Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Задачи на построение сечений в многогранниках занимают заметное место в курсе стереометрии. Их роль обусловлена тем, что решение этого вида задач способствует усвоению аксиом стереометрии, следствий из них, развитию пространственных представлений и конструктивных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_postroenie_secheniy.doc | 653.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: « Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда».
Предмет: геометрия
Класс: 10
Используемые педагогические технологии:
технология проектного обучения, информационные технологии.
Тема урока: Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда
Тип урока: урок закрепления и развития знаний.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Список используемых источников и программно-педагогических средств:
- Л.С. Атанасян. Геометрия. 10-11 классы,- М: Просвещение, 2006г.
- В. Н. Литвиненко. Задачи на развитие пространственных представлений. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Г. Прокопенко. Методы решения задач на построение сечений многогранников. 10 класс. ЧПГУ, г. Челябинск. Еженедельная учебно-методическая газета "Математика" 31/2001.
- А. Мордкович. Семинар девятый. Тема: Построение сечений многогранников (позиционные задачи). Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". Математика. 3/94.
- Мультимедийный интерактивный курс "Открытая математика. Стереометрия." Физикон
- «Живая геометрия»
Цели:
Образовательные:
Проверить знание теоретического материала о многогранниках (тетраэдр, параллелепипед).
Продолжить формирование умения анализировать чертеж, выделять главные элементы при работе с моделью многогранника, намечать ход решения задачи, предвидеть конечный результат.
Отработать навыки решения задач на построение сечений многогранников.
Развивать графическую культуру и математическую речь.
Формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках геометрии.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся.
Формировать и развивать у учащихся пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Воспитывать умения работать индивидуально над задачей.
Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Техническое обеспечение:
Компьютер с установленными программами «Живая геометрия», Power Point, мультимедиапроектор.
Раздаточный материал:
Бланки-карточки с заданиями для практической работы, бланки-карточки с ответами для взаимопроверки, опоры – памятки, презентация по теме «Аксиомы стереометрии, следствия из них», презентация ученика «Построение сечений параллелепипеда», цветные карандаши.
Структура урока.
1. | Приветствие. Организационный момент. | 1 мин |
2. | Постановка цели и задачи урока. | 2 мин |
3. | Повторение изученного материала с использованием презентации. | 5 мин |
4. | Актуализация опорных знаний. | 12мин |
5. | Практическая работа на построение сечений. | 15мин |
6. | Взаимопроверка. | 5 мин |
7. | Домашнее задание | 2 мин |
8. | Рефлексия. | 2 мин |
9. | Итоги | 1 мин |
Ход урока:
1)Приветствие. Организационный момент.
2) Постановка цели и задачи урока.
- Задачи на построение сечений в многогранниках занимают заметное место в курсе стереометрии. Их роль обусловлена тем, что решение этого вида задач способствует усвоению аксиом стереометрии, следствий из них, развитию пространственных представлений и конструктивных навыков. Умение решать задачи на построение сечений является основой изучения почти всех тем курса стереометрии. При решении многих стереометрических задач используют сечения многогранников плоскостью.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с аксиомами стереометрии, следствиями из аксиом и с теоремами о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Мы рассмотрели алгоритмы построения несложных сечений куба, тетраэдра и параллелепипеда. Эти сечения, как правило, задавались точками, расположенными на ребрах или гранях многогранника. Сегодня на уроке мы с вами повторим геометрические утверждения, позволяющие сформулировать правила построения сечений. А также научимся применять эти знания при решении задачи на построение сечения тетраэдра и параллелепипеда плоскостью, проходящей через три данные точки, такие, что никакие три из этих точек не лежат в одной грани.
3) Повторение изученного материала с использованием презентации.
- Давайте повторим некоторые вопросы теории.
- Что такое секущая плоскость?
- Как можно задать секущую плоскость?
- Что такое сечение тетраэдра (параллелепипеда)?
- Какие многоугольники мы получали при построении сечений тетраэдра?
- А какие многоугольники мы можем получить при построении сечений параллелепипеда?
- Давайте повторим аксиомы стереометрии, следствия из них и способы задания плоскости (презентация 1, слайды 1-10)
4) Актуализация опорных знаний.
Презентация ученика «Построение сечений параллелепипеда».
- Теперь давайте вспомним алгоритм построения сечения тетраэдра на примере двух задач (презентация 1, слайды 11-12). (построение комментируется пошагово учителем).
- Пащенко Алексей с помощью своей презентации напомнит нам об алгоритмах построения сечений параллелепипеда (презентация 2, слайды 1-5) (ученик демонстрирует слайды, комментируя последовательность построения)
- А сейчас с помощью программы «Живая геометрия» мы «оживим» пространство на примере сечения куба. Программа позволяет вращать многогранник, что позволит вам увидеть сечение со всех сторон.
5) Практическая работа на построение сечений с последующей взаимопроверкой.
Ученики получают бланки-карточки для практической работы (приложение 1) Малая наполняемость класса (5 человек), достаточно большое количество посадочных мест, а также последующая взаимопроверка позволяет выполнение работы одного варианта.
На бланках также расположено несколько различных примеров построения сечений. У каждого ученика на парте опора-памятка (приложение 2).
Практическая работа состоит из 12 заданий разного уровня сложности. 5-7 правильно выполненных заданий – оценка «3», 8-10 заданий - оценка «4», 11-12 заданий - оценка «5»
6) Взаимопроверка.
Ученики меняются листами с практической работой, получают для проверки бланки с ответами (приложение 3). Проверяют работы друг друга, отмечая правильно построенные сечения.
7) Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания я попрошу вас решить задачи, аналогичные задачам в практической работе, но на построение сечений тетраэдра. Каждому предлагается выполнить по 4 задания (приложение 4) Задания имеют три уровня сложности.
8) Рефлексия.
- Итак, подведем итог, чему мы научились сегодня на уроке?
- Какие теоретические положения нам часто приходилось использовать?
- Какие ошибки были допущены при решении задач? Как вы их устранили?
- Кому приходилось возвращаться к задаче несколько раз?
- Где в практической деятельности вам пригодится сегодняшний урок?
На этапе рефлексии деятельности учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность на уроке.
9) Итог урока.
В завершение урока учащиеся с помощью учителя фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Выставляются оценки.
Практическая работа по построению сечений параллелепипеда
Приложение 2
Опора-памятка
- Аксиома 1. Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и причем только одна.
- Аксиома 2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
- Аксиома 3. Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Следствия из аксиом:
- Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
- Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна.
Способы задания плоскости:
Приложение 3
Ответы к практической работе.
Построение сечений тетраэдра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Данная работа была подготовлена к уроку геометрии в 10 классе по теме "Построение сечений многогранников"...
Презентация "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Приложение к уроку геометрии 10 класс "Построение сечений тетераэдра и параллелепипеда"...
"Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
В данной презентации, мы расмотрим и построим возможные варианы сечений тетраэдра и параллелепипеда....
Технологическая карта урока по теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Данная технологическая карта разработана к уроку, уже представленному ранее (см. урок "Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечения") и позволяет учителю использовать новые технологии на ур...
Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Открытый урок Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда....
Технологическая карта урока "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Технологическая карта урока - сотрудничества обобщения и систематизации знаний пр теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда", проводимого с использованием программы Geo ...
Презентация к уроку по геометрии 10 класс "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Презентация к уроку по геометрии 10 класс "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда". Урок изучения нового материала....