Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда с использованием GeoGebra
методическая разработка по геометрии (10 класс)
Урок разработан с использование программы GeoGebra, что способствует большей наглядности и лучше позволяет понять тему "ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ тетраэдра и параллелепипеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_premenenie_geogebry.docx | 752.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Цели урока:
- научить строить сечения тетраэдра и параллелепипеда плоскостью;
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать навыки самостоятельной деятельности у обучающихся, умения работать в группе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, практический, проблемно-поисковый, групповой, элементы исследовательской деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цель урока.
Тема: ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ тетраэдра и параллелепипеда
Цель урока: научиться строить сечения тетраэдра и параллелепипеда плоскостью.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте повторим теоретический материал, ответив на вопросы:
- Что называется секущей плоскостью? (https://www.geogebra.org/classic/k8gfurvn)
(Обучающиеся дают определение.)
- Что называется сечением многогранника? (https://www.geogebra.org/classic/jkd8vgje) (Формулируется определение.)
- Что необходимо сделать для того, чтобы построить сечение многогранника плоскостью?
(Построение сечения сводится к построению линий пересечения секущей плоскости и плоскостей граней многогранника.) - Обязательно ли секущая плоскость должна пересечь плоскости всех граней многогранника?
Учитель: Давайте проведем небольшое исследование и ответим на вопрос: «Какая фигура может получиться в сечении тетраэдра или параллелепипеда плоскостью?» (https://www.geogebra.org/classic/xj7azrkf) (https://www.geogebra.org/classic/zzhcm8rh) Но перед этим повторим правила, о которых необходимо помнить при построении сечений многогранника (обучающиеся вспоминают и формулируют нужные аксиомы, теоремы, свойства):
- Если две точки принадлежат секущей плоскости и плоскости некоторой грани многогранника, то прямая, проходящая через данные точки, будет являться следом секущей плоскости на плоскости грани.
- Если секущая плоскость параллельна прямой, лежащей в некоторой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения этих плоскостей параллельна данной прямой.
- При пересечении двух параллельных плоскостей секущей плоскостью получаются параллельные прямые.
- Если секущая плоскость параллельна некоторой плоскости, то эти две плоскости пересекают третью плоскость по прямым, параллельным между собой.
- Если у секущей плоскости и плоскостей двух пересекающихся граней есть общая точка, то она лежит на прямой, содержащей общее ребро данных граней.
Учитель: Итак, ребята, мы подготовили теоретическую базу, чтобы научиться строить сечения многогранников плоскостью, в частности сечения тетраэдра и параллелепипеда. Большую часть заданий вы будете выполнять самостоятельно, работая в парах. При необходимости, вы можете обращаться за консультацией к учителю.
Итак, вашему вниманию предлагается первое задание: (https://www.geogebra.org/classic/qdpdt3f4) постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через заданные точки G, E, F. (В сечении получается треугольник, проверка- https://www.geogebra.org/classic/bpd2hdtu)
Учитель: Рассмотрим вторую задачу: Дан тетраэдр DABC. Постройте сечение тетраэдра плоскостью GFE, если E∈DB, G∈AD, F∈CB. (https://www.geogebra.org/classic/rdmhg8nq)
(https://www.geogebra.org/classic/m8c8gumc)
(Провести решение задачи вместе с классом, комментируя построение.)
Задача 3: Постройте сечение тетраэдра плоскостью GFE, где G и F – середины ребер AB и BC (https://www.geogebra.org/classic/upexvvyj).
(https://www.geogebra.org/classic/cj6mt3r7)
Учитель: Переходим к следующей части урока. Рассмотрим задачи на построение сечений параллелепипеда плоскостью. Мы выяснили, что в сечении параллелепипеда плоскостью может получиться треугольник, четырехугольник, пятиугольник или шестиугольник. Правила построения сечений те же. Предлагаю перейти к следующей задаче, которую вы решите самостоятельно.
(https://www.geogebra.org/classic/wwwvn2nc)
Задача 4
Постройте сечение параллелепипеда ABCDHEFG плоскостью IJK, если I∈AE, J∈DH, K∈CG. (https://www.geogebra.org/classic/napzpvfm).
Задача 5: ( https://www.geogebra.org/classic/ratcb3hd) Постройте сечение параллелепипеда ABCDHEFG плоскостью IJK, если I, G,K принадлежат соответственно ребрам АE, DH, СG.
(Решение обсуждается (https://www.geogebra.org/classic/dj9uv93e).)
Задача 6: (https://www.geogebra.org/classic/efygjxxz) Постройте сечение параллелепипеда плоскостью IJK, если K ∈ EH, I ∈AB , J ∈ BC.
(https://www.geogebra.org/classic/uq4zhj5p)
Творческие задания (карточки по вариантам):
- В правильной треугольной пирамиде SАВС через вершину С и середину ребра SА проведите сечение пирамиды, параллельное SB. На ребре АВ взята точка F так, что АF:FВ=3:1. Через точку F и середину ребра SС проведена прямая. Будет ли эта прямая параллельна плоскости сечения?
- АB1С - сечение прямоугольного параллелепипеда АВСDA1B1C1D1. Через точки Е, F, К, которые являются соответственно серединами ребер DD1, A1D1, D1C1 проведено второе сечение. Докажите, что треугольники ЕFК и АB1C подобны, и установите какие углы этих треугольников равны между собой.
III. Итог урока.
Итак, мы познакомились с правилами построения сечений тетраэдра и параллелепипеда, рассмотрели виды сечений, решали простейшие задачи на построение сечений. На следующем уроке мы продолжим изучение темы, рассмотрим более сложные задачи.
А теперь подведем итог урока, ответив на наши традиционные вопросы «Мне понравился (не понравился) урок, потому что….»
- «Сегодня на уроке я научился….»
- «Мне хочется, чтобы….»
- «В этот урок я добавил(а) бы …»
(Выставление оценок за урок.)
IV. Задание на дом.
(Закончить выполнение творческого задания.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Данная работа была подготовлена к уроку геометрии в 10 классе по теме "Построение сечений многогранников"...
Презентация "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Приложение к уроку геометрии 10 класс "Построение сечений тетераэдра и параллелепипеда"...
"Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
В данной презентации, мы расмотрим и построим возможные варианы сечений тетраэдра и параллелепипеда....
Технологическая карта урока по теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Данная технологическая карта разработана к уроку, уже представленному ранее (см. урок "Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечения") и позволяет учителю использовать новые технологии на ур...
Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Открытый урок Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда....
Технологическая карта урока "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Технологическая карта урока - сотрудничества обобщения и систематизации знаний пр теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда", проводимого с использованием программы Geo ...
Презентация к уроку по геометрии 10 класс "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"
Презентация к уроку по геометрии 10 класс "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда". Урок изучения нового материала....