«Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике». Конспект урока
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
«Практика рождается из тесного соединения физики и математики»
Бэкон.Ф.Цель урока:
- показать, как понятие вектора используется для изучения многообразных явлений и процессов физики;
- создать ситуацию применения знаний, полученных на уроках математики и физики;
- активизировать познавательную деятельность.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся осознанное понятие вектора;
- развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации;
- развивать навыки самостоятельной работы, работы с компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ " СОШ №1 ст. Архонская"
Учитель математики:
Кусей Любовь Александровна.
Учитель физики:
Колесникова Татьяна Николаевна.
2021 год
"Утверждаю"
Зам директора по УВР 25.11.2021
_________ Уртаева В.В.
Открытый интегрированный урок по физике и геометрии.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.
Учитель физики: Сотникова Татьяна Николаевна.
Цель урока:
- показать, как понятие вектора используется для изучения многообразных явлений и процессов физики;
- создать ситуацию применения знаний, полученных на уроках математики и физики;
- активизировать познавательную деятельность.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся осознанное понятие вектора;
- развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации;
- развивать навыки самостоятельной работы, работы с компьютером.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал, ноутбуки для учащихся, программы "testgen".
Ход урока:
Эпиграф к уроку.
«Практика рождается из тесного соединения физики и математики»
Бэкон.Ф.
I. Оргмомент.
( Приветствие, учёт присутствующих, проверка готовности к уроку)
II.Вступительное слово учителя математики:
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…» Н.И.Лобачевский
Мы изучаем векторы. А где это применяется?
Векторная история это пограничная история, между математикой и физикой. Геометрический подход к физическим задачам наследуется еще от древних греков. Смещение от числовых, или скалярных, координат из аналитической геометрии к житейскому понятию направление, смешанному с иллюстративно-художественным подходом, постепенно трансформировало образы мышления физиков.
Задачи подобного содержания предлагались многим предыдущим поколениям. Одна из них, сформулированная в задачнике Ивана Всеволодовича Мещерского (одного из крупнейших русских - советских ученых, профессора механики, основоположника механики тел переменной массы) будет предложена и вам ровно в той же формулировке. Задачник был написан в 1914 году (первая мировая война).
Задача из задачника И.В. Мещерского.
Условие задачи
Корабль идет курсом ЮВ со скоростью a узлов, при этом флюгер на мачте показывает ветер В. Корабль уменьшает ход до a/2 узлов, флюгер показывает ветер СВ. Определить:
1) направление и
2) скорость ветра.
Повторим основные моменты по теме «Вектор», необходимые нам сегодня
на уроке.
1. Определение вектора.( Назови вектора ) -работа с презентацией.
2.Определение коллениарных векторов и сонаправленных.
3. Сложение векторов: Правило «Треугольника» ,
Правило «Параллелограмма»,
Правило «Многоугольника».
4. Вычитание векторов.
А сейчас поработаем у доски и в тетрадях:
- Начертите два неколлинеарных вектора. Найдите сумму векторов известными вам способами. (Два человека отвечают, молча у доски, остальные решают в тетрадях. Учителя проходят и проверяют).
- .Найдите сумму векторов
а) +++
б) +++
Следующую часть урока ведёт учитель физики.
Многие физические величины характеризуются подобно радиус-вектору не только числовым значением, но и направлением. Например: скорость, перемещение, импульс, напряженность электрического поля, сила и др. .Эти физические величины называют векторными. Длину такого вектора называют модулем вектора.
Законы сложения и вычитания векторов мы будем использовать с вами на уроках физики неоднократно, изучая разные темы. Сейчас мы изучаем тему «Относительность механического движения, законы сложения скоростей и перемещений».
Рассмотрим сегодня на уроке задачи практического содержания по этой теме.
Задача 1.
Парашютист опускается вертикально вниз со скоростью 4 м/с в безветренную погоду. С какой скоростью он будет двигаться при горизонтальном ветре, скорость которого относительно Земли 3 м/с. На какое расстояние отнесет его от места падения, если он спускается с высоты 2км?
Работа над задачей.
- Запишем закон сложения скоростей в векторном виде.
- Сделаем чертеж, произведя сложение векторов скоростей.
- Искомый вектор является гипотенузой прямоугольного треугольника. По теореме Пифагора вычислим её, найдя тем самым модуль скорости.
- Зная, что при прямолинейном равномерном движении модуль перемещения пропорционален скорости, составим пропорцию и найдем модуль искомого перемещения.
В конце урока предлагается тест по материалам урока. Вопросы теста проецируются на экране, часть учащихся выполняет тест на ноутбуках.
Тест.
1.Начертите два неколлинеарных вектора. Найдите сумму векторов двумя способами.
2. M,H,P,O,S-произвольные точки. Найдите сумму ++++.
3. Лодка должна попасть на противоположный берег реки кратчайшим путем в системе отсчета, связанной с берегом. Скорость течения реки, а скорость лодки относительно воды . Модуль скорости лодки относительно берега должен быть равен
1) 2) 3) 4)
Ответ: 4
4. Два автомобиля движутся по прямой дороге: один - со скоростью (-10 м/с), другой – со скоростью (-25 м/с). Скорость второго автомобиля относительно первого равна
1) -35 м/с 2) -15 м/с 3) -20 м/с 4) 35 м/с
Ответ: 2
5. Пилот поднялся на воздушном шаре на высоту 800м, за это время шар был отнесен ветром в горизонтальном направлении на 600м.Найдите перемещение шара относительно земли?
1) 1400м 2)200м 3)1000м 4) 800м
Ответ: 3
6. Танк движется со скоростью 72 км/ч. С какими скоростями относительно земли движутся верхняя часть гусеницы, часть гусеницы, которая в данный момент вертикальна по отношению к земле?
1) 72 км/ч 2) 144 км/ч 3) 0 км/ч 4) 10 м/с
Ответ: 2
Заключительная часть урока.
Учитель математики : Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты, что делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Учитель физики: Хочется отметить, что никто из вас, не отнеся к работе равнодушно, и если у кого-то не всё получилось – не огорчайтесь.
Подводится итог. Выставляются оценки за урок. Идет обобщение материала.
Домашнее задание. Физика: П.4 стр. 38 1уровень
Геометрия: п.76-84 № 803, 807.
Литература:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Л.В., Юдина И.И. Геометрия 7-9 кл. Просвещение,2013
- Зив Б. Г., Мейлер В. М. Геометрия. Дидактические материалы для 9 класса. Просвещение,2014
- Задачник Л.Е. Гендельштейн, Л.А. Кирик и др.для 9 класс, Мнемозина 2012
- Л.Е. Гендельштейн, А. Б. Кайдалов Физика -9 , Мнемозина 2012
- Глейзер Г.И. История математики в 8-10 кл.
- Гусев, Ю.М. Колягин и др. «Векторы в школьном курсе геометрии» М.Просвещение.,1976
- Энциклопедический словарь юного математика, Москва «Педагогика». 1985
- Математика хiх века, под редакцией А.Н. Колмогорова, А.П. Юшкевича, изд. Наука, М.1981
- Математика в понятиях, определениях и терминах. Под ред. Л.В. Собинина ч.1 . Библиотека учителя математики. М. Просвещение.1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.Учитель физики: Колесникова Тать...
Конспект урока "Использование подобия треугольников для решения задач практического содержания"
конспект урока для 9 класса, возможно использовать для подготовки к ОГЭ...
Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации Ф...
Урок математики в 7 классе "Решение задач практического содержания"
Разработка урока математики в 7 классе...
Урок по математике в 5 классе "Решение задач практического содержания"
Конспект открытого урока по математике в 5 классе "Решение задач практического содержания" по ФГОС. На уроке решаются задачи на формирование функциональной грамотности учащихся 5...
Разработка урока "Решение задач практического содержания"
Разработка урока "Решение задач практического содержания"...