урок "Параллельные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
конспект урока в 7 классе по теме "Параллельные прямые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parallelnye_pryamye.odt | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Параллельные прямые».
Предмет: геометрия.
Класс: 7.
Автор урока: Борисова Мария Алексеевна, учитель математики.
ОУ: МБОУ «Ясногорская СОШ» Кемеровского района Кемеровской области.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Ввести понятие параллельных прямых, лучей, отрезков и видов углов при пересечении двух прямых секущей.
Задачи:
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод, осуществлять перенос знаний и умений в новой ситуации;
- научить учащихся формулировать определение параллельных прямых, отрезков и лучей; находить их на чертеже и строить с помощью линейки и угольника; определять виды углов, полученных при пересечении двух прямых секущей;
- воспитывать сознательное отношение к труду, расширять кругозор учащихся.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны уметь:
- строить параллельные прямые с помощью линейки и угольника;
- определять виды углов при пересечении двух прямых секущей;
Развитие общеучебных умений и навыков учащихся:
- уметь сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки понятий, обобщать, делать вывод, классифицировать;
- логически грамотно выстраивать свою речь.
Учащиеся должны знать:
- определение параллельных прямых, лучей и отрезков;
- виды углов при пересечении двух прямых секущей.
Оборудование и учебный материал:
набор чертежных инструментов, Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред. шк./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011г.
Ход урока:
- Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся.
- Актуализация опорных знаний (2 минуты)
Вопрос:Какое взаимное расположение прямых вы знаете?(Ответ: Прямые могут пересекаться, а могут не пересекаться)
Вопрос:Если прямые не пересекаются, как они называются? (Ответ: Параллельные прямые)
- Формулировка темы и целей урока (2 минуты)
Итак, тема нашего урока «Параллельные прямые». Цель нашего урока узнать какие прямые,отрезки,лучи называются параллельными, а так же узнать какие углы образуются при пересечении двух прямых секущей.
- Изучение нового материала (8 минут)
Давайте попробуем сформулировать определение параллельных прямых, для это вспомним примеры параллельных прямых из повседневной жизни (Ответ: учащиеся приводят свои примеры из жизни: след полозьев санок на снегу, рельсы, шпалы, дверной проём и т. д.).
Вопрос: Сформулируйте определение параллельных прямых? (Ответ: Параллельные прямые — это прямые, которые не пересекаются).
Вопрос: Давайте прочтем определение в учебнике и сравним все ли условия мы сказали? (Ответ: Нет, не сказали, что прямые должны лежать в одной плоскости)
Итак, две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
Вопрос: Сколько условия в определении? (Ответ: Два: лежат в одной плоскости и не пересекаются).
Итак, мы с вами дали определение параллельных прямых. А можно на его основе сформулировать определение параллельных лучей и отрезков? Давайте попробуем это сделать. ( Учащиеся рассуждают и делают вывод о том, что параллельные лучи и отрезки находятся на параллельных прямых.)
Для обозначения параллельных прямых, отрезков и лучей был введен знак параллельности прямых английским ученым У.Оутредом, выглядит он вот так ||
- Закрепление изученного материала (7 минут)
- Задание № 1: найти на рисунке пары параллельных прямых, лучей и отрезков и записать их в тетрадь с помощью знака параллельности.
Ответ: параллельные отрезки AB||CT, параллельные лучи OH||DQ, параллельные прямые — нет. Параллельные отрезки, прямые и лучи AB||OH, AB||DQ, AB||CT, СT||OH, CT||DQ, OH||DQ, FR||MN.
- Задание № 2: (Выполняется в тетради и доске)
а) построить прямую, проходящую через данную точку и пересекающую данную прямую.
б) построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную данной прямой.
в) построить 2 прямые, перпендикулярные данной прямой.
Вопрос: Каково взаимное расположение двух прямых, которые мы построили на третьем рисунке? (Ответ: параллельные)
А сейчас нужно построить прямую, параллельную данной прямой и проходящую через данную точку, с помощью линейки и угольника. (Учитель на доске ученики в тетрадях). Именно этот способ – с помощью угольника и линейки – и используется, чаще всего, для построения параллельных прямых. Давайте еще раз его посмотрим.
- Физминутка (1 минута)
- вертикальные движения глаз вверх вниз;
- горизонтальное вправо — влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
- Изучение нового материала ( 5 минут)
Итак, еще одна цель нашего урока познакомится с видами углов, образованных при пересечении двух прямых секущей. Рассмотрим прямые a и b и секущую c. Прямая с называется секущей по отношению к прямым a и b, если она пересекает их в двух точках.
Вопрос: Сколько углов получилось на чертеже? Какие виды углов вы уже знаете, назовите их на чертеже. (Ответ: вертикальные: 1 и 3, 2 и 4, 5 и 7, 6 и 8 и смежные: 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8).
А теперь об углах, которые вы не знаете. Углы 1 и 5, 2 и 6 соответственные.
Вопрос: Есть ли еще соответственные углы на чертеже?(Ответ: да. 3 и 7, 4 и 8)
Углы 4 и 5, 3 и 6 — односторонние, углы 3 и 5, 4 и 6 — накрест лежащие.
- Закрепление изученного материала ( 5 минут)
- Задание № 3: установите соответствие между парами углов и названием их вида.
Ответ:
2 и 3 накрест лежащие 7 и 6
5 и 7 соответственные 5 и 3
3 и 6 односторонние 4 и 2
1 и 2 вертикальные 1 и 3
7 и 3 смежные 8 и 7
6 и 8 2 и 6
- Контроль ( 8 минут)
диктант: вам предлагается 7 утверждений, они могут быть верными и неверными. Если вы согласны с утверждением, то ставите цифру 1, если нет – то 0. В результате у вас получится ответ, состоящий из 0 и 1. Работа по карточкам: учащиеся вписывают свои фамилии и ответ. Далее сдают карточку учителю.
1 – «утверждение верно», 0 – «утверждение неверно».
Вариант 1
- 1.прямые YZ и XH параллельны.
- 2. Прямая XH и отрезок CK непараллельны.
- 3. Прямая YZ и луч QG параллельны.
- 4. 1 и 2 – соответственные.
- 5. 3 и 2 – односторонние.
- 6. 1 и 8 – накрест лежащие.
- 7. 7 и 5 – смежные.
Вариант 2
- 1. Прямая YZ и луч QG параллельны.
- 2. Отрезок AB и луч ST параллельны.
- 3. Лучи ST и QG непараллельны.
- 4. 6 и 1 – вертикальные.
- 5. 3 и 7 – накрест лежащие.
- 6. 5 и 3 – соответственные.
- 7. 4 и 7 – односторонние.
Ответ: 1вариант — 0111010, 2 вариант — 1011110.
Критерии оценивания:
«5» – нет ошибок.
«4» – 1 ошибка.
«3» – 2-3 ошибки.
«2» – более 3-х ошибок.
Учитель показывает правильные ответы и критерии оценок. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, выставляют оценку в карточку, после чего сдают ее учителю.
- Запись домашнего задания (1 минута)
п.24,26 №194,195.
- Подведение итогов урока ( 4 минуты)
Устная фронтальная работа.
1. Найди существенные признаки параллельных прямых:
а) обозначаются прописной латинской буквой;
б) не пересекаются;
в) совпадают;
г) обозначаются двумя заглавными латинскими буквами;
д) лежат в одной плоскости.
2. Составь фразу, используя слова: прямые, общие точки, параллельны.
Оценивание работы учащихся на уроке, общий вывод.
- Рефлексия (1 минута)
На полях тетради нарисуйте соответствующий смайлик.
- мне было легко работать на уроке
- затрудняюсь ответить
- мне было трудно работать на уроке.
Используемые ресурсы:
Используемая литература:
- Геометрия, 7-9: Учеб. Для ОУ/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011г.
Нина Гаврилова: Геометрия. 9 класс. Поурочные разработки к учебному комплекту Л. С. Атанасяна и др. - М.: Вако, 2012
Левон Атанасян: Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя– М.: Просвещение, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)
1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n 2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n 3) развив...
Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)
1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n 2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n 3) развив...
Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"
Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....
Практическое занятие №5. Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; условие компланарности двух прямых.
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №5. Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; у...
Тесты по теме "Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости", "Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости"
Тесты предназначены для проверки усвоенияследующих понятий и определений: взаимное расположение прямых в пространстве, определение скрещивающихся прямых, определение параллельных прямых, признак парал...
Геометрия 7 класс, тема "Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Свойства параллельных прямых. "
Тесты по геометрии по теме "Параллельные прямые"...