Из опыта обучения решению геометрических задач
статья по геометрии (9, 10, 11 класс)
В статье рассматриваются методические, психологические и эмоциональные апекты обучения решению геометрических задач на примерах некоторых несложных задач из ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта обучения решению геометрических задач
Работая в гумунитарном или просто не сильном классе, учитель математики часто стапкивается с большими проблемами при обучении решению геометрических задач. Учащиеся, даже добросовестно изучившие теоретический материал, не легко справляются с решеним задач. Мотивировка «это нам в жизни не пригодится» встречается довольно часто. Какие же существуют пути увлечь ребенка геометрической задачей? Один из них широко разрекламирован последнее время, представлен в ОГЭ. Это задачи с практическим содержанием. Ничуть не умаляя роли этих задач, я хотела бы остановиться на другом аспекте. Мне кажется, что интеллектуальное удовольствие от совершенного открытия, одно из самых ярких и радостных ощущений. Удовольствие и радость от жизни — естественные и желанные для нас эмоции. Но как часто мы забываем пополнять свои источники удвольствия и радости, свои ресурсы.
Приведу цитату из психологического исследования
Из книги «Поток. Психология оптимального переживания»
Михай Чиксентмихайи
«В результате наших исследований было выделено восемь основных компонентов переживаний радости. Когда люди размышляют о своих чувствах в особенно позитивные моменты, они как правило, упоминают не менее одного из них, а чаще все восемь.
Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.
Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться.
В-третьих и в –четвертых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет четко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.
В-пятых, в процессе деятельности увлеченность субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.
В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями.
Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как-будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше.
Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.
Сочетание всех этих составляющих порождает чувство настолько глубокой радости, что люди не жалеют сил, чтобы снова и снова испытывать ее»
Все это отлично достигается на удачном уроке. Геометрия-предмет, на котором это удовольствие, эту радость может испытать любой ученик, на каком бы уровне интеллектуального развития он не находился. Обратим внимание на первый пункт. Работа должна быть посильной.
Приведу примеры работы с некоторыми задачами и ЕГЭ.
Тип 16 № 514717
На отрезке BD взята точка C. Биссектриса BL равнобедренного треугольника ABC с основанием BC является боковой стороной равнобедренного треугольника BLD с основанием BD.
а) Докажите, что треугольник DCL равнобедренный.
б) Известно, что В каком отношении прямая DL делит сторону AB?
Сосредоточимся на работе с пунктом а). Пункт б) требует серьезной математической подготовки.
Первые трудности появляются при построении чертежа. Необходимо, на мой взгляд, уделить достаточно времени, чтобы учащиеся смогли совершить несколько попыток и получить одобрение учителя, добившись успеха в построении чертежа. Указаниия, которые должны помочь учащимся продвигаться к успеху в решении задачи, могут заключаться в следующем:
- Вспомнить свойства равнобедренного треугольника
- Ввести обозначения для угла
- Вспомнить свойство внешнего угла треугольника
- Выбрать какой из внешних улов (угол АСВ) нам пригодится
Разумеется, все советы должны быть направлены только тем, кто в них нуждается. Но, желательно, чтобы в результате проделанной работы победителем ошутил себя каждый.
Тип 16 № 516277
Дана трапеция ABCD с основаниями AD и BC. Диагональ BD разбивает её на два равнобедренных треугольника с основаниями AD и CD.
а) Докажите, что луч AC — биссектриса угла BAD .
б) Найдите CD, если известны диагонали трапеции: AC = 15 и BD = 8,5.
Вначале обсудим ход поиска решения в пункте а)
- Несомненно немало сложностей вызовет построение чертежа, соответствующего тексту задачи. Можно посоветовать начать с равнобедренного треугольника АВD.
- Следующий этап-поиск информации, которую предоставляет нам трапеция, в данном случае параллельные прямые и накрест лежащие углы.
- Последний этап-поиск еще одного равнобедренного треугольника (треугольник АВС), который приводит к решению задачи.
Для этой задачи работа над пунетом б) представляется возможной дахе в не очень сильном классе. Если дети впервые с зтим встпечаются, то необходимо рассказать им о возможности использовать окружность, как инструмент. Далее обозначение известных отрезков, поиск вписанных углов и применение теоремы Пифагора для треугольника АСЕ скорее всего пройдет без особых затруднений и прмнесет радость победы .
Тип 16 № 507262
Диагональ AC прямоугольника ABCD с центром O образует со стороной AB угол 30°. Точка E лежит вне прямоугольника, причём ∠BEC = 120°.
а) Докажите, что ∠CBE = ∠COE.
Если вопрос о применении окружности как инструмента для решения задачи рассмотрен, то есть немало задач, позволяющих это применить.
Ход обсуждения;
- Найти какие-нибудь углы, исползуя данный нам угол 300.
- Заметить интересную особенность (сумма углов СОВ и СЕВ равна 1800).
- Вспомнить,что это признак того, что вокруг четырехугольника можно описать окружность.
- Использовать свойства углов, опирающихся на одну и ту же дугу.
Тип 16 № 505389
Дан выпуклый четырёхугольник ABCD.
а) Докажите, что отрезки LN и KM, соединяющие середины его противоположных сторон, делят друг друга пополам.
Первоначальный чертеж в этой задаче очень прост.Необходимо навести учащихся на мысль наоборот как-то его усложнить. После получения необходимого чертежа:
- Обдумать вид и свойства получившегося четырехугольника NKLM
- Сделать вывод
В заключение надо сказать, что описанная на этих нескольких примерах работа, совсем не обязательно приведет к тому, что уащиеся сумеют решить сложную геометрическую задачу на экзамене, даже в какой-то ее части. Но она обязательно поможет сформировать положительный эмоциональный настрой на изучение математики и испытать радость озарения, радость открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных методов при решении геометрических задач на нахождение углов и расстояний между плоскостями и прямыми в пространстве.
Приведу необходимые теоретические знания, позволяющие успешно решать геометрические задачи группы С(С2) ЕГЭ – 2011, 2012гг. Теоретические положения упорядочены и акцентированы именно на решение ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/06/picture-95509.png)
Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса
Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его основная цель познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...
Решение геометрических задач
На современном этапе развития школьного образования становятся приоритетными развивающие цели обучения. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение при...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-251388-1367667328.jpg)
Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).
Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460133-1403606620.jpg)
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-62485-1578727288.jpg)
Использование метода ассоциаций в решении геометрических задач (из опыта подготовки выпускников к ОГЭ по математике)
В статье обобщен опыт использования метода ассоциаций в обучении математике....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/30/picture-1409410-1653909207.jpg)
Применение технологии модульного обучения при решении геометрических задач с помощью комплексных чисел
Применение технологии модульного обучения при решении геометрических задач с помощью комплексных чисел...