Методическая разработка урока "Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольников"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе по теме «Построение треугольника по трем  сторонам. Неравенство треугольника»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма обучения:  фронтальная, групповая, индивидуальная

Форма урока: проблемно-поисковая

Методы обучения: беседа, фронтальный опрос, исследовательская практическая  работа.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, циркули и линейки у каждого обучающегося и для работы у доски, листы формата А-4, карандаши, магниты

Цели урока:

  • Образовательные – изучение нового материала по теме: “Построение треугольника с данными сторонами. Неравенство треугольника”; выработка основных навыков.
  • Развивающие – способствовать индивидуализации и дифференциации обучения с помощью учебно-исследовательской технологии; развивать у учащихся логическое мышление, внимание, формировать потребность в приобретении знаний, развить внимание учащихся, усидчивость, настойчивость,  математическую речь.
  • Воспитательные - добиться изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя, создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручке, самостоятельность.

Задачи урока:

  • Воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач, возникающих в окружающем нас мире.
  • Формировать навыки в построении треугольника с данными сторонами с помощью масштабной линейки  и циркуля.
  • Проверить умение учащихся решать задачи.
  • Воспитание у учащихся общеучебных умений и навыков: работы с дополнительной литературой по математике; поиска, выбора и анализа нужной информации по заданной теме и составления исчерпывающего сообщения в краткой форме; оформления наглядности и защиты своего выступления.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2.  Актуализация  ранее изученного материала. Фронтальный опрос
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа с элементами исследования
  5. Обсуждение результатов практической работы, выдвижение гипотез
  6. Вычислительная работа по проверке гипотезы
  7. Доказательство теоремы о неравенстве треугольника
  8. Решение задач
  9. Запись и обсуждение домашнего задания
  10. Подведение итогов урока. Рефлексия своей деятельности

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока
  2.  Актуализация ранее изученного материала. Фронтальный опрос

На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению темы «Построение треугольника по трем элементам».

  • Давайте вспомним, какая геометрическая фигура называется треугольником?
  •  Из каких элементов состоит треугольник?    
  • Какие виды треугольников вам известны?
  • Дайте определение каждого вида треугольников?
  • Какие треугольники называются равными?
  • Сформулируйте признаки равенства треугольников

Мы научились  строить треугольник по двум сторонам и углу между ними и по стороне и двум прилежащим к ней углам. Сегодня нам предстоит научиться строить треугольник по трем известным сторонам.

  1. Объяснение нового материала

Построить треугольник с данными сторонами a=7см, b=6,5см, c=5см

шаг1

Построение

Шаг 1

С помощью линейки проводим произвольную прямую и отмечаем на ней точку B.

шаг3

Шаг 2

Раствором циркуля, равным a, описываем окружность с центром B и радиусом a. Пусть С точка пересечения окружности с прямой

шаг4

Шаг 3

Теперь раствором циркуля, равным с, описываем окружность из центра B

построение треугольника

Шаг 4

Теперь раствором циркуля, равным b, описываем окружность из центра С.         Пусть A – точка пресечения этих окружностей.

шаг6

Шаг5

Проведем отрезки CA и BA. Полученный Δ ABC имеет стороны, равные a, b и с.

шаг7

Уверены ли вы, ребята, что это именно тот треугольник, который мы планировали построить, с заданными нами сторонами (обучающиеся дают ответ на основе признаков равенства треугольников)

  1. Практическая работа с элементами исследования

Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу в малых группах (ребята объединяются в группы по 3-4 человека сидящие за двумя соседними партами). Вам необходимо построить три треугольника с заданными сторонами

   1 треугольник

АВ=3см, ВС= 4см, АС=5см

    2 треугольник

АВ=8,3см, ВС=3.1см,АС=7,2см

 3 треугольник

АВ=2,2см, ВС=5.4см,АС=9,7см

В течение 10 минут обучающиеся выполняют построение на листах формата А-3, затем несколько человек прикрепляют  чертежи на доску магнитиками.

  1. Обсуждение результатов практической работы, выдвижение гипотез

Ребята, что вы можете сказать о треугольниках, которые у вас получились?

В первом случае это прямоугольный треугольник, во втором тупоугольный. А вот в третьем случае треугольник построить не удалось. Почему? Случайно ли это? Весь класс не смог построить треугольник?  (Дети выдвигают предположение, что  это не случайно и все дело в числах, которые обозначают длины сторон треугольника)

Какими должны быть на ваш взгляд длины сторон треугольника, чтобы его можно было построить? Как, не выполняя построения, заранее предсказать, сможем ли мы построить треугольник с заданными сторонами или нет? (Дети выдвигают   различные гипотезы, среди которых  есть и предложение,  что «Каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон»).

Давайте попробуем записать это предположение для      АBC символьной записью и проверить для выше рассмотренных случаев.

АВ˂ АС+ВС

ВС˂ АС+АВ

АС˂ АВ +ВС

  1. Вычислительная  работа по проверке гипотезы

1 случай АВ=3см, ВС= 4см, АС=5см

АВ˂ АС+ВС                      

ВС˂ АС+АВ

АС˂ АВ +ВС

3 ˂4+5          

4˂3+5

5˂3+4

3˂9

4˂8

5˂7

верно

верно

верно

Вывод: данный треугольник существует

2случай АВ=8,3см, ВС=3.1см, АС=7,2см

АВ˂ АС+ВС                      

ВС˂ АС+АВ

АС˂ АВ +ВС

8,3 ˂3,1+7,2          

3,1˂8,3+7,2

7,2˂8,3+3,1

8,3˂10,3

3,1˂15,5

7,2˂11,4

верно

верно

верно

Вывод: данный треугольник существует

3случай АВ=2,2см, ВС=5.4см, АС=9,7см

АВ˂ АС+ВС                      

ВС˂ АС+АВ

АС˂ АВ +ВС

2,2 ˂5,4+9,7          

5,4˂9,7+2,2

9,7˂5,4+2,2

2,2˂15,1

5,4˂11,9

9,7˂7,6

верно

верно

 Не верно

Вывод: данный треугольник не существует

  1. Доказательство теоремы о неравенстве треугольника

Рассмотрим доказательство теоремы:

Теорема. Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.

Дано: Δ АВС.
Доказать: АВ<АС+СВ
Доказательство:
Строим отрезок СМ равный отрезку СВ на продолжении стороны АС.
В равнобедренном  Δ ВСМ ∟1 =∟2
(по свойству углов в равнобедренном треугольнике).
∟1< ∟АВМ, то ∟2<∟АВМ.
Рассмотрим треугольник АВМ.
– Каким соотношением в треугольнике связаны стороны и углы?
(В треугольнике против большего угла лежит большая сторона.)
– Какая сторона лежит против угла АВМ?
(Сторона АМ.)
– Какая сторона лежит против угла 2?
(Сторона АВ.)
– Сравните стороны АВ и АМ?
(АВ <  АМ)
АВ <  АМ
АВ <  АС + СМ
АВ < АС + ВС
Аналогично доказывается, что ВС  <  АВ + АС; АС <  АВ + ВС. Теорема доказана.
Целесообразно сначала провести доказательство теоремы устно, а потом записать доказательство на доске и в рабочих тетрадях.
http://festival.1september.ru/articles/612863/img9.gif

  1. Решение задач

Задача №1

Выясните, какие треугольники, представленные на чертеже, не существуют. Объясните свой выбор.

http://festival.1september.ru/articles/612863/img13.gif

Задание №2

Найдите все треугольники, длины сторон которых  выражены натуральными числами и а) не превосходят 2; б) периметр треугольника равен 5.

  1. Запись и обсуждение домашнего задания

2

  1. Подведение итогов урока, рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось…
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило
  14. Мне захотелось…

Список литературы

  1. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков, 2011.
  2.  Геометрия. Дидактические материалы /А.Е.Зив и др., 2010.
  3. Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Москва «Просвещение» 2003.
  4. Поурочные разработки по геометрии. Автор: Н.Ф. Гаврилова. Москва «Вако» 2004.
  5. Е.М. Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах.7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Медиана,биссектриса,высота треугольника"

Презентация "Медиана, биссектриса, высота треугольника"...

Методическая разработка урока по теме "Медиана,биссектриса,высота треугольника"

Презентация "Медиана, биссектриса, высота треугольника"...

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Презентация по темам "Неравенство треугольника", "Соотношения между сторонами и уграми треугольника" Геометрия 7 класс

Презентация содержит  темы "Неравенство треугольника" и "Соотношение между сторонами и углами треугольника". Геометрия 7 класс (УМК Бутузов В.Ф.)...