

Рабочая программа по геометрии   рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год).

Цель:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры для решения задач;
  • формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
  • отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • расширение знаний учащихся о треугольниках.

Национально-региональный компонент

Введение НРК дает дополнительную возможность включения в школьную программу текстовых задач для того, чтобы учащиеся понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России; учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения; дает очень много для морального нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, что их родной края играет особую роль в истории России, они, безусловно, ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Задания с НРК составлены в соответствии с программой, используются в учебном процессе как для фронтальной, групповой, парной и самостоятельной работы, так и для контроля знаний, устного счета, индивидуальной работы в классе и дома. На реализацию НРК отводится 10%, что составляет 7 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» в 7 классе являются следующие качества:

  • ответственное отношение к учению;  
  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;  
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Геометрия» в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится:

Регулятивные УУД:  

1) формулировать и удерживать учебную задачу;  

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) учиться работать по предложенному учителем плану

5) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;  

6) составлять план и последовательность действий;  

7) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;  

8) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;  

9) самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

10) оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки с помощью учителя

11) выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные УУД:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  

2) использовать общие приёмы решения задач;  

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;  

4) осуществлять смысловое чтение;  

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;  

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;  

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;  

8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;  

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;  

10) уметь осуществлять анализ объектов  с выделением существенных и несущественных признаков

11) осознанно применять текстовую теоретическую информацию для решения задач

Коммуникативные УУД:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;  

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в паре, в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;  

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;  

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

7) задавать вопросы, слушать собеседника.

Предметные результаты в результате изучения курса геометрии 7 класса ученик должен знать и уметь:

  1. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  2. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  3. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  4. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• классифицировать геометрические фигуры;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• доказывать теоремы;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

Ученик получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• приобрести опыт выполнения проектов.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

• решать задачи на доказательство;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат при решении задач.

Содержание учебного предмета

№ параграфа

Список разделов и подразделов

Количество часов

Содержание

1.

Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15

Точка, прямая, луч, угол. Основное свойство прямой. Пересекающиеся прямые. Равные отрезки. Основное свойство длины отрезка. расстояние между точками. Дополнительные лучи. Развернутый угол. Равные углы. Основное свойство об откладывании углов. Биссектриса угла. Виды углов. Основное свойство величины угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

2.

Треугольники

18

Равные фигуры. Основное свойство равенства треугольников. Теорема о существовании и единственности прямой, перпендикулярной данной. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Три признака равенства треугольников. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника.

3.

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16

Параллельные прямые. Аксиома параллельности прямых. Признаки и свойства параллельных прямых. Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника, его свойство. неравенство треугольника. Сравнение сторон и углов треугольника. Гипотенуза и катет. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Свойства прямоугольного треугольника.

4.

Окружность и круг. Геометрические построения

16

Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр отрезка как геометрическое место точек. Биссектриса угла как геометрическое место точек. Окружность. Круг. Хорда окружности, диаметр окружности, свойства окружности. Касательная к окружности. Свойство касательной. Признак касательной к окружности. Окружность, описанная около треугольника. Центр окружности, описанной около треугольника. окружность, вписанная в треугольник. Центр окружности, вписанной в треугольник.

Повторение

3

Решение задач.

всего

68

Тематическое планирование

 

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Коррекция

по плану

фактически

Глава 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства  

1

§ 1. Точки и прямые.

1

02.09

2

§ 1. Точки и прямые. Теорема о пересекающихся прямых

1

06.09

3

§ 2. Отрезок и его длина. Равные отрезки

1

09.09

4

§ 2. Основное свойство длины отрезков

1

13.09

5

§ 2. Определение расстояния между точками

1

16.09

6

§ 3. Луч. Угол. Равные углы.

1

20.09

7

§ 3. Биссектриса угла. Единицы измерения углов

1

23.09

8

§ 3. Основное свойство измерения углов

1

27.09

9

§ 4. Смежные углы. Теорема о смежных углах

1

30.09

10

§ 4. Вертикальные углы. Теорема о вертикальных углах

1

04.10

11

§ 4. Смежные и вертикальные углы. Решение задач

1

07.10

12

§ 5. Перпендикулярные прямые

1

14.10

13

§ 6. Аксиомы

1

18.10

14

Повторение и систематизация учебного материала

1

21.10

15

Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

25.10

Глава 2. Треугольники  18 ч

16

Работа над ошибками. § 7. Треугольники. Равные треугольники. Основное свойство равных треугольников

1

28.10

17

§ 7. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

01.11

18

§ 8. Первый признак равенства треугольников

1

08.11

19

§ 8. Серединный перпендикуляр к отрезку. Теорема о серединном перпендикуляре к отрезку.

1

11.11

20

§ 8. Второй признак равенства треугольников

1

15.11

21

§ 8. Решение задач на применение  первого и второго признаков равенства треугольников

1

18.11

22

§ 8. Решение задач на применение  первого и второго признаков равенства треугольников

1

29.11

23

§ 9. Равнобедренный треугольник и его свойства

1

02.12

24

§ 9. Следствия из теоремы о свойствах равнобедренного треугольника

1

06.12

25

§ 9. Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника

1

09.12

26

§ 9. Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника

1

13.12

27

§ 10. Признаки равнобедренного треугольника

1

16.12

28

§ 10. Решение задач на применение признаков равнобедренного треугольника

1

20.12

29

§ 11. Третий признак равенства треугольников

1

23.12

30

§ 11. Решение задач на применение третьего признака  равенства треугольников

1

27.12

31

§ 12. Теоремы

1

30.12

32

Повторение и систематизация учебного материала

1

10.01

33

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

13.01

Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника  16 ч

34

Работа над ошибками. § 13. Параллельные прямые.

1

17.01

35

§ 14. Признаки параллельности двух прямых

1

20.01

36

§ 14. Решение задач на применение признаков параллельности двух прямых

1

24.01

37

§ 15. Свойства параллельных прямых

1

27.01

38

§ 15. Свойства параллельных прямых. Определение расстояния между параллельными прямыми.

1

31.01

39

§ 15. Решение задач на применение свойств параллельных прямых

1

03.02

40

§ 16. Сумма углов треугольника.

1

07.02

41

§ 16. Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника

1

10.02

42

§ 16. Неравенство треугольника.

1

14.02

43

§ 16. Теорема о соотношении между углами и сторонами треугольника.

1

17.02

44

§ 17. Прямоугольный треугольник. Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

28.02

45

§ 17. Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

1

03.03

46

§ 18. Свойства прямоугольного треугольника

1

07.03

47

§ 18. Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1

10.03

48

Повторение и систематизация учебного материала

1

14.03

49

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма  углов треугольника.»

1

17.03

Глава 4.  Окружность и круг. Геометрические построения  16 ч

50

Работа над ошибками. § 19. Геометрическое место точек. Теоремы о серединном перпендикуляре отрезка и биссектрисе угла как ГМТ

1

21.03

51

§ 19. Определение окружности и круга как ГМТ

1

24.03

52

§ 20. Некоторые свойства окружности

1

28.03

53

§ 20. Касательная к окружности и ее свойства

1

31.03

54

§ 20. Решение задач на применение свойств окружности и касательной к окружности

1

04.04

55

§ 21. Окружность, описанная около треугольника

1

11.04

56

§ 21. Окружность, вписанная в треугольник

1

14.04

57

§ 21 Решение задач на применение теорем и следствий из них о вписанной и описанной окружности

1

18.04

58

§ 22. Задачи на построение. Основные задачи на построение

1

21.04

59

§ 22. Задачи на построение треугольника по заданным элементам

1

25.04

60

§ 22. Задачи на построение треугольника по заданным элементам

1

28.04

61

§ 23. Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

02.05

62

§ 23. Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

05.05

63

§ 23. Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

12.05

64

Повторение и систематизация учебного материала

1

16.05

65

Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»

1

19.05

Обобщение и систематизация знаний учащихся

 3 ч

66

Работа над ошибками. Повторение и систематизация учебного материала

1

23.05

67

Итоговая контрольная работа

1

26.05

68

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

30.05

Контрольно-измерительные материалы и диагностические материалы

Формы контроля

Контрольно-измерительные материалы

1.

Промежуточный

Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ. – М.: Вентана – Граф, 2021.

2

Промежуточный

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: система заданий / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова. — М.: Просвещение

3

Итоговый

Диагностика уровней сформированности предметных  умений и УДД. Геометрия 7 класс. Т.Ю. Дюмина, А.А. Мхонина. Изд-во «Учитель» Волгоград.

4

Промежуточный

Математика. Тесты 7-8 класс. Е.Е.Тульчинская. Изд-во «Мнемозина» Москва.

5

Промежуточный

Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов.

Итоговый

Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 7 класс/ Л.П. Попова. М «Вако»

Перечень учебно – методического обеспечения

класс

Название (автор, все выходные данные)

7

Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Учебник. – М.: Вентана – Граф

7

Настольная книга учителя математики: книга для учителя / Н. Е. Федорова, М. В. Ткачева. - М.: Просвещение

7

Математика: программы: 5-9 классы /А.Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф

Список литературы для учителя:

  1. Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф».
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение.
  3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.
  4. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии.
  5. 4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии.
  6.    Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. – Волгоград: Учитель

Список литературы для ученика:

  1. Агаханов Н.Х., ПодлипскийO.K. Математика: районные олимпиады: 6-11 классы. — М.: Просвещение
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика: 5-11 классы. — Волгоград: Учитель
  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА
  4. Пичугин Л.Ф. За страницами учебника геометрии. — М.: Просвещение        ^
  5. Пойа Дж. Как решать геометрические задачи? — М.: Просвещение
  6. Произволов В.В. Задачи на вырост. — М.: МИРОС
  7. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5- 11 классы. — М. : Айрис-Пресс, 2005.
  8. Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Геометрия-7" А.Г. Мерзляк

Рабочая программа "Геометрия-7" А.Г. Мерзляк...

Рабочая программа 7класс Мерзляк

Рабочая программа составлена к учебнику Алгебра 7 класс (авторы Мерзляк, Полонский)...

Рабочая программа. Геометрия 7-9. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир

Рабочая программа по геметрии 7-9 составлена к УМК авторского коллектива А.Г Мерзляк, В.Б Полонский, М.С Якир. Включает в себя результаты освоения учебного предмета, содержание предмета, календарно-те...

Рабочая программа Геометрия 7 ФГОС УМК Мерзляк

Рабочая программа Геометрия 7 ФГОС УМК Мерзляк...

Рабочая программа. Геометрия. 7,8,9 классы. ФГОС. УМК А.Г.Мерзляк , В.Б. Полонский и другие.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основного общего образования по математике по УМК А.Г.Мерзляк и др., но с учётом учебного плана для индивидуально...

Рабочая программа геометрии.8 класс. Мерзляк А.Г. 2023

Рабочая программа по геометрии. 8 класс .Мерзляк А.Г....