«Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости»
методическая разработка по геометрии (10 класс)
Технологическая карта урока геометрии в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geometrii_10_klass_tehn._karta.docx | 266.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Название урока | «Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости» | ||
Предмет | Геометрия | ||
Класс | 10 класс | ||
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний | ||
УМК | Геометрия, 10 – 11:учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2015 г. | ||
Цели урока | Для учителя | Для ученика | |
Создать условия учащимся для формирования представлений о перпендикулярных прямых в пространстве. Рассмотреть теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Создать условия учащимся для формирования умений распознавать изученные объекты. Создать условия учащимся для овладения умением применять изученные понятия и теоремы при решении задач. | Иметь представление о перпендикулярных прямых в пространстве. Овладеть умением указывать перпендикулярные прямые на рисунке, в окружающем пространстве. Применять изученные теоремы при решении задач. | ||
Планируемые образовательные результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Предметные результаты
| ||
Средства обучения | Компьютерное оборудование (компьютер, проектор), электронные образовательные ресурсы (компьютерная презентация), учебник, рабочая тетрадь. | ||
Формы работы на уроке | Фронтальная, индивидуальная, групповая | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Метапредметные результаты (П-познавательные, Р – Регулятивные, К- коммутативные, Л-личностные) |
Организацион-ный | Приветствие учителем учащихся, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка отсутствующих. | Слушают учителя. Проверяют наличие необходимых принадлежностей, порядок на рабочем месте. | К-Умение слушать . Л-Умение выделять нравственный аспект поведения, самоопределение к деятельности. |
Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности | Устная работа Учитель задает учащимся вопросы: 1.Какие прямые на плоскости называются перпендикулярными? 2. Обратите внимание на экран. (Слайд №2)
Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1, ∠BAD=300. Найдите углы между прямыми АВ и A1D1; A1B1 и AD; AB и B1C1. | Отвечают на вопросы. | К - Умение слушать, излагать свое мнение П - Поиск и выделение необходимой информации. Р- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Изучение нового материала Первичное закрепление материала. Изучение нового материала Закрепление изученного материала | Рассмотрим модель куба.(Слайд №3) Как называются прямые АВ и ВС? Почему? Найдите угол между прямыми АА1 и DC; ВВ1 и AD. Как, по вашему мнению, называются эти скрещивающиеся прямые? Действительно, прямые АА1 и DC и прямые ВВ1 и AD перпендикулярные. Ребята, а теперь попробуйте сформулировать тему урока. Мы приступаем к изучению новой главы «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Сегодня на уроке введем понятие перпендикулярных прямых в пространстве; докажем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; дадим определение перпендикулярности прямой и плоскости; докажем теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; научимся применять изученные понятия и теоремы при решении задач. Итак, тема урока: «Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости». Мы выяснили, что прямые АА1 и DC и прямые ВВ1 и AD перпендикулярные. Сформулируйте определение перпендикулярных прямых в пространстве. Перпендикулярность прямых а и b обозначается так: а b . Какое возможно взаимное расположение перпендикулярных прямых в пространстве? Приведите пример перпендикулярных прямых в окружающей обстановке. Слайд №4 В пространстве перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися. Рассмотрим прямые АА1, СС1 и DC. Прямая АА1 параллельна прямой СС1, а прямая СС1 перпендикулярна прямой СD. Нами установлено, что АА1 перпендикулярна СD. Запись на доске и в тетрадях: АА1‖СС1, СС1⊥СD, АА1⊥СD Попробуйте сформулировать этот вывод в общем виде. Слайд №5 Какое утверждение называется леммой? Лемма. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой. Дано:a ‖ b, a ⊥ c Доказать: b ⊥ c Доказательство: Через точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с. Так как а ⊥ с, то ∠АМС=90о. По условию, b ‖ a, а по построению а ‖ МА, поэтому b ‖ МА. Итак, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между ними равен 90о. Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90о, то есть b ⊥ с. Лемма доказана. Задача №117. В тетраэдре АВСD ВС⊥AD. Докажите, что AD⊥MN, где М и N – середины ребер АВ и ВС. Что можем сказать о параллельности прямых MN и ВС? Слайд №6 Найдите угол между прямой АА1 и прямыми плоскости (АВС): АВ, AD, AC, BD, MN. Итак, прямая АА1 перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости (АВС). В этом случае, говорят, что прямая АА1 перпендикулярна плоскости (АВС). Сформулируйте определение прямой перпендикулярной к плоскости. Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости. Обозначение: а ⊥ α Окружающая нас обстановка дает много примеров, иллюстрирующих перпендикулярность прямой и плоскости. Непокосившийся телеграфный столб стоит прямо, то есть перпендикулярно к плоскости земли. Также расположены колонны здания по отношению к плоскости фундамента, линии пересечения стен по отношению к плоскости пола и т.д. Рассмотрим две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью и перпендикулярностью к плоскости.
Предложить учащимся работу в группах малого состава по 2 человека (по партам). Часть групп доказывают первую теорему, а остальные вторую теорему. При разборе теорем учащиеся пользуются учебником стр.35-36. Доказательство теорем ребята записывают в тетрадь. Пригласить двух учащихся, по желанию, к доске для разбора теорем у доски. (Использовать слайды №6 и №7) Задача №120. Через точку О пересечения диагоналей квадрата, сторона которого равна а, проведена прямая ОК, перпендикулярная к плоскости квадрата. Найдите расстояние от точки К до вершин квадрата, если ОК=b. Учитель задает вопросы: Что можно сказать о равенстве треугольников АОК, ВОК, СОК, DОК? Тогда что можно сказать о равенстве отрезков АК, ВК, СК, DK? Применяя какую теорему, можно найти стороны в прямоугольном треугольнике? | Слушают. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Формулируют определение перпендикулярных прямых в пространстве. Приводят примеры перпендикулярных прямых в окружающей обстановке. Отвечают на вопросы учителя. Слушают доказательство леммы и записывают доказательство в тетрадь. Один учащийся выполняет задание у доски, а остальные в тетрадях. Запись на доске и в тетрадях: Дано: ABCD – тетраэдр; М ∊ АВ: АМ=ВМ, N ∊ АС: АN=NC; ВС⊥АD Доказать: AD⊥MN Доказательство: MN – средняя линия АВС MN ‖ BC. По лемме, так как ВС⊥AD, то MN⊥AD. Т. к. ВС⊥AD(по лемме)⇒ MN⊥AD. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся работают в парах, разбирают доказательство теорем по учебнику. Два ученика из класса доказывают теоремы у доски. Один учащийся выполняет задание у доски, а остальные в тетрадях. Дано: АВСD – квадрат, АВ = а, АС∩BD = О, ОК⊥(АВС), ОК=b. Найти: АК, ВК, СК, DK Решение: Треугольники АОК, ВОК, СОК, DОК равны по двум катетам, так как прямая ОК –перпендикуляр к плоскости квадрата АВСD, ОК⊥АС, ОК⊥BD. Запись на доске и в тетрадях: ОК⊥(АВС) → ОК⊥АС, ОК⊥BD. ∆ АОК, ∆ ВОК, ∆ СОК, ∆ DОК равны по двум катетам. Отрезки АК, ВК, СК, DK равны. Запись на доске и в тетрадях: АК=ВК= СК= DK Применяя теорему Пифагора, . Ответ: АК=ВК= СК= DK= | К - Устанавливать причинно-следственные связи. Планирование успешного сотрудничества, взаимодействие, общие способы работы; П - Поиск и выделение необходимой информации. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме Р - Планировать деятельность Л - Самоопределение с целью получения наивысшего результата П- Выбор наиболее эффективных способов решения, знаково-символические действия. Умение структурировать знания. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Владеть общим приемом решения задач. Л -Аргументированно оценивать свои и чужие высказывания П – Анализировать, доказывать, делать выводы Р -Уметь работать по коллективно, проговаривать последовательность действий на уроке. К - Понимать позицию другого человека П - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Владеть смысловым чтением. Произвольно и осознанно владеть общим приемом доказательства теорем Р - Уметь оформлять запись доказательства теорем, проговаривать последовательность действий. К - уметь сравнивать решения, вести диалог Л - Самоопределение с целью получения наивысшего результата П - Преобразование символьных форм, перевод с одного языка на другой. Выбор наиболее эффективных способов решения. Р - Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
Подведение итогов | Учитель задает вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя | Р - Контроль и оценка способов своей деятельности Л - Самооценка на основе критерий успешности |
Рефлексия | Отношение к уроку – продолжи предложение 1Сегодня я узнал… | Рассказывают, что знают, что нового узнали на уроке, какую работу выполняли. Осуществляют самооценку учебной деятельности | К -Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П -Рефлексия способов и условий действий Р- Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Л- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Выставление отметок | Учитель выставляет ученикам отметки за урок. | ||
Домашнее задание | П.15 – 16, №116, 119. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники | Р - Уметь вносить необходимые коррективы при заполнении дневника Л - Готовность к самообразованию и самовоспитанию |
Список литературы
- Геометрия, 10 – 11:учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/ Сост. В.А. Яровенко.- М.: ВАКО, 2010 г.
- Е.В. Чернобай «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде» / Пособие для учителей – М.: Просвещение, 2014 г.
- Геометрия 10-11 классы: рабочие программы по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева. Базовый уровень/ авт.----сост. Н.А. Ким – Волгоград : Учитель, 2013 г.
Сайты:
Слайд №1 | Слайд №2 |
Слайд № 3 | Слайд №4 |
Слайд №5 | Слайд №6 |
Слайд № 6 | Слайд №7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕК ПЛОСКОСТИ
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕК ПЛОСКОСТИ. Презентация к уроку геометрии в 10 классе....
Презентация к уроку по теме "Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые"
Презентация к уроку по обобщению и систематизации знаний и умений по теме "Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые" с использованием ЭОР.Удобно в использовании при дистанционн...
Тесты по теме "Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости", "Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости"
Тесты предназначены для проверки усвоенияследующих понятий и определений: взаимное расположение прямых в пространстве, определение скрещивающихся прямых, определение параллельных прямых, признак парал...
«Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости».
Конспект урока по геометрии...
21. Интерактивный тест по теме:" Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости".
Данный тест может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установить низкий уровень безопасности (серви...
23. Интерактивный тест по теме: "Перпендикулярные прямые в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости".
Данный тест с автоматизированной проверкой ответа, может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо устано...
Контрольная работа № 1 «Введение в стереометрию. Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве»
Контрольная работа разработана для профильных классов. (Геометрия 10 класс профиль, учебник Мерзляк). Контрольная работа включает в себя задания по темам: " Введение в стереометрию. Вза...