РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Геометрия 8"
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 8 классов
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 8 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2015.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемыхМинобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №816 от 23.08.2017 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
5, Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19
УМК :«Геометрия – 8», А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/М.: Вентана-Граф, 2017.
В ходе организации дистанционного ( электронного) обучения школьников используются электронные образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/, https://videouroki.net/video.) , образовательные интернет-платформы (https://uchi.ru/. , https://www.yaklass.ru/. ,https://education.yandex.ru/main/.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Цели изучения курса геометрии:
-развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
-овладение символическим языком геометрии, выработка формально-оперативных математических умений и навыков применения их к решению математических и нематематических задач;
-развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса..
Базисный учебный (образовательный план) на изучение геометрии в 7 классе основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение 34 недель обучения, всего 68 уроков (учебных занятий).
Планируемые результаты освоения содержания курса
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.
В направлении личностного развития
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Регулятивные
учащиеся научатся:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
-составлять план и последовательность действий;
-осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
-адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-учащиеся получат возможность научиться:
-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-использовать общие приёмы решения задач;
-применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
-осуществлять смысловое чтение;
-создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
-самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
-устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
-формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
-интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
-оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
-устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке о бщего решения в совместной деятельности.
В предметном направлении
Предметные:
учащиеся научатся:
-работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
-владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);
-измерять длины отрезков, величины углов;
-владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
-пользоваться изученными геометрическими формулами;
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
-учащиеся получат возможность научиться:
-выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов
уметь:
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- находить стороны, углы и периметры треугольников, длины ломаных;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
должны владеть компетенциями:
-познавательной, коммуникативной, регулятивной;
способны решать следующие практико-ориентированные задачи:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях,
-работать в группах,
-аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
-уметь слушать других,
-извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов,
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации,
-самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-расчетов, включающих простейшие формулы;
-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса геометрии в 8 классе ученик:
научится:
Геометрические фигуры
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
-классифицировать геометрические фигуры;
-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
-доказывать теоремы;
-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства;
-решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
-решать простейшие планиметрические задачи.
Обучающийся получит возможность:
-овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: метод от противного, метод подобия, метод перебора вариантов и метод геометрических мест точек;
-приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
-овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
-научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;
-приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
-приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
-использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
-вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, теоремы синусов и косинусов
-решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
Выпускник получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, площади круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Содержание учебного курса.
1. Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырехугольники Осевая и центральная симметрии.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.
2. Подобие треугольников
Подобные треугольники. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Свойства медианы, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей
Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
3. Решение прямоугольных треугольников
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Основная цель: вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника и свойства, выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Запись и вывод тригонометрических формул, выражающих связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла, значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°, а также введение основного тригонометрического тождества. Применение всего изученного к решению прямоугольных треугольников и к решению задач.
4. Многоугольники. Площадь многоугольника
Понятия многоугольника, равновеликих многоугольников и площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции..
Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники. Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Доказательство теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника и площади трапеции. Применение изученных определений, теорем и формул к решению задач.
5. Повторение. Решение задач
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 8 классе.
Учебно-тематический план
Название главы | Количество часов | Количество контрольных работ |
Четырехугольники | 22 | 2 |
Подобие треугольников | 16 | 1 |
Решение прямоугольных треугольников | 14 | 2 |
Многоугольники. Площадь многоугольника | 10 | 1 |
Повторение | 6 | 1 |
Итого: | 68 | 7 |
Календарно –тематическое планирование
№ П/п | Тема урока | Кол-во уроков | Планируемые сроки | Фактические сроки | Форма проведения урока |
1-2 | Четырехугольник и его элементы. | 1 | 04,09 | ||
1 | 04,09 | ||||
3-4 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | 11,09 | ||
1 | 11,09 | ||||
5-6 | Признаки параллелограмма. | 1 | 18,09 | ||
1 | 18,09 | ||||
7-8 | Прямоугольник. . | 1 | 25,09 | ||
1 | 25,09 | ||||
9-10 | Ромб. | 1 | 02,10 | ||
1 | 02,10 | ||||
11-12 | Квадрат. | 1 | 09,10 | ||
1 | 09,10 | ||||
13 | Контрольная работа №1 по теме "Параллелограмм. Виды параллелограмма". | 1 | 16,10 | ||
14-15 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника. | 1 | 16,10 | ||
1 | 23,10 | ||||
16-18 | Трапеция. | 1 | 23,10 | ||
1 | 30,10 | ||||
1 | 30,10 | ||||
19-20 | Центральные и вписанные углы. | 1 | 13,11 | ||
1 | 13,11 | ||||
21 | Описанная окружность четырехугольника. | 1 | 20,11 | ||
22 | Вписанная окружность четырехугольника. | 1 | 20,11 | ||
23 | Контрольная работа №2 по теме "Описанная и вписанная окружности. Трапеция". | 1 | 27,11 | ||
24 | Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса. | 1 | 27,11 | ||
25-26 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. | 1 | 04,12 | ||
1 | 04,12 | ||||
27 | Подобные треугольники. | 1 | 11,12 | ||
28 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | 11,12 | ||
29 | Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | 1 | 18,12 | ||
30 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 1 | 18,12 | ||
31 | Второй признак подобия треугольников. | 1 | 25,12 | ||
32 | Третий признаки подобия треугольников. | 1 | 25,12 | ||
33 | Решение задач по теме «Второй и третий признаки подобия треугольников». | 1 | 15,01 | ||
34 | Контрольная работа №3 по теме "Подобие треугольников". | 1 | 15,01 | ||
35 | Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 1 | 22,01 | ||
36 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | 22,01 | ||
37-40 | Теорема Пифагора. | 1 | 29,01 | ||
1 | 29,01 | ||||
1 | 05,02 | ||||
1 | 05,02 | ||||
41 | Контрольная работа №4 по теме "Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике". | 1 | 12,02 | ||
42 | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | 12,02 | ||
43 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | 19,02 | ||
44 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы привидения. | 1 | 19,02 | ||
45-47 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | 26,02 | ||
1 | 26,02 | ||||
1 | 05,03 | ||||
48 | Контрольная работа №5 по теме "Решение прямоугольных треугольников". | 1 | 05,03 | ||
49 | Анализ контрольной работы. Решение прямоугольных треугольников | 1 | 12,03 | ||
50 | Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1 | 12,03 | ||
51 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. | 1 | 19,03 | ||
52-53 | Площадь параллелограмма. | 1 | 19,03 | ||
1 | 26,03 | ||||
54-55 | Площадь треугольника.
| 1 | 26,03 | ||
1 | 09,04 | ||||
56-58 | Площадь трапеции. | 1 | 09,04 | ||
1 | 16,04 | ||||
1 | 16,04 | ||||
59 | Контрольная работа № 6 по теме "Площади четырехугольников". | 1 | 23,04 | ||
60-61 | Анализ контрольной работы. Повторение. Четырехугольники. Виды, свойства, признаки. | 1 | 23,04 | ||
1 | 30,04 | ||||
62-63 | Повторение. Подобные треугольники. | 1 | 30,04 | ||
1 | 07,05 | ||||
64 | Повторение. Решение прямоугольных треугольников. | 1 | 07,05 | ||
65-66 | Повторение. Многоугольники. Площадь многоугольника. | 1 | 14,05 | ||
1 | 14,05 | ||||
67 | Итоговая контрольная работа №7 | 1 | 21,05 | ||
68 | Анализ контрольной работы. Повторение. | 1 | 21,05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.
Уровень базовый, 2 часа в неделю...
Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)
Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)
Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.
Рабочая программа. Геометрия. 7 класс. А.В.Погорелов....
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс. А.В.Погорелов....
Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения
Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения...