Применение производной при решении стереометрических задач
статья по геометрии (10, 11 класс)
Геометрические задачи решаются разными способами, одним из которых является применение производной. Используя данный способ решение задач сводится к исследованию функции. В данной статье будет представлено решение геометрических задач с использованием производной. Материалы статьи хорошо использовать для проведения занятий со школьниками старших классов и студентами первого курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kalininoy.docx | 184.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Калинина Евгения Александровна
учитель математики УСВУ, к.ф.-м.н., доцент
Применение производной при решении стереометрических задач
Геометрические задачи решаются разными способами, одним из которых является применение производной. Используя данный способ решение задач сводится к исследованию функции. В данной статье будет представлено решение геометрических задач с использованием производной. Материалы статьи хорошо использовать для проведения занятий со школьниками старших классов и студентами первого курса.
Задача 1. Даны прямоугольные параллелепипеды, в основании которых лежат квадраты. Объем каждого параллелепипеда равен . Найти параллелепипед с наименьшим периметром боковой грани и вычислить его периметр.
Решение.
Так как в основании параллелепипеда лежит квадрат, то его сторона равна Боковое ребро.
Известно, что объем этих параллелепипедов . Надо найти параллелепипед с наименьшим периметром боковой грани. Периметр боковой грани равен . Этот периметр должен быть наименьшим: .
Таким образом, нужно минимизировать функцию, зависящую от двух переменных . Эти переменные связаны формулой объема . Выразим , тогда .
Найдем производную:
отсюда критические точки.
точка минимума. На всем промежутке значение функции в точке является наименьшим, так как на промежутке функция убывает, а на промежутке – возрастает. Точка экстремума на промежутке – единственная.
Найдем . И, наконец, найдем .
Ответ: Параллелепипед имеет измерения . Наименьшее значение периметра боковой грани равно 6.
Задача 2.
Вычислите приближённо объём сферического слоя, если известно, что радиус внутренней поверхности R = 0,5 м, а толщина равна 0,1 м .
Решение
Объём шара . Объём сферического слоя есть приращение объёма шара, вызванное изменением радиуса от 0,5 до 0,6 м.
Приращение объёма шара заменяем дифференциалом:
Подставим числовые значения R=0,5, dR=0,1. Имеем
Ответ: 0,314 м3.
Задача 3. Площадь поверхности сферы, вписанной в конус, равна 100π . Длина окружности, по которой сфера касается поверхности конуса, равна 6π . Найдите радиус основания конуса.
Решение
Площадь поверхности сферы вычисляется по формуле S = 4π R2. По условию S=100π, отсюда следует, что R = 5.
Так как длина окружности, по которой сфера касается поверхности конуса, равна 6π, то R1 = 3.
Выберем систему координат так, как показано на рисунке. Известно, что CO = R = 5, CL = R1=3.
Используя теорему Пифагора,
найдём OL. Имеем следовательно, точка L имеет координаты
L(− 4,0). Необходимо найти ординату точки B , так как BP - это радиус основания конуса.
Заметим, что точка B лежит на прямой AB, которая является касательной к окружности в точке C(−4,3). Уравнение окружности радиуса R = 5 имеет вид Нас интересует часть окружности, расположенная выше оси абсцисс:
Найдём уравнение касательной к этой кривой и вычислим значение
функции в точке x = 5.
Воспользуемся формулой Найдём y(x0), y′(x0):
Т.к. то
Таким образом, уравнение касательной имеет вид
отсюда
Следовательно, радиус основания конуса равен 15.
Ответ: 15.
Задача 4. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 с ребрами CD = 24, AD= 6 и DD1 =4 проведена плоскость через центр симметрии грани A1B1C1D1 , вершину А и точку Р, лежащую на ребре DC. Какую наименьшую площадь может иметь сечение параллелепипеда этой плоскостью? На какие части делит точка P ребро DC в этом случае?
Решение
Проведем плоскость и построим сечение (см. рис). АО ∈ АA1C1С - линия, принадлежащая данной плоскости. Продолжим АО до пересечения с CC1 в точке S. Тогда SP - линия пересечения грани DD1C1C и данной плоскости, а сечение ANMP - параллелограмм. Sсеч = SAMNP = SK*AP/2 , потому что - высота параллелограмма ANMP. Это видно из следующего рассуждения.
В ΔASC ОC1 - средняя линия (значит SC1 = 4), в ΔPSC также средняя линия МC1, а плоскость A1B1C1D1 делит пополам любую линию между S и плоскостью ABCD, а значит и SK.
Пусть PC = x; ΔCLP подобен ΔDAP,
,;
Из ΔCLP:;
Из ΔSCK:;
Из ΔADP:;
Sсеч =;
Если = 0, то 18x+16*2(24—x)*(-1) = 0;
50x—32*24 = 0,
x = 32*= 32*= (это точка min);
Sсеч = 312;
DP = 24-16*= ;
Ответ: 312 кв. ед.; ; .
Задача 5. Высота пирамиды TABC с основанием ABC проходит через середину ребра AC. Выберите на AC точку М так, чтобы площадь сечения пирамиды плоскостью, проходящей через точку M, середину ребра TC и вершину B, была наименьшей, если AB=BC=AC=TC=2.
Решение.
HF=FC=;
S∆BME = BM*EK* ; Из ∆TCH => TH = =;
EF = =;
Пусть MC = x.
Из ∆BMC по теореме косинусов MB2= x2+4-2*2*x*;
MB =;
S∆BMC = 0,5*MC*BC*sinC=;
S∆BMC = 0,5*BM*PC,
,
PC =;
∆KMF подобен ∆PMC(по двум углам): =
;
Из ∆KEF =>KE=;
S∆BME =;
Если = 0, то
6(x-)+(2x-2)* = 0;
15x—9 = 0;
x =;
S() = кв.ед.
Ответ: кв.ед.
Задача 6. В сферу радиусом R вписана правильная треугольная пирамида, высота которой в 1,5 раза меньше высоты основания. Между боковой гранью пирамиды и сферой расположена правильная четырехугольная призма, одно из оснований которой (ближнее к центру сферы) лежит в плоскости боковой грани пирамиды, а вершины другого основания принадлежат сфере. Какой должна быть высота призмы, чтобы ее объем был наибольшим? Найти этот объем.
Дано:
SABC – правильная треугольная пирамида (рис), вписанная в сферу радиусом R,
SO*1,5 = AD,
LMN – правильная четырехугольная призма.
Найти: Vпр = f(LM).
Решение:
Пусть SO = H, тогда AD = 1,5H; SO1 = R – радиус сферы; LM = x –высота призмы.
∆SKO1 подобен ∆SOD => => OK1 = OD*.
Из ∆AO1O: R2 = AO2 + O1O2 = ,
R2 = 4* + 4* –AD*R*,
8*= AD*R*=> AD =.
Отсюда OD = ; AO1 = R и SO1 = R; SD ==R,
OK1 =2*R*=R;
O1K = R.
Из ∆O1FN => R2 = (O1K + x)2 + NF2,
NF =,
Sосн = 2NF2.
Vпр = Sосн*x = 2(R2 – – 2x - x2)*x;
Vпр = 2(4R2 – 2x2- x3);
V’пр(x) = 2(4 – 2x- 3x2) = 0;
x 1,2 = (2R+ + 12)*() =(2R+4)*();
x = 2
Vпр.max = 2(4R2*2– 2R*4 - 40)=
16R3 (1 – – )* = 16.
Ответ: 16м3 при H = 2.
Список литературы
- Апанасов П.Т., Апанасов Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.
- 2. Зайцев И.А. Высшая математика. – М.: Высшая школа, 1991.
- Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлова В.И., Яковлева Т.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1982.
- Виленкин Н.Я., Мордкович А.Г. Производная и интеграл .– М.: Просвещение, 1976.
- Каченовский М.И., Колягин Ю.М. Математика для техникумов.
Алгебра и начала анализа. – М.: Наука, 1987. - Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и
математический анализ. – М.: Просвещение, 1998. - Супрун В. П. Избранные задачи повышенной сложности по математике. – Минск: Полымя, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....
Интегрированный урок физика- математика " Применение производной при решении физических задач"
Занятие рассчитано на 2 учебных часа. Презентация, выполненная в программе SMARTNotebook 10 (14 слайдов), рассчитана на все занятие. Презентация (3слайда) прикреплена к слайду № 6, применяется д...
"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение" 10 класс
Каждый человек время от времени оказывается в ситуации, когда надо отыскать наилучший способ решения какой-либо задачи, и математика становится средством решения проблем организации произв...
Интегрированный урок по теме "Применение производной в решении физических задач"
Урок проводится учителем математики и физики. Оценки выставляются по обоим предметам....
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Мы рассмотрим применение производной не только в кинематике, возможности применения производной намного шире,: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении эл...
интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме" Важность изучения производной". кроссворд по теме урока, задчи по теме"Кинематика", задачи по теме "Кинематика"....
- Мне нравится (1)