Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме
Материал к внеклассным занятиям по математике в 10-12 классах "Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 205.78 КБ |
![]() | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум В технике и естествознании, как, впрочем, и в обыденной жизни, встречается особый вид задач – задач на «максимум и минимум». Люди издавна желали получить наибольшую выгоду при наименьших затратах. Огромное число таких задач возникает в экономике и технике. Бурное развитие экономики и техники привело к новой теории – теории оптимального управления . В математике эти задачи называют задачами на экстремум. И сследование задач на экстремум началось 25 веков назад. С возникновением математического анализа были созданы общие методы их решения.
Метод, основанный на теореме о произведении двух сомножителей, сумма которых постоянна Теорема Произведение двух множителей, сумма которых постоянна, имеет наибольшее значение при равенстве множителей: max при
Пример 1 решения задач на экстремум Из квадратного листа картона с заданной стороной нужно изготовить квадратную коробку, вырезая по углам листа равные квадраты и загибая образовавшиеся края. Какой величины должна быть сторона каждого вырезанного квадрата, чтобы объем сделанной коробки был наибольшим?
Решение Пусть х – сторона вырезаемого квадрата. Тогда объем коробки: Вырезается 4 угла. Но величина 4V достигает максимума при тех же значениях х , что и V . Поэтому По теореме произведение множителей, сумма которых достигает максимума при откуда Пример 1 решения задач на экстремум x x
Пример 2 решения задач на экстремум Окно имеет форму прямоугольника, завершенного полукругом. При заданном периметре найти размеры окна, чтобы оно пропускало наибольшее количество света.
Решение Пусть х – высота окна до полукруга, y –ширина, тогда R = y / 2. Р - const , Откуда: , Функция S( x ) имеет экстремум в тех же точках что и (4 + ) S( x ) . По теореме , если 4Р- const , то произведение имеет наибольшее значение при Поэтому: Пример 2 решения задач на экстремум
Метод , основанный на теореме о сумме 2-х положительных слагаемых, произведение которых постоянно Теорема Сумма двух положительных слагаемых, произведение которых постоянно, имеет наименьшее значение при равных слагаемых при
Из всех равнобедренных треугольников данной площади, найти тот, у которого сумма основания и медианы была бы наименьшей. Решение: Пусть основание искомого треугольника 2 х , а медиана y . Тогда . Сумма ( 2х+ y) достигает наименьшего значения при 2 x = y , т.к. 2х y =2 S= const. Поэтому Пример 3 решения задач на экстремум 2x y b
Предварительный просмотр:
Материал к внеклассным занятиям по математике на тему
"Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум"
учитель ГБОУ Центра образования № 55
Валентина Васильевна Николаева
Место занятия в структуре образовательного процесса:
- Материал к внеклассным занятиям по математике в 10-12 классах.
- Материал можно использовать на занятиях математического кружка в 10-12
классах, на занятиях научного общества учащихся (НОУ).
- Презентация содержит теоретический и практический материал по алгебраическому методу решения прикладных задач на экстремум.
- Первое занятие по теме «Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум".
Тип занятия – урок-общение, урок-диалог
Цель занятия:
познакомить учащихся алгебраическими методами решения задач на экстремум.
Задачи занятия:
Образовательные:
- познакомить учащихся с алгебраическими методами решения задач на «максимум и минимум»:
- применять сформированные знания и умения при выполнении алгебраических преобразований.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать логическое мышление, память, пространственное воображение;
- развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- расширять представления учащихся о возможности получить наибольшую экономическую выгоду при наименьших затратах.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие;
- прививать желание находить примеры на предметах окружающего мира.
Использование образовательных технологий –
информационные:
- использование интернета для подготовки к занятию;
- использование слайд-презентации с целью сделать общение с учащимися интересным, увлекательным, доступным для понимания;
- использование слайд-презентации с целью активизировать внимание учащихся, позволяющим увеличить темп занятия, повысить интерес к предмету.
педагогического общения:
- планирование коммуникативной структуры взаимодействия с учащимися;
- создание эмоциональной атмосферы;
- создание обратной связи в общении с учащимися на занятии.
Оснащение занятия:
- Персональный компьютер, мультимедийный проектор
- Презентация «Алгебраические методы решения прикладных задач на экстремум»
План занятия:
- Сообщение цели и задач занятия
- Беседа по теме занятия
- Применение « Метода, основанного на теореме о произведении двух сомножителей,
сумма которых постоянна» при решении двух задач по математике
- Применение «Метода, основанного на теореме о сумме 2-х положительных слагаемых,
произведение которых постоянно» при решении задачи по математике
- Подведение итогов занятия
Ход занятия:
- Сообщение цели и задач занятия
- Беседа по теме занятия – слайды 2, 3.
В технике и естествознании, как, впрочем, и в обыденной жизни, встречается особый вид задач – задач на «максимум и минимум».
Люди издавна желали получить наибольшую выгоду при наименьших затратах.
Огромное число таких задач возникает в экономике и технике. Бурное развитие экономики и техники привело к новой теории – теории оптимального управления.
В математике эти задачи называют задачами на экстремум. Исследование задач на экстремум началось 25 веков назад.
С возникновением математического анализа были созданы общие методы их решения.
- Применение «Метода, основанного на теореме о произведении двух
сомножителей, сумма которых постоянна» при решении прикладных задач по математике – слайды 4-7:
- Пример 1 – Из квадратного листа картона с заданной стороной нужно изготовить квадратную коробку, вырезая по углам листа равные квадраты и загибая образовавшиеся края. Какой величины должна быть сторона каждого вырезанного квадрата, чтобы объем сделанной коробки был наибольшим?
- Пример 2 – Окно имеет форму прямоугольника, завершенного полукругом. При заданном периметре найти размеры окна, чтобы оно пропускало наибольшее количество света.
- Применение «Метода, основанного на теореме о сумме 2-х положительных
слагаемых, произведение которых постоянно» при решении прикладных задач по математике – слайды 8,9.
Пример 3 – Из всех равнобедренных треугольников данной площади, найти тот, у которого сумма основания и медианы была бы наименьшей.
- Подведение итогов занятия.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
- Ш.А. Алимов Учебник «Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы», Москва, «Просвещение» , 2012 г.
- «Алгебра и начала анализа» Учебное пособие для 10-12 классов вечерней (сменной) школы и самообразования под редакцией Г.Д. Глейзера. Москва, «Просвещение» , 1989 г.
- Алгебра и начала анализа в 10-12 классах вечерней (сменной) школы. Пособие для учителя под ред. Г.Д. Глейзера, С.М. Саакян, И.Г. Вяльцевой, А.С. Алексеева. Москва, «Просвещение» , 1989 г.
- Сайт «Учительский портал – http://www.uchportal.ru/»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-107903-1435153956.jpg)
Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4
В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183237-1358605100.jpg)
Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии"
Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии" Программа предназначена для учащихся 10—11-х классов, выбравших естественнонаучный (химия) профиль обучения в с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202213-1360668900.jpg)
Занятие элективного курса образовательной области «Математика» «Математические методы решения прикладных задач из различных областей знаний»
Тема: Проценты в современной жизни.Тип урока: Закрепление знаний и их систематизация.Цели урока:Образовательные:· Актуализировать весь комплекс знаний и умени...
Спецкурс по математике "Эффективные методы решения основных типов алгебраических задач"
Авторская программа....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650974-1438094022.jpg)
алгебраические методы решения показательных уравнений
метод уравнивания оснований, разложение на множители, введение новой переменной, свойство монотонности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318704-1614511926.jpg)
Алгебраический метод решения задач на построение
Задачи на построение не только представляют интерес для начинающих математиков-исследователей, но и на протяжении многих лет являются традиционным материалом школьного курса геометрии. Такие зад...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318704-1614511926.jpg)
Учебно-методический материал по теме: "Алгебраический метод решения задач на построение"
Задачи на построение не только представляют интерес для начинающих математиков-исследователей, но и на протяжении многих лет являются традиционным материалом школьного курса геометрии. Целью дан...