Сборник разноуровневых заданий 1, 2, 3 уровня по геометрии (стереометрия)
методическая разработка по геометрии
Сборник для практического применения на уроках по стереометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК
разноуровневых заданий 1, 2, 3 уровня
по геометрии (стереометрия)
г. Санкт-Петербург Составлен: Абрамова Т. М.
учитель математики
Глава «МНОГОГРАННИКИ» - 12час.
Тема урока: «Понятие многогранника»
Задачи.
1 уровень
1) Эйлерова характеристика многогранников равна 2 т.е. В –Р + Г, где В – число вершин, Р – число ребер, Г – число граней.
Заполнить таблицу известных многогранников
№ | Наименование многогранника | В | Р | Г | Эйлерова характеристика |
1 | тетраэдр | ||||
2 | параллелепипед | ||||
3 | куб |
2) В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 12 см и 5 см . Диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол в 45 градусов. Найдите боковое ребро параллелепипеда.
3) Основанием прямого параллелепипеда является ромб с диагоналями 10 см и 24 см, а высота параллелепипеда равна 10 см. Найдите большую диагональ параллелепипеда.
4) Через два противолежащих ребра куба проведено сечение, площадь которого равна 64 см . Найдите ребро куба и его диагональ.
2 уровень
- Основанием наклонного параллелепипеда АВСДАВСД является ромб. Боковое ребро СС составляет равные углы со сторонами основания СД и СВ. Докажите, что: а) СС ВД; б) ВВДД – прямоугольник; в) ВД ААС; г) ААС ВВД.
3 уровень
- Из деталей, имеющих формы правильной треугольной и четырехугольной призм, необходимо изготовить цилиндры наибольшего объема. Какой процент материала пойдет в отходы в каждом случае?
- Дан ящик для упаковки арматуры с его размерами (мм). 690х290х200. Определите объем ящика и количество материала, необходимого для его изготовления. Можно ли изготовить ящик такого же объема, на который пойдет меньше материала того же качества?
- Разбейте куб на шесть равных тетраэдров.
- Какую наибольшую длину может иметь ребро правильного тетраэдра, который помещается в коробку, имеющую форму куба со стороной 1 см?
- Назвать многогранники – созданные человеком – созданные природой
- На моделях пирамиды и призмы самостоятельно подсчитать Эйлерову характеристику В – Р + Г = 2, В – число вершин, Р – число ребер, Г – число граней Заполнить таблицу.
№ п/п | Наименование многогранника | В | Р | Г | Эйлерова характеристика |
7) Подсчитать число вершин, ребер, граней для любой пирамиды и любой призмы и заполнить таблицу.
№ п/п | Наименование многогранника | В | Р | Г | Эйлерова характеристика |
Тема урока: «Призма»
Задачи
1 уровень
- В основании прямой призмы АВСАВС лежит прямоугольный треугольник АВС ( угол С = 90 градусов АС = 4; ВС = 3. Через сторону АС и вершину В проведена плоскость. Угол ВАС = 60 градусов. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
- В правильной п – угольной призме сторона основания равна а и высота равна Н. Вычислите площади боковой и полной поверхности призмы, если: а) п=3, Н=15см, а=10см;
б) п=4, а= 12дм, Н = 8дм; в) п = 6, а = 23см, Н = 5дм; г) п = 5, а = 0,4м, Н =10см.
- Основание прямой призмы – треугольник со сторонами 5 см и 3 см и углом в 120 градусов между ними. Наибольшая из площадей боковых граней равна 35 см . Найдите площадь боковой поверхности призмы.
- Сторона основания правильной треугольной призмы равна 6 см, а диагональ боковой грани 10 см. Найдите площадь боковой и полной поверхности призмы.
- Основание прямой призмы – ромб со стороной 5 см и тупым углом 120 градусов. Боковая поверхность призмы имеет площадь 240 см 2. Найдите площадь сечения призмы, проходящего через боковое ребро и меньшую диагональ основания.
- Боковое ребро правильной треугольной призмы равно 9 см, а диагональ боковой грани равна 15 см. Найдите площадь боковой и полной поверхности призмы.
- Основание прямой призмы – ромб с острым углом 60 градусов. Боковое ребро призмы равно 10 см, а площадь боковой поверхности – 240 см2 . Найдите площадь сечения призмы, проходящего через боковое ребро и меньшую диагональ основания.
2 уровень
1) В основании прямой призмы АВСА1В1С1 лежит прямоугольный треугольник АВС (углом С = 90 градусов) Через сторону ВС и вершину А1 проведена плоскость, угол ВА1С = 30 градусов, А1В = 10 АС = 5. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
2) В прямой треугольной призме АВСА1В1С1 АС = ВС = 5, АВ = 6, ВД┴АС, угол ВСД = 30 градусов. Найти: соs С1ВС
- Основание прямой призмы – прямоугольный треугольник с катетами 15 и 20 см. Большая боковая грань и основание призмы равновелики. Найдите площадь боковой и полной поверхности призмы.
- Боковая поверхность правильной четырехугольной призмы имеет площадь 16 дм2 . Диагональ основания призмы равна 4 2 дм. Найдите площадь сечения призмы, проходящего через диагонали двух смежных боковых граней, имеющих общую вершину.
- Основание прямой призмы – прямоугольный треугольник с гипотенузой 25 см и катетом 20 см. Меньшая боковая грань и основание призмы равновелики. Найдите площадь боковой и полной поверхности призмы.
- Высота правильной четырехугольной призмы равна 1 дм , а площадь боковой поверхности равна 16 дм2. Найдите площадь сечения призмы, проходящего через диагональ нижнего основания, и противолежащую вершину верхнего основания.
Тема урока: «ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД».
«Виды параллелепипеда»
«Площадь и объем параллелепипеда».
Задачи
1 уровень
- Сумма всех ребер параллелепипеда АВСДА1В1С1Д1 равна 120 см. Найдите каждое ребро параллелепипеда, если известно, что АВ\ВС = 4\5.
- В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 12 см и 5 см. Диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол в 45 градусов. Найдите боковое ребро параллелепипеда.
- Основанием прямого параллелепипеда является ромб с диагоналями 10 см и 24 см, а высота параллелепипеда равна 10 см. Найдите большую диагональ параллелепипеда.
4) Через два противолежащих ребра куба проведено сечение , площадь которого равна 64 2 см2 . Найдите ребро куба и его диагональ.
2 уровень
- Найдите измерения прямоугольного параллелепипеда АВСДА1В1С1Д1, если АС1 = 12 и диагональ ВД1 составляет с плоскостью грани АА1Д1Д угол в 30 градусов, а с ребром ДД1 – угол в 45 градусов.
2) Диагональ куба равна 6 см. Найдите: а) ребро куба; б) косинус угла между диагональю куба и плоскостью одной из его граней.
3) Основанием прямоугольного параллелепипеда служит квадрат, диагональ параллелепипеда равна 2 6 см, а его измерения относятся как 1:1:2. Найдите: а) измерения параллелепипеда; б) синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания.
3 уровень
- Диагональ прямоугольного параллелепипеда образует с меньшей гранью угол. Через большие стороны верхнего и нижнего основания проведено сечение, образующее с плоскостью основания угол. Зная, что периметр равен Р, найдите измерения параллелепипеда.
- В прямом параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 АВ=1; ВС=7; угол АВС=150 градусов. Через диагональ АС и вершину В1 проведена плоскость, составляющая с плоскостью основания угол 60 градусов. Найдите площадь боковой поверхности параллелепипеда.
Тема урока: «ПИРАМИДА»
Задачи
1 уровень
- Основанием пирамиды является ромб, сторона которого равна 5 см, а одна из диагоналей равна 8 см. Найдите боковые ребра пирамиды, если высота ее проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 7 см.
2) Основанием пирамиды является параллелограмм, стороны которого равны 20 см и 36 см, а площадь равна 360 см 2
Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 12 см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
3) Двугранные углы при основании пирамиды равны. Докажите, что : а) высота пирамиды проходит через центр окружности, вписанной в основание;
2 уровень
- Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник с углом 120 градусов. Боковые ребра образуют с ее высотой, равной 16 см, углы в 45 градусов. Найдите площадь основания пирамиды.
- В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 8 см, а плоский угол при вершине равен Фи. Найдите высоту этой пирамиды.
- В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна 6 см, а угол наклона боковой грани к плоскости основания равен 60 градусов. Найдите боковое ребро пирамиды.
- Основанием пирамиды ДАВС является прямоугольный треугольник АВС, у которого гипотенуза АВ равна 29 см, катет АС равен 21 см. Ребро ДА перпендикулярно к плоскости основания и равно 20 см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
3 уровень
- Основанием пирамиды является треугольник со стороной 12 см, 10см, 10см. Каждая боковая грань наклонена к основанию под углом 45 градусов. Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
- Основанием пирамиды является треугольник со сторонами 10см, 8см, 6см. Каждая боковая грань наклонена к основанию под углом 45 градусов. Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
- В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна а, угол между смежными боковыми гранями равен 120 градусов. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
Глава: «ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ» - 14 часов
Тема: «Цилиндр»
Задачи:
- уровень
- Диагональ осевого сечения цилиндра равна 48 см. Угол между этой диагональю и образующей цилиндра равен 60градусов. Найдите: а) высоту цилиндра; б) радиус цилиндра; в) площадь основания цилиндра.
- Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) площадь основания цилиндра.
- Концы отрезка АВ лежат на окружностях основание цилиндра. Радиус цилиндра равен r, его высота – h, а расстояние между прямой АВ и осью цилиндра равно d. Найдите: а) h, если радиус равен 10 дм., d = 8дм., АВ=13дм.; б) d, если h=6см., r = 5см., АВ = 10 см.
- уровень
- Докажите что осевое сечение цилиндра является прямоугольникам , две противоположные стороны которого – образующие, а две другие – диаметры оснований цилиндра. Найдите диагональ осевого сечения, если радиус цилиндра равен 1,5м, а высота – 4м.
- Площадь основания цилиндра относиться к площади осевого сечения как √3п : 4. Найдите: а) Угол между диагональю осевого сечения цилиндра и плоскостью основания; б) угол между диагоналями осевого сечения.
- Докажите, что если секущая плоскость параллельна оси цилиндра и расстояние между этой плоскостью и осью цилиндра меньше его радиуса, то сечения цилиндра представляет собой прямоугольник, две противоположные стороны которого – образующие цилиндры.
- Высота цилиндра равна 8см, радиус равен 5см. Найдите площадь сечения цилиндра плоскостью параллельной его оси, если расстояние между этой плоскостью и осью цилиндра равно 3см.
- уровень
- Алюминиевый провод диаметром 4мм имеет массу 6,8кг. Найдите длину провода (плотность алюминия 2,6г/см³)
- Какое количество тонн нефти вмещает цилиндрическая цистерна диаметром 18м и высотой 7м, если плотность нефти равна 0,7 г/см³?
- Свинцовая труба (плотность свинца 11,4 г/см³) с толщиной стенок 4мм имеет внутренний диаметр 13мм. Какова масса трубы, если её длинна равна 25м?
- В цилиндрическую мензурку диаметром 2,5см, наполненную водой до некоторого уровня, опускают 4 равных металлических шарика диаметром 1см. На сколько измениться уровень воды в мензурке?
Тема: Конус
Задачи:
- уровень
- Высота конуса равна 15 см, а радиус основания равен 8см. Найдите образующую конуса.
- Образующая конуса, равна 12 см, наклонена к плоскости основания под углом а. Найдите площадь основания конуса, если: а) а = 30градусов; б) а = 45 градусов; в) а = 60 градусов
- уровень
- Осевое сечение конуса – прямоугольный треугольник. Найдите площадь этого сечения, если радиус основания конуса равен 5см.
- Осевое сечение конуса – правильный треугольник со стороной 2r. Найдите площадь сечения проведённого через 2 образующие конуса, угол между которыми равен: а) 30 градусов; б) 45 градусов; в) 60градусов.
- Образующая конуса равна l, а радиус основания равен r. Найдите площадь сечения проходящего через вершину конуса и хорду основания, стягивающую дугу: а) 60градусов б) 90грдусов
- уровень
- Ведро имеет форму осечённого конуса, радиусы оснований которого равны 15см и 10см, а образующая равна 30см. Сколько килограммов краски нужно взять для того чтобы покрасить с обеих сторон 100 таких вёдер, если на 1м² требуется 150г краски? (толщину стенок вёдер в расчёт не принимать).
Тема: «Сфера и шар»
Задачи
- уровень
- Точки А и В лежат на сфере радиуса R. Найдите расстояние от центра сферы до прямой АВ, если АВ = m.
- Напишите уравнение сферы радиуса R с центром А, если: а) А(2;-4;7), R=3; б) А(0;0;0), R√2; в) А(2;0;0) R=4.
- Найдите площадь сферы, радиус которой равен: а) 6см; б) 2дм; в) √2м; г) 2√3см.
- уровень
- Шар радиуса 41дм пересечён плоскостью, находящийся на расстоянии 9дм от центра. Найдите площадь сечения.
- Через точку, делящую радиус сферы по полам, проведена секущая плоскость, перпендикулярная к этому радиусу. Радиус сферы равен R. Найдите: а) Радиус получившегося сечения; б) Площадь боковой поверхности конуса, вершиной которого является центр сферы, а основанием – полученное сечение.
- Используя формулу площади сферы, докажите, что площадь полной поверхности цилиндра полученного при вращении квадрата вокруг одной из его сторон, равна площади сферы, радиус которой равен стороне квадрата.
- уровень
- Диаметр Луны составляет (приблизительно) четвёртую часть диаметра земли. Сравните объёмы луны и земли, считая их шарами.
- Стаканчик для мороженного конической формы имеет глубину 12см и диаметр верхней части 5см. На него сверху положили 2 ложки мороженного в виде полушарий с диаметром 5см. Переполнит ли мороженное стаканчик если оно растает?
- Сколько кубометров земли потребуется для устройства клумбы, имеющей форму шарового сегмента с радиусом основания 5м и высотой 60см?
- Вода покрывает приблизительно ¾ земной поверхности. Сколько км² земной поверхности занимает суша? ( радиус Земли считать равным 6375км).
- Сколько кожи пойдёт на покрышку футбольного мяча радиусом 10см? ( На швы добавить 8% от площади поверхности мяча).
Глава «ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ».
«МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ». – 14часов
Тема урока: «Понятие вектора в пространстве»
Задачи
1 уровень
- В тетраэдре АВСД точки М, N и К – середины ребер АС, ВС и СД соответственно, АВ =3 см, ВС = 4 см, ВД = 5см. Найдите длины векторов: а) АВ,ВС, ВД, NМ, ВN, NK; б) СВ, ВА, ДВ, NC, KN.
- Измерения прямоугольного параллелепипеда АВСДА1В1С1Д1 имеют длины: АД = 8 см, АВ = 9 см и АА1 = 12 см.Найдите длины векторов: а)СС1, СВ,СД; б) ДС1, ДВ, ДВ1.
2 уровень
- Известно, что АА1 = ВВ1. Как расположены по отношению друг к другу:
а) прямые АВ и А1В1; б) прямая АВ и плоскость, проходящая через точки А1 иВ1; в) плоскости одна из которых проходит через точки А и В, а другая проходит через точки А1 иВ1?
2) Изобразить параллелепипед АВСДА1В1С1Д1. Найти середины ребер В1С1 и А1Д1 (М и К – середины ребер). Назовите вектор, который получится, если отложить:
а) от точки С вектор, равный ДД1; б) от точки Д вектор , равный СМ; в) от точки А1 вектор равный АС; г) от точки М вектор, равный КА.
3 уровень
- Комната имеет форму куба. Паук, сидящий в середине ребра ,хочет, двигаясь по кратчайшему пути, поймать муху, сидящую в одной из самых удаленных от паука вершин куба Как должен двигаться паук?
Тема: «Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число»
Задачи
1 уровень
- Назовите все векторы, образованные ребрами параллелепипеда АВСДА1В1С1Д1, которые: а) противоположны вектору СВ; б) противоположны вектору В1А; в) равны вектору – ДС; г) равны вектору – А1В1.
- Нарисуйте параллелепипед АВСДА1В1С1Д1 и обозначьте векторы С1Д1, ВА1, АД соответственно через а, в, с. Изобразите на рисунке векторы: а) а - в; б) а – с; в) в-а;
2 уровень
- Дан тетраэдр АВСД. Докажите, что: а) АВ+ ВД=АС + СД; б)АВ +ВС = ДС + АД; в) ДС + ВД = АС + ВА
- Пусть АВСД параллелограмм, а О – произвольная точка пространства. Докажите, что: а) ОВ – ОС =ОС – ОД; б) ОВ –ОС = ДА.
- Точка Р – вершина правильной шестиугольной пирамиды. Докажите, что сумма всех векторов с началом в точке Р, образованных боковыми ребрами пирамиды , равна сумме всех векторов с началом в точке Р, образованных апофемами.
3 уровень
- Сформулируйте определение произведения вектора а на число к, сочетательный, первый и второй распределительные законы умножения вектора на число. Проиллюстрируйте их на примерах.
2) Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон четырехугольника
АВСД, пересекаются в точке М. Точка О – произвольная точка пространства.
Докажите, что справедливо равенство вектор ОМ=1\4(ОА+ОВ+ОС+ОД).
Тема: « Компланарные векторы»
Задачи
1 уровень
- Дан параллелепипед АВСДА1В1С1Д1. Какие из следующих трех векторов компланарны: а) АА1, СС1, ВВ1; б) АВ, АД, АА1; в) В1В,АС,ДД1; г) АД,СС1, А1В1?
- Отрезок ЕF соединяет середины ребер АС и ВД тетраэдра АВСД. Докажите, что 2 FE = ВА + ДС. Компланарны ли векторы FE, ВА, и ДС?
2 уровень
- Даны параллелограммы АВСД и АВ1С1Д1. Докажите, что векторы ВВ1, СС1 и ДД1 компланарны.
- Дан параллелепипед АВСДА1В1С1Д1. а) Разложите вектор ВД1 по векторам ВА, ВС, ВВ1.б) Разложите вектор В1,Д1 по векторам А1А, А1В, А1Д1.
3 уровень
1) В вершинах А1,В и Д куба АВСДА1В1С1Д1 ребро которого равно а помещены точечные заряды q. а) Выразите результирующую напряженность создаваемого ими электрического поля в точках А и С1, через вектор АС1. б) Найдите абсолютную величину результирующей напряженности в точках С, В1, в центре грани А1В1С1Д1 и в центре куба.
Тема: «Координаты точки и координаты вектора»
Задачи
1 уровень
- Даны координаты четырёх вершин куба АВСДА1В1С1Д1,: А(0;0;0), В(0;0;1), Д(0;1;0), А1(1;0;0). Найдите координаты остальных вершин куба.
- Докажите, что каждая координата суммы (разности) двух векторов равна сумме (разности) соответствующих координат этих векторов.
2 уровень
- Даны векторы ОА (3;2;1), ОВ (1;-3;5) и ОС (-1/3;0,75;-2,75). Запишите координаты точек А, В, С, если точка О - начало координат
- Даны точки М (-4;7;0) и Н (0;-1;2). Найдите расстояние от начала координат до середины отрезка МН
3 уровень
- Придумать и составить задачу на нахождение координат векторов.
Тема: «Скалярное произведение векторов»
Задачи
1 уровень
- Дан куб АВСДА1В1С1Д1. Найдите угол между векторами: а) В1В и В1С; б) ДА и В1Д1; в) А1С1 и А1В; г) ВС и АС; д) ВВ1 и АС; е) В1С и АД1; ж) А1Д1 и ВС; з) АА1 и С1С.
2 уровень
- В кубе АВСДА1В1С1Д1 точка М лежит на ребре АА1, причём АМ:МА1= 3:1, а точка N середина ребра ВС вычеслите cos угла между прямыми: а) МN и ДД1; б) MN и ВД; в) MN и В1Д; г) MN и А1С
3 уровень
- Ребро куба АВСДА1В1С1Д1 равно а, точка О1- центр грани А1В1С1Д1. Вычислите скалярное произведение векторов: АД и В1С1; АС и С1А1; Д1В и АС.
- Даны точки А(1;3;0), В(2; 3; -1) и С(1; 2; -1). Вычислите угол между векторами СА и СВ.
3) Найдите углы, периметр, площадь треугольника, вершинами которого являются точки А(1;-1;3), В(3;-1;1) и С(-1;1;3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...
Сборник разноуровневых контрольных работ для 9 класса
Методический материал...
Сборник разноуровневых заданий на уроках технологии
Тесты для уроков технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/24/picture-428612-1408872620.jpg)
Итоговая аттестация по геометрии (стереометрия) 11 класс.
Экзаменационные билеты содержат теоретически вопросы по стереометрии (доказательство теорем и вывод формул) и задачи вступительных экзаменов .Могут быть использованы для подготовки к ЕГЭ, а такж...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-381624-1398595282.jpg)
Сборник разноуровневых заданий для повышения функциональной грамотности учащихся
содержит систематизированный материал по основным периодам новой истории Казахстана за курс 8 класса. Данный материал дает возможность учителям истории, проверить учебные компетенции учащихся по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-850726-1479206207.jpg)
Пример разноуровневого задания на уроке геометрии ( инклюзивное обучение)
Пример разноуровневого задания на уроке геометрии ( инклюзивное обучение)...