НПК "Геометрические задачи на экстремум"
презентация к уроку по геометрии
НПК "Геометрические задачи на экстремум"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_geometricheskie_zadachi_na_ekstremum.pptx | 251.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оглавление I . Введение ------------------------------------------------ с.1 II . а) История развития задач на экстремумы ---------- с.2 – с.4 б) Экстремумы функции --------------------------------- с.5 – с.6 в) Задачи на экстремумы --------------------------------- с.7 - с.11 III . Заключение ------------------------------------------------- с.12 IV . Список использованной литературы ------------------- с.13 V . Приложение ------------------------------------------------- с. 14-16
Цель : исследовать решение геометрических задач на экстремумы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи : Подобрать и изучить дополнительную литературу по теме Изучить методы решения геометрических задач на экстремумы и грамотно переводить на математический язык Научиться решать экстремальные задачи Объект исследования: задачи на экстремум Предмет исследования: решение геометрических задач на экстремум Практическая значимость работы: 1. задачи с национально - региональным компонентом могут быть применены учителями на уроках математики 2. Задачи на экстремум имеют широкий спектр применения во всех областях человеческой жизни
«В мире не происходит ничего, в чем бы не был виден смысл какого- нибудь максимума или минимума» Леонард Эйлер (1707 – 1783 г.г .)
Задачи, где требуется определить условия, при которых некоторая величина принимает наибольшее и наименьшее значение, принято называть задачами «на экстремум» ( от латинского слова « extremum » - «крайний») или задачами на «максимум» и «минимум» (от латинских « maximum » и « minimum » - соответственно «наибольшее» и «наименьшее»). Такие задачи часто встречаются в технике и естествознании, в повседневной деятельности людей. Самая простая и, вероятно, самая древняя геометрическая задача на экстремум такая: какой из всех прямоугольников заданного периметра имеет наибольшую площадь? Решение ее было известно древнегреческой математике. Оно изложено в v ɪ книге «Начал» Евклида (книга «Начала» древнегреческого ученого Евклида относится к 3 веку до нашей эры), где доказывается, что если рассмотреть прямоугольник и квадрат одного и того же периметра, то площадь квадрата будет больше. Я исследовал эту задачу и решение покажу в 2 части своей работы (задача 1).
Рассмотренная задача относится к широкому классу геометрических задач на экстремум – так называемым изопериметрическим задачам, в которых фигура с экстремальным свойством отыскивается среди других с равным периметром. Изопериметрические задачи объединяют также одним названием – «задачи Дидоны ». Они названы так по имени легендарной основательницы города Карфагена и его первой царицы. Если учесть, что Дидона выбирала участок, примыкающий к берегу моря, то математическую задачу, с которой она столкнулась, можно сформулировать так: какой формы должна быть кривая длины , чтобы площадь фигуры, ограниченная этой кривой и заданной линией r , была наибольшей? (рис.1)
Задача 1. Какой из всех прямоугольников заданного периметра имеет наибольшую площадь? Я хочу показать доказательство самой древней задачи на экстремум, которое основано на сравнении площадей (рис.2).
Задача 2 ( частный случай задачи Дидоны ). Дидона выбрала участок, примыкающий большей стороной к берегу моря, если береговая линия не кривая, а прямая длины l . При каких значениях l площадь ограничиваемого участка будет наибольшей? Решение : Эту задачу я решил по изложенной схеме: Формализация (перевод на язык математики) Решение полученной задачи: Интерпретация найденного решения
Задача 3. Из квадратного листа жести со стороной а надо изготовить открытую сверху коробку, вырезав по углам (рис.5, рис.6) квадратики и загнув образовавшиеся кромки. Какой должна быть сторона основания коробки, чтобы ее объем был максимальным? Решение: Формализация. Решение полученной задачи: Максимальный объем имеет та коробка, сторона основания которой равен 2 а /3 .
Я составил подобные задачи на экстремумы с национально – региональным компонентом . Задача 4. Вышка (точка В) сотовой связи оператора «Мегафон» расположена в поле на расстоянии 1 км от ближайшей точки шоссе Верхняя Иволга – Иволга (точка А). С вышки нужно велосипедисту доехать до Иволгинского дацана (точка Д), расположенного по шоссе в 4 км от упомянутой точки (считаем шоссе прямолинейным). Скорость велосипедиста по полю 4 км/ч, а по шоссе 5 км/ч. К какой точке шоссе ему надо ехать, чтобы в кратчайшее время достичь Дацана? (рис.7) Решение: В – вышка. Д – Иволгинский дацан, ВСД – маршрут следования велосипедиста АВ = 1 км АД = 4 км Пусть АС = х , где 0 ≤ х ≤ 4
Задача 5. Лодка находится на Карасином озере на расстоянии 3 км от ближайшей точки А берега. Ребята, которые катались на этой лодке, желают достигнуть лагеря « Черемушки », находящегося на берегу на расстоянии 5 км от А (участок А В берега считаем прямолинейным). Лодка движется со скоростью 4 км/ч, а ребята, выйдя из лодки, могут в час пройти 5 км. К какому пункту берега должна пристать лодка, чтобы ребята достигли лагеря в кратчайший срок? (рис.8) Решение: Л – лодка, Ч – лагерь « Черемушки » ЛА = 3 км АЧ = 5 км Пусть АВ = х , где 0 ≤ х ≤ 5 Ответ: Лодка должна пристать к пункту В, удаленному от лагеря « Черемушки » на расстоянии 1 км.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прикладные задачи на экстремумы
Проект. Факультет повышения квалификации...
Презентация на уроки алгебры в 11 классе на темы "Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции."
Презентация составлена на три урока. Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им большое спасибо.Удобно уже сделанный материал компоновать по своему усмотрению для данного класса...
Подготовка к ЕГЭ. Вычисление значения экстремумов функции.
Тренировочные задания на вычисление экстремумов функций....
Экстремумы функции
Презентация содержит теоретический и практический материал для нахождения точек экстремума функции аналитическим и графическим способом....
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум
Материал к внеклассным занятиям по математике в 10-12 классах "Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум"...