Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Образовательные задачи:
- Повторить математические понятия по теме «Треугольник и его элементы. Виды треугольников»;
- Сформулировать и доказать свойства прямоугольных треугольников;
- Применить свойства при решении геометрических задач;
Развивающие задачи:
- Продолжить развитие таких мыслительных процессов как: внимание, память, логическое мышление;
- Развитие информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенции;
Воспитательные задачи:
- Воспитать волю и настойчивость в достижении поставленной цели;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 508.21 КБ |
prilozhenie.docx | 153.61 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока математики
Учебный предмет: геометрия
7 класс
Урок спланирован в соответствии с УМК «Геометрия 7 класс». Авторы Л.С. Атанасян и др.
Тема урока: Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
Цель урока: восприятие и первичное осознание учебного материала по теме «Свойства прямоугольных треугольников», выработка умений и навыков по решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников;
Образовательные задачи:
- Повторить математические понятия по теме «Треугольник и его элементы. Виды треугольников»;
- Сформулировать и доказать свойства прямоугольных треугольников;
- Применить свойства при решении геометрических задач;
Развивающие задачи:
- Продолжить развитие таких мыслительных процессов как: внимание, память, логическое мышление;
- Развитие информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенции;
Воспитательные задачи:
- Воспитать волю и настойчивость в достижении поставленной цели;
Тип урока: урок изучения, первичного предъявления и закрепления нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация
План проведения урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Целеполагание (3 мин.)
- Первичное предъявление нового материала (15 мин.)
- Минута релаксации
- Первичное закрепление материала (10 мин.)
- Задание на дом (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
Технологическая карта
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
Организационный момент ( 2мин) | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. – Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть вас на уроке математики! Великий венгерский, швейцарский, американский учёный как –то сказал «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» (слайд №1). – Согласны ли вы с данным высказыванием и как вы его понимаете? В конце урока мы снова с вами вернемся к данной фразе. | Ребята садятся на места, готовы к уроку, слушают учителя. Ответы учащихся. | |
ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
2. | Актуализация знаний ( 5 мин) | – Сегодня урок открытия новых знаний. Но для того, чтобы узнавать что-то новое, нам необходимо вспомнить тот материал, с которым мы уже знакомы. – Какую большую главу по геометрии вы начали изучать? – Давайте вспомним материал по теме «Треугольник. Виды треугольников». Предлагаю его повторить, теорию в виде теста (слайд 2 ) и решая задачи по готовым чертежам. Откройте тетради, запишите число, классная работа. В тетради в столбик поставьте цифры от 1 до 5 и напишите ответ к задаче (слайд №3). Время выполнения работы 4 минуты. Завершили выполнение работы, проверяем! Фронтальный опрос класса. Учитель задает вопросы: – Какой ответ получили в задаче, поясните почему? Ребята, оцените свою работу по следующим критериям (слайд №4). – Поднимите руку, кто решил все задачи без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Кто больше 2 ошибок? | – Соотношения между сторонами и углами треугольника; Открывают тетради, подписывают число, классная работа, приступают к решению задач.
Решили задачи и отвечают на вопросы учителя. |
Определение темы урока, целеполагание | – Итак, ребята, мы с вами вспомнили все виды треугольников и их свойства. – Свойства какого треугольника нам известны меньше всего? - ребята приготовили несколько интересных фактов из истории о прямоугольных треугольниках: Артём Марченков расскажет о терминологии, которая применяется при изучении свойств прямоугольного треугольника; ( слайд 5) Женя расскажет об одном из специальных названий прямоугольного треугольника. ( слайд 6,7) К следующему уроку самые любознательные постараются найти другие специальные названия прямоугольных треугольников. ( творческое задание) - Что ещё мы знаем о прямоугольном треугольнике? (слайд 8) Значит прямоугольный треугольник может обладать ещё какими – то свойствами – Так, какова тема нашего урока? – Можем ли мы на одном уроке охватить все свойства прямоугольного треугольника? Наверно нет, поэтому сегодня на уроке мы будем изучать и знакомиться с некоторыми свойствами прямоугольного треугольника. В тетрадях запишите тему урока «Некоторые свойства прямоугольного треугольника» (слайд №9). – Давайте определим цель сегодняшнего урока? – Давайте цель урока разобьем на отдельные задачи, решение которых нам поможет достичь цели. Эти задачи соответствуют плану нашего урока. – Что мы уже с вами сделали и что предстоит сделать? Ваши предложения! (записать на доске). – Посмотрите внимательно, выполнили ли мы какой-либо из пунктов нашего плана? | Отвечают на вопросы учителя. – Свойства прямоугольного треугольника; Ответы учащихся. В тетрадях записывают тему урока. – Изучить и доказать свойства прямоугольного треугольника, также применить эти свойства при решении задач. Предлагают варианты ответов: – 1) повторить материал по теме «Треугольник. Виды треугольников»; 2) доказать свойства прямоугольных треугольников; 3) применить свойства треугольника при решении задач; 4) проверить и оценить свои знания. – Да, т.к. вспомнили понятия по теме «Треугольник», повторили виды треугольников и их свойства; | |
Первичное предъявление нового материала | – Следующая наша задача? – Для того, чтобы сформулировать свойства прямоугольного треугольника, выполним практическую работу. У каждого на парте есть раздаточный материал: два треугольника, обозначены цифрами 1 и 2, таблица, в которую вам нужно занести результаты измерений. Задание классу: (слайд №10). – измерьте острые углы каждого треугольника, найдите их сумму, результаты занесите в таблицу в первую строчку; – измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30˚, результаты занесите в таблицу во вторую строчку. Время выполнения практической работы 4 минуты. – Завершили выполнение практической работы. Теперь я предлагаю вам поработать в паре. Обсудите, какие результаты у вас получились и вместе сделайте вывод по практической работе. На обсуждение 2 минуты. Фронтальный опрос класса: Учитель спрашивает ответы у 4-5 пар учащихся. – Какой вывод сделали по треугольнику 1? – Молодцы, ребята, вы получили первое свойство прямоугольного треугольника. Запишите формулировку свойства 1 в тетрадь (слайд №11). Устно докажем данное свойство. – Какой вывод сделали по треугольнику 2? – Данное утверждение выражает свойство 2 прямоугольного треугольника. Запишите его формулировку в тетрадь (слайд №12). Попробуем составить план доказательства свойства 2. Учитель вызывает к доске ученика для доказательства свойства 2. – Что запишем в дано? – Что нужно доказать? Дано: АВС - прямоугольный < А – прямой < В = 30 Доказать: АС=ВС Доказательство:
По этому плану дома вы учите доказательство свойства 2. – Ребята, как вы считаете, верно ли обратное утверждение? Мы знаем, что любая теорема состоит из двух частей: условия и заключения. Как получить теорему обратную данной? Сформулируйте его! Это свойство 3 прямоугольного треугольника. Запишите формулировку в тетрадь (слайд №13). – Возвращаемся к плану урока. Что можете сказать? | – Сформулировать и доказать свойства прямоугольного треугольника; Приступают к выполнению практической работы. Завершили выполнение практической работы и отвечают на вопросы учителя: – Сумма двух острых углов треугольника равна 90; Записывают в тетради формулировку свойства 1. У1 с места доказывает свойство. – Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30˚, равен половине гипотенузы (катет ВС равен половине гипотенузы АС); У1 на доске записывает план доказательства свойства 2, остальные учащиеся оформляют записи в тетрадях; – АВС - прямоугольный, < А – прямой, < В = 30 , < С = 60 – Катет АС равен половине гипотенузы ВС; – Да, верно; – Выполнили еще один пункт плана, т.к. сформулировали и доказали свойства прямоугольного треугольника; | |
Минута релаксации | Теперь предлагаю нам немного отдохнуть. Прошу всех встать. На стенах кабинета развешаны таблички, на которых изображены треугольники Задание.
| Учащиеся встают и отвечают на вопросы учителя. | |
Первичное закрепление материала Прямоугольный треугольник на доске ( заготовка) | – Вернемся вновь к плану урока! Какая задача следующая? Устные упражнения для закрепления свойств прямоугольных треугольников. ( отдельная презентация) – Я предлагаю вам решить следующую задачу (слайд №14). Задача: В прямоугольном треугольнике с прямым углом В известно, что катет ВС равен 6 см, а внешний угол при вершине С равен 120°. Найдите длину гипотенузы АС. – Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно (слайд №15). На слайде представлены задачи с вариантами ответов. В тетради ставите номер задачи и букву с верным вариантом ответа. Время выполнения самостоятельной работы 4 минуты. – Итак, проверяем! (слайд №16).Взаимопроверка В парах поменялись тетрадями, проверьте работу вашего соседа и оцените по следующим критериям (слайд №17). Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3»? | – Применить свойства при решении задач. У1 работает у доски на оценку, остальные учащиеся в тетрадях оформляют решение задачи. | |
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП | |||
Заполнить оценочный лист, выставить оценку. | |||
Задание на дом | Учебник п. 34, выучить доказательство свойства 3, придумать 2 задачи на применение свойств прямоугольного треугольника.№ | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | |
Рефлексия | – Ребята, давайте подведем итог урока. Вернемся к высказыванию: «Лучший способ изучить что-либо – открыть самому». – Как вы относитесь к этой фразе сейчас? Действительно, в ходе выполнения практической работы мы получили свойства прямоугольного треугольника. Сформулируйте их! Вернемся к задачам урока. – Все ли они выполнены? – Достигли ли мы цели урока? Открыли сегодня что-то новое? – Ребята, как вы считаете, над чем еще нужно поработать? Урок закончен. Спасибо за урок! | Ответы учащихся. – Формулируют свойства 1-3; – Да, достигли. Ответы учащихся. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди данных треугольников найди не существующие: А В С М Р К Р С О G Y R X Z A W V N E T F 3 4 5 15 9 5 7 9 2 3 2 4 7 12 6 8 5 11 18 13 6
< М-? 4. < АСВ - ? < В - ? 2. < М-? 5 . < К-? 3. < С-? < А-? < C -? < D -? < E -? 1 . К L М 5 0° 6 0° М N К С D Е В А В C А С D 3 0° 56 ° 5 0° Работа устно
Критерии оценки Верно выполнены: 5 задач – «5»; 4 задачи – «4»; 3 задачи – «3».
А В С К а т е т К а т е т Г и п о т е н у з а АВ- гипотенуза АС- катет ВС- катет Прямоугольный треугольник
Некоторые свойства прямоугольного треугольника
1) повторить материал по темам: « Треугольник. Виды треугольников»; «Соотношения между сторонами и углами треугольника»; 2) Сформулировать и доказать свойства прямоугольных треугольников ; 3) научиться применять свойства треугольника при решении задач ; 4) проверить и оценить свои знания. Задачи урока:
1. И змерьте острые углы каждого треугольника , найдите их сумму, результаты занесите в таблицу. 2. И змерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30˚, результаты занесите в таблицу. Треугольник 1 < А < С < А + < С Треугольник 2 Длина катета, лежащего против угла в 30 ̊ (ВС , см) Длина гипотенузы (АС, см) Практическая работа
С В А Свойства прямоугольных треугольников В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90 0 . 1 Доказательство: < А + < В + < С = 180˚ (по теореме о сумме углов треугольника) < А = 90˚, следовательно, < В + < С = 90˚ Δ АВС - прямоугольный < С = 90˚ < А + < В = 90˚
30˚ В С Доказать: AC = 1/2 BC 30˚ D 6 0˚ Дано: Δ АВС – прямоугольный В = 30 º А Свойства прямоугольных треугольников В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30 0 , равен половине гипотенузы 2
В Доказать: В = 30 º Дано: Δ АВС – прямоугольный AC = 1/2 BC С D А Свойства прямоугольных треугольников В прямоугольном треугольнике катет, равный половине гипотенузы лежит против угла в 30 0 . 3
Задачи по готовым чертежам (устно )
Задача: В прямоугольном треугольнике с прямым углом В известно, что катет ВС равен 6 см, а внешний угол при вершине С равен 120°. Найдите длину гипотенузы АС. Решение задач
1. 3. а) 18; б) 72; в) 9. а) 9; б) 36; в) 18. 4. а) 4; б) 16; в) 64 2. а) 60°; б) 30°; в) 45°. 5. а) 18; б) 24; в) 6. В С А 36 ? 30° В С А 12 6 ? А В С 60° 18 ? А В С 8 ? 30° А В С Н 12 30° ? Решение задач. Тест
1) а; 2) б; 3) а; 4) б; 5) в. Ответы Критерии оценки Верно выполнены: 5 задач – «5»; 4 задачи – «4»; 3 задачи – «3».
п. 34, вопросы 1- 11 стр. 89 №№ 254, 255, 257 Домашнее задание
1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90 0 2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 0 , равен половине гипотенузы 3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30 0 Свойства прямоугольных треугольников Вспомним:
«Лучший способ изучить что-либо – открыть самому ». Джордж Пойа «Лучший способ изучить что-либо – открыть самому».
Подведение итога урока Рефлексия Продолжи предложение Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я закрепил… Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
Материал содержит конспект урока по геометрии в 7 классе...
Презентация к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
На слайдах представлен материал к уроку по указанной теме...
Проверочный тест к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
Данный тест предлагается учащимся с целью проверки усвоения нового материала...
Некоторые свойства прямоугольного треугольника.
Презентация по теме "Некоторые свойства прямоугольного треугольника" 7 класс (1 урок)...
Некоторые свойства прямоугольного треугольника
Урок геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольного треугольника" с использованием электронных образовательных ресурсов...
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Методическая разработка урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
На данном уроке рассматриваются некоторые свойства прямоугольного треугольника и показано, как они применяются при решении задач...