Некоторые свойства прямоугольных треугольников
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_nekotorye_svoystva_pryamougolnyh_treugolnikov.doc | 70 КБ |
pryamoug_treug_otkrytyy_urok.ppt | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: геометрия
Образовательная система 7 класс; «Геометрия», Л.С.Атанасян
Тема урока: Некоторые свойства прямоугольных треугольников
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения урока: практико-ориентированное занятие.
Дата проведения: 22.03.13
Учитель: Кленская Елена Георгиевна
Цель: научить обучающихся делать выводы из решения практических задач; систематизировать знания детей о треугольниках.
Образовательная задача: формирование предметных и метапредметных, личностных компетентностей школьников.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование личностного смысла учения;
формирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
формирование знаний о себе;
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: ученик учится формулировать познавательную цель урока, обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач.
Регулятивные УУД: ученик учится принимать и сохранять учебную цель, осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата;
Коммуникативные УУД: ученик учится слушать собеседника, задавать вопросы, позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Предметные результаты
Умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование урока: медиапроектор, листы с практическим заданием, транспортир, линейка.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ | КОММЕНТАРИИ |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Готовятся к уроку. | |
2.Актуализация знаний учащихся: основные понятия, вид деятельности, выделение главных связей и идей. | Проводит устную работу по обобщению материала. Создает эмоциональный настрой на работу. | Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают определения и теоремы. | 1 слайд 2-3 слайд |
3.Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях. | Озвучивает тему и цель урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу. Предлагает выполнить практическую работу №1 и сделать вывод, затем практическую работу №2 и сделать вывод. Предлагает озвучить вывод желающим. | Выполняют практическую работу, записывают выводы. Озвучивают вывод, обосновывают его. | Работа в парах. 4-7 слайд |
4Физкультминутка. | Проводит физкульминутку. | Выполняют упражнения. | 8 слайд |
5. Восприятие образца применения знаний | Формулирует задачу. Напоминает обучающимся, как оформляются задачи по геометрии | Выполняют задачи в тетради. По очереди комментируют решение задач. Обосновывают выбор решения. | 9 слайд |
6.Самостоятельное применение полученных знаний в привычной и новой ситуациях. | Предлагает выбрать уровень самостоятельной работы и выполнить ее. | Выбирают вариант самостоятельной работы в соответствии со своими знаниями и оценкой, которую хотят получить. Выполняют самостоятельную работу. | |
7. Самоконтроль. | Предлагает сравнить полученный результат с результатом на слайде, провести оценку своей работы, подчеркнуть места, в которых допущены ошибки; объяснить ошибки. | Сравнивают свое решение с решением на слайде, подчеркивают ошибки, проговаривают правила. | |
85.Итоги урока. Рефлексия. | Подводит итоги работы учащихся на уроке. Предлагает учащимся по желанию высказать свое мнение: что получилось, что нет. Оценить свою работу. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | 10 слайд |
9. Домашняя работа. | Комментирует задания домашней работы. | Слушают учителя. Задают вопросы. Записывают домашнюю работу. |
Тема: Свойства прямоугольного треугольника.
- ХОД УРОКА
1. Организационный этап
2. Подготовка к основному этапу урока (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний)
Какая фигура нарисована на доске? Давайте вспомним, что нам известно о треугольниках и о прямоугольных треугольниках в частности.
- Какая фигура называется треугольником?
Ответ: Треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и соединенных тремя последовательными отрезками.
- Какие виды треугольников вы знаете?
Ответ: Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный.
- Дать определение равнобедренного треугольника.
Ответ: Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.
Каким свойством обладает равнобедренный треугольник?
Ответ: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
- Каков признак равнобедренного треугольника?
Ответ: Если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник – равнобедренный.
- Дать определение равностороннего треугольника.
Ответ: Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.
- Каким свойством обладают углы равностороннего треугольника?
Ответ: В равностороннем треугольнике все углы равны (по 60°).
- Дать определение прямоугольного треугольника.
Ответ: Треугольник называется прямоугольным, если у него один угол прямой.
- Какова градусная мера прямого угла?
Ответ: Прямой угол равен 90°.
- Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла?
Ответ: Сторона, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой.
- Как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?
Ответ: Стороны, образующие прямой угол, называются катетами.
- Что можно сказать о длинах катета и гипотенузы прямоугольного треугольника?
Ответ: Гипотенуза прямоугольного треугольника всегда больше катета.
- Какими должны быть остальные углы прямоугольного треугольника?
Ответ: Остальные углы прямоугольного треугольника должны быть острыми.
А теперь приступим к выполнению практической работы.
3.Усвоение новых знаний и способов действий
Практическая работа 1.
Возьмите лист с Практической работой №1. Измерьте острые углы этих треугольников и вычислите сумму их градусных мер. Сделайте вывод.
Вывод: сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
А кто может объяснить, почему?
Доказательство:
По теореме о сумме углов треугольника: А+В+С=180°. Так как С = 90°, то А+В = =180°- 90°= 90°.
В этом состоит одно из свойств прямоугольных треугольников.
Практическая работа 2.
Возьмите лист с практической работой №2, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30°. Сделайте вывод.
Вывод: катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Если мы посмотрим на наши треугольники, то сможем сделать вывод о том, что и этот результат получен не случайно.
2°. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Дано: АВС, С = 900,
А = 300.
Доказать: ВС = ½АВ.
Доказательство:
Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АСD так, как показано на чертеже. Получим треугольник АВD, в котором А = В =D =60°, то есть АВD – равносторонний, поэтому ВD = АВ. Но ВС = ½ВD. Следовательно, ВС = ½АВ.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 300.
Физкультминутка.
Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться применять изученные свойства при решении задач.
А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Молодцы! Для облегчения вычислительной работы.
Для закрепления свойств решим задачи .
Задача 1. В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 180. Найдите второй острый угол.
Задача 2.
Найдите длину катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°, если длина гипотенузы равна 12 см.
Решение: по свойству 2° катет равен половине гипотенузы, то есть 12 : 2 = 6 см.
Задача 3
Найдите длину гипотенузы прямоугольного треугольника, если катет, лежащий против угла в 30°, равен 15 см.
Решение: по свойству 2° гипотенуза в 2 раза длиннее катета, лежащего против угла в 30°, то есть 15 . 2 = 30 см.
Самостоятельная работа на отработку первичного закрепления знаний.
Заканчивая наш урок, давайте подведем итог:
- Какими свойствами обладают острые углы прямоугольного треугольника?
- Каким свойством обладает катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300?
Оцените свою работу на уроке:
Перед каждым из вас лежат треугольники разного цвета. Склейте из двух треугольников прямоугольник:
-зеленого цвета, если вам было интересно на уроке, вы активно работали и считаете, что усвоили новый материал
-желтого цвета: если вам было интересно, но вы недостаточно хорошо поняли новый материал;
-красного цвета: если вам было скучно, вы ничего не поняли из новой темы.
Поднимите свои прямоугольники.
Домашнее задание: п.34, 254, 256
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
Материал содержит конспект урока по геометрии в 7 классе...
Презентация к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
На слайдах представлен материал к уроку по указанной теме...
Проверочный тест к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
Данный тест предлагается учащимся с целью проверки усвоения нового материала...
Некоторые свойства прямоугольного треугольника.
Презентация по теме "Некоторые свойства прямоугольного треугольника" 7 класс (1 урок)...
Некоторые свойства прямоугольного треугольника
Урок геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольного треугольника" с использованием электронных образовательных ресурсов...
Методическая разработка урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
На данном уроке рассматриваются некоторые свойства прямоугольного треугольника и показано, как они применяются при решении задач...
Урок геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников".
Урок геометрии в 7 классе по исследованию и доказательству свойств прямоугольных треугльников. Материал содержит конспект урока, карточки с заданиями для исследования, карточки с тестом, презентацию у...