Прямая и отрезок
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Методическая разработка урока по геометрии на тему: "Прямая и отрезок" для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_i_otrezok.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. ПРЯМАЯ И ОТРЕЗОК
Цель деятельности учителя | Создать условия для систематизации знаний о взаимном расположении точек и прямых, ознакомления учащихся со свойством прямой (через любые две точки можно провести прямую и притом только одну), рассмотрения приема практического проведения прямых на плоскости (провешивание) | |
Термины и понятия | Отрезок, прямая, точка, плоскость | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления | Познавательные: владеют первоначальными сведениями об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Коммуникативные: умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные | • Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. М.: Просвещение, 2020*. • Задания для фронтальной и самостоятельной работы. • Сведения из истории возникновения и развития науки геометрии |
I этап. Вводная беседа | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Познакомить с предметом «геометрия» | (Ф/И) Учитель рассказывает о науке «геометрия»; учащиеся слушают, задают уточняющие вопросы (см. Ресурсный материал) | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение нового материала | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Ввести основные понятия геометрии и основную символику | (Ф/И) К доске для выполнения заданий вызывается по одному учащемуся, остальные работают в тетрадях. Учитель читает задание и по мере необходимости вводит новые понятия, символы, делает необходимые записи на доске. 1) Начертите прямую. Как ее можно обозначить? (Прямая а или АВ.) Рис. 1 2) Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой, и точки D, Е, K, лежащие на прямой. Рис. 2 – В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое-либо утверждение. Символы ∈ и ∉ означают соответственно «принадлежит» и «не принадлежит» и называются символами принадлежности. 3) Используя символы принадлежности, запишите предложение «Точка D принадлежит прямой АВ, а точка С не принадлежит прямой а». (D ∈ АВ, С ∉ а.) 4) Используя рисунок и символы ∈ и ∉, запишите, какие точки принадлежат прямой b, а какие – нет. (F, В, А, С ∈ b; K, Е, N ∉ b.) Рис. 3 – Сколько прямых можно провести через заданную точку А? (Через заданную точку А можно провести множество прямых.) – Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну прямую.) – Через любые две точки можно провести прямую? (Да.) – Итак, через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Это утверждение назовем свойством прямой. 5) Начертите прямые XY и МK, пересекающиеся в точке О. Рис. 4 – Для того чтобы кратко записать, что прямые ХY и МK пересекаются в точке О, используют символ ∩ и записывают так: XY∩МK = О. – Сколько общих точек может быть у двух прямых? (Две прямые могут иметь или одну общую точку, или ни одной общей точки.) 6) На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D. Запишите все получившиеся отрезки. (Получились отрезки АВ, ВС, CD, AC, AD, BD.) Рис. 5 | |
III этап. Выполнение практических заданий | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Выявить уровень | (Ф/И) 1. Выполнение практических заданий № 2, 3 на с. 7 учебника. 2. Вопросы к учащимся: – Могут ли прямые ОА и АВ быть различными, если точка О лежит на прямой АВ? (Прямые ОА и АВ не могут быть различными, так как обе они проходят через точки А и О, а через две точки проходит только одна прямая.) – Даны две прямые а и b, пересекающиеся в точке С, и точка D, отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка D лежать на прямой b? (Точка D не может лежать на прямой b, так как две прямые не могут иметь двух общих точек.) 3. Введение понятия отрезка (используется рис. 7 учебника). 4. Самостоятельное выполнение учащимися задания № 5. 5. Изложение материала п. 2 «Провешивание прямой на местности» в виде беседы (по рис. 8 и 9 учебника) | |
IV этап. Самостоятельная работа | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Выявить уровень сформированности теоретических знаний и практических умений учащихся | (И) Самостоятельная работа проводится в форме диктанта на листках и сдается на проверку учителю. 1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой b. 1) Отметьте точку М, лежащую на прямой b. 2) Отметьте точку D, не лежащую на прямой b. 3) Используя символы ∈ и ∉, запишите предложение: «Точка М лежит на прямой b, а точка D не лежит 2. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке K. На прямой а отметьте точку С, отличную от точки K. 1) Являются ли прямые KС и а различными прямыми? Ответ обоснуйте. 2) Может ли прямая b проходить через точку С? Ответ обоснуйте. 3*. Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки. 4*. На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки | |
V этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Что изучает предмет «геометрия»? – Когда он появился? – Зачем он нужен? | (И) Домашнее задание: пункты 1, 2; ответить на вопросы 1–6 на с. 25 учебника; практические задания № 4, 6, 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии по теме: "Прямая и отрезок"
Начальный этап изучения геометрии. План - конспект урока составлен с учетом программ по геометрии для 7 класса к учебнику Л. Н. Атанасяна...
Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок"
Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок"...
Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".
Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....
Урок применения новых знаний "Прямая. Луч. Отрезок"
В данной работе повторяются и систематизируются изученные ранее элементы геометрии, понятия отрезка, луча, прямой. Здесь же рассматриваются измерения отрезков, взаимное расположение прямых на плоскост...
Графический диктант по теме:"Прямая,луч,отрезок".5 класс
Данный графический диктант поможет проверить знания по теме:"Прямая,луч,отрезок", отработать определения по данной теме.Работа расчитана на 5-7 минут. Данный диктант поможет быстро проверить отв...
Прямая и отрезок
Презентация к первому уроку геометрии. Тема урока "Прямая и отрезок"...
Математический диктант №1.Прямая и отрезок.Геометрия 7 класс
Математический диктант - одна из форм быстрой проверки знаний и умений учащихся....