Некоторые свойства прямоугольных треугольников
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: геометрия

Образовательная система 7 класс; «Геометрия», Л.С.Атанасян

Тема урока: Некоторые свойства прямоугольных треугольников

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения урока: практико-ориентированное занятие.

Дата проведения: 22.03.13

Учитель: Кленская Елена Георгиевна

Цель: научить обучающихся делать выводы из решения практических задач; систематизировать знания детей о треугольниках.

Образовательная задача: формирование предметных и метапредметных, личностных  компетентностей школьников.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование личностного смысла учения;

формирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

формирование знаний о себе;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: ученик учится формулировать познавательную цель урока, обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач.

Регулятивные УУД: ученик учится принимать и сохранять учебную цель, осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата;

Коммуникативные УУД: ученик учится слушать собеседника, задавать вопросы, позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Предметные результаты

Умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока: медиапроектор, листы с практическим заданием, транспортир, линейка.

СЦЕНАРИЙ  УРОКА

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

КОММЕНТАРИИ

1.Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовятся к уроку.

2.Актуализация  знаний учащихся:

основные понятия, вид деятельности, выделение главных связей и идей.

Проводит устную работу по обобщению материала. Создает эмоциональный настрой на работу.

Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают определения и теоремы.

1 слайд

2-3 слайд

3.Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях.

Озвучивает тему и цель урока.

Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу.

Предлагает выполнить практическую работу №1 и сделать вывод, затем практическую работу №2 и сделать вывод. Предлагает озвучить вывод желающим.

Выполняют практическую работу, записывают выводы. Озвучивают вывод, обосновывают его.

Работа в парах.

4-7 слайд

4Физкультминутка.

Проводит физкульминутку.

Выполняют упражнения.

8 слайд

5. Восприятие образца применения знаний

Формулирует задачу.

Напоминает обучающимся, как оформляются задачи по геометрии

Выполняют задачи в тетради.

По очереди комментируют решение задач.

Обосновывают выбор решения.

9 слайд

6.Самостоятельное применение полученных знаний в привычной и новой ситуациях.

Предлагает выбрать уровень самостоятельной работы и выполнить ее.

Выбирают вариант самостоятельной работы в соответствии со своими знаниями и оценкой, которую хотят получить. Выполняют самостоятельную работу.

7. Самоконтроль.

Предлагает сравнить полученный результат с результатом на слайде, провести оценку своей работы, подчеркнуть места, в которых допущены ошибки; объяснить ошибки.

Сравнивают свое решение с решением на слайде, подчеркивают ошибки, проговаривают правила.

85.Итоги урока. Рефлексия.

Подводит итоги работы учащихся на уроке. Предлагает учащимся по желанию высказать свое мнение: что получилось, что нет. Оценить свою работу.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

10 слайд

9. Домашняя работа.

Комментирует задания домашней работы.

Слушают учителя. Задают вопросы. Записывают домашнюю работу.

Тема: Свойства прямоугольного треугольника.

  1. ХОД УРОКА

1. Организационный этап 

2. Подготовка к основному этапу урока (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний)

Какая фигура нарисована на доске? Давайте вспомним, что нам известно о треугольниках и о прямоугольных треугольниках в частности.

  1. Какая фигура называется треугольником?

Ответ: Треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и соединенных тремя последовательными отрезками.

  1. Какие виды треугольников вы знаете?

Ответ: Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный.

  1. Дать определение равнобедренного треугольника.

Ответ: Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.

Каким свойством обладает равнобедренный треугольник?

Ответ: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

  1. Каков признак равнобедренного треугольника?

Ответ: Если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник – равнобедренный.

  1. Дать определение равностороннего треугольника.

Ответ: Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.

  1. Каким свойством обладают углы равностороннего треугольника?

Ответ: В равностороннем треугольнике все углы равны (по 60°).

  1. Дать определение прямоугольного треугольника.

Ответ: Треугольник называется прямоугольным, если у него один угол прямой.

  1. Какова градусная мера прямого угла?

Ответ: Прямой угол равен 90°.

  1. Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла?

Ответ: Сторона, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой.

  1. Как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?

Ответ: Стороны, образующие прямой угол, называются катетами.

  1. Что можно сказать о длинах катета и гипотенузы прямоугольного треугольника?

Ответ: Гипотенуза прямоугольного треугольника всегда больше катета.

  1. Какими должны быть остальные углы прямоугольного треугольника?

Ответ: Остальные углы прямоугольного треугольника должны быть острыми.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

3.Усвоение новых знаний и способов действий

Практическая работа 1.

Возьмите лист с Практической работой №1. Измерьте острые углы этих треугольников и вычислите сумму их градусных мер. Сделайте вывод.

Вывод: сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.

А кто может объяснить, почему?

Доказательство:

По теореме о сумме углов треугольника: А+В+С=180°. Так как С = 90°, то А+В = =180°- 90°= 90°.

В этом состоит одно из свойств прямоугольных треугольников.

Практическая работа 2.

Возьмите лист с практической работой №2, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30°. Сделайте вывод.

Вывод: катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.

Если мы посмотрим на наши треугольники, то сможем сделать вывод о том, что и этот результат получен не случайно.

2°. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.

Дано: АВС, С = 900,

А = 300.

Доказать: ВС = ½АВ.

Доказательство:

Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АСD так, как показано на чертеже. Получим треугольник АВD, в котором А = В =D =60°, то есть АВD – равносторонний, поэтому ВD = АВ. Но ВС = ½ВD. Следовательно, ВС = ½АВ.

3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 300.

Физкультминутка.

Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться применять изученные свойства при решении задач.

А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Молодцы! Для облегчения вычислительной работы.

Для закрепления свойств решим задачи .

Задача 1. В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 180. Найдите второй острый угол.

Задача 2.

Найдите длину катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°, если длина гипотенузы равна 12 см.

Решение: по свойству 2° катет равен половине гипотенузы, то есть 12 : 2 = 6 см.

Задача 3

Найдите длину гипотенузы прямоугольного треугольника, если катет, лежащий против угла в 30°, равен 15 см.

Решение: по свойству 2° гипотенуза в 2 раза длиннее катета, лежащего против угла в 30°, то есть 15 . 2 = 30 см.

Самостоятельная работа на отработку первичного закрепления знаний.

Заканчивая наш урок, давайте подведем итог:

  1. Какими свойствами обладают острые углы прямоугольного треугольника?
  2. Каким свойством обладает катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300?

Оцените свою работу на уроке:

Перед каждым из вас лежат треугольники разного цвета. Склейте из двух треугольников прямоугольник:

-зеленого цвета, если вам было интересно на уроке, вы активно работали и считаете, что усвоили новый материал

-желтого цвета: если вам было интересно, но вы недостаточно хорошо поняли новый материал;

-красного цвета: если вам было скучно, вы ничего не поняли из новой темы.

Поднимите свои прямоугольники.

Домашнее задание: п.34, 254, 256



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

Материал содержит конспект урока по геометрии в 7 классе...

Презентация к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

На слайдах представлен материал к уроку по указанной теме...

Проверочный тест к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

Данный тест предлагается учащимся с целью проверки усвоения нового материала...

Некоторые свойства прямоугольного треугольника.

Презентация по теме "Некоторые свойства прямоугольного треугольника" 7 класс (1 урок)...

Некоторые свойства прямоугольного треугольника

Урок геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольного треугольника" с использованием электронных образовательных ресурсов...

Методическая разработка урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

На данном уроке рассматриваются некоторые свойства прямоугольного треугольника и показано, как они применяются при решении задач...

Урок геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников".

Урок геометрии в 7 классе по исследованию и доказательству свойств прямоугольных треугльников. Материал содержит конспект урока, карточки с заданиями для исследования, карточки с тестом, презентацию у...