«Теорема Пифагора»
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Циукаева Лейла Яковлевна

На данном уроке обучающиеся должны:

1) ознакомить и обеспечить овладение  основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора

2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.

3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.tehnologicheskaya_karta_uroka_po_geometrii.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  геометрии

Учебный предмет: геометрия

Класс: 8

Дата: 16.12.20

Учитель: Циукаева Л.Я.

Тема урока: «Теорема Пифагора»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цели: Развивающие:

Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.

Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора

2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.

3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Планируемые результаты обучения и формирование УУД:

Предметные:

Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные  :работа над понятием информация-знание

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы: -Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс»   Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др

- презентация к уроку

- карточки для тестовой работы и рефлексии

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей). (слайд 1)

Настраиваются на урок , проверяют готовность своего рабочего места

Актуализация субъектного опыта учащихся.

Постановка проблемы

Задает вопросы по ранее изученному материалу. (слайд 2)

  • Дайте определение прямоугольного треугольника?
  • Как называются стороны прямоугольного треугольника?
  • Формула площади прямоугольного треугольника?
  • Формула площади квадрата?

Организует самостоятельную работу учащихся в парах, в ходе которой учащиеся вспоминают свойства прямоугольного треугольника

Организует проверку                                                                           Создание проблемной ситуации. Предлагает решить задачу. (слайд 3)

Итак, в чём дело? Что-то не получается? В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение. Да, верно, мы не можем найти гипотенузу.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. 

Диалог, направленный на формулирование проблемы.

Смотрите, той информацией, которой мы обладаем недостаточно, чтобы решить задачу

- Значит перед нами встаёт цель. Какая?

Проблема: как найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, если известны две другие стороны. (записать в тетрадь) (слайд 4)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах по карточкам

Отвечают на вопросы учителя

Работают в парах

Выявляют место затруднения.

Проговаривают причину.

-ответы учащихся: научиться находить стороны прямоугольного треугольника

Записывают проблему в тетрадь

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других, работать в парах

(Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; (познавательные УУД)

Изучение новых знаний и способов деятельности

У вас на листах изображены треугольники и дана таблица. Я предлагаю вам следующую практическую работу:  измерив стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполните

                                                                              остальные столбцы таблицы . (слайд 5)                        Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы?

Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Сообщает обучающимся тему и цели урока, а также формы организации последующей деятельности. (слайд 6)

Гипотеза: если я буду знать теорему Пифагора, то смогу найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике

Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты,

Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника

- Найдите и прочитайте в учебнике формулировку теоремы Пифагора.

А теперь давайте попытаемся доказать этот факт.

- Достроим треугольник до квадрата…

- Как можно выразить площадь этого

квадрата? Найдите 2 способа…

Доказательство… (слайд 7)

- Исторический материал

Выполняют задание

(сверяют с ответами на слайде)

Ответы учащихся

Обучающиеся в тетрадях записывают число и тему урока.

Выдвигают гипотезу и  записывают её  в тетрадь

Работа с учебником

Предлагают варианты доказательства

Записывают доказательство в тетрадь

Работа с учебником

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 ( коммуникативные УУД)

Первичная проверка

Давайте закрепим полученную информацию на практике, дорешаем задачу, предложенную в начале урока (слайд 8)

Решение задач.                                                                            №1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам:
a= 6 см
b=8 см (слайд 9)

№2. В прямоугольном треугольнике известен катет a=9 см и гипотенуза c=41 см, найдите второй катет (слайд 10)

Давайте попробуем сформулировать алгоритм использования теоремы Пифагора.

  • Рассмотреть прямоугольный треугольник;
  • Выяснить, что нужно найти, и что нам для этого дано;
  • Применить нужную формулу. (слайд 11)

Проверочная работа на первичное закрепление.                                          (Соотнести чертёж с соответствующей формулой) (слайд 12)

Работают в парах, записывают решение в тетрадь

Ответы учащихся  (устная работа)

Индивидуальная работа учащихся

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

((познавательные УУД)

Закрепление изученного

Организует решение упражнений из учебника №483 (а,в); 484 (а,в,г),490 (а)

Решают упражнения у доски

Обобщение и систематизация

Организует тестовую самостоятельную работу по вариантам

Организует обсуждение полученных результатов

Индивидуальное решение, самопроверка в парах

Подведение итогов учебного занятия

- Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Отвечают на вопросы учителя.

Информация о домашнем задании

  • п.55
  • Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора (по выбору).
  • № 484(б,д), №485

Записывают домашнее задание

 Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.                                                               Продолжите фразы:                                                             «Сегодня на уроке я повторил…»                               «Сегодня на уроке я узнал…»                                   «Сегодня на уроке я научился…» (слайд15, 16)

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала «Теорема, обратная теореме Пифагора» к п. 55, учеб.Геометрия 7-9/ Л. С. Атанасян и др.

Предлагаемый материал является уроком изучения нового материала. Цели урока: 1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора,  и показать её применение в процессе решения задач ...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

План - конспект урока па теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Конспект составлен для учителей, преподающих в 8 классах общеобразовательных школ с белорусским языком обучения. Сформулированы цели урока, определены тип, форма и структура урока....

Урок геометрии с использованием ИКТ "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Данный  урок изучения нового материала в системе уроков по теме «Теорема Пифагора», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе  по   учебнику...

Теорема Пифагора. Обратная теорема. Решение задач

Третий урок по теме. Учащиеся уже имеют навыки применения прямой и обратной теоремы в решении задач. В конце урока проходит самостоятельная работа с последующей самопроверкой....

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме  Пифагора"...