Система содействия развитию самообразовательной деятельности учащихся на уроках математики
учебно-методический материал по геометрии (7 класс)
В данной статье рассматриваются пути повышения уровня мотивации и контроля своих знаний школьников на примере урока геометрии по теме "Параллельные прямые".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система содействия
развитию самообразовательной деятельности учащихся на уроках математики
Мы живём в условиях глобализации, интеграции и усложнения социальной деятельности, быстрого и постоянного обновления технологий. Современный человек может успешно функционировать только в том случае, если он будет обладать определёнными ценностными ориентациями, качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития, социальную мобильность, созидательную личностную позицию и гибкую адаптацию ко всем трансформациям.
Ответственность за формирование таких качеств и способностей несёт образование. Сами по себе знания, на передачу которых ориентирована парадигма образования, сложившаяся на индустриальном этапе развития общества, сегодня утрачивают свою центральную значимость в обучении. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
– быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Более актуальным становится формирование умения построить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в этом случае превращаются из цели в средство. Формирование у учащихся готовности к непрерывному самообразованию становится актуальной проблемой. Эта проблема особо касается детей с ОВЗ. Ограниченность мобильности и недостаточность непосредственных коммуникаций у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОД) определяют особую необходимость содействия развитию самообразовательной деятельности детей и научению их методам критического мышления в добывании новых знаний непрерывного образования.
Целостная учебная деятельность обязательно включает в себя следующие компоненты (в работах Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б.):
- мотивация (система побуждений к учению);
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
В данной работе рассматривается формирование мотивации и контроля на уроках математики не только как неотъемлемых компонентов учебной деятельности, но и как готовности учеников к непрерывному самообразованию, критическому мышлению. Мотивационная сфера играет решающую роль в развитии познавательных сил и формировании умений и навыков самообразовательной деятельности учащихся. «Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике». Слова Д. Сантаяна выражают основополагающий метод познания мира. Математический способ познания признается ведущим в научном познании. «Математика — это язык , на котором написана книга природы» Галилео Галилей.
С дидактических позиций осуществление межпредметных связей (МПС), как и связи обучения математике с жизнью в целом, предполагает широкое использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации абстрактных математических понятий, формирования практически значимых умений и навыков. В данной работе представлены материалы для демонстрации МПС на уроках геометрии, 7 класс по теме «Параллельные прямые». Эта тема является очень важной и сквозной в курсе планиметрии. К моменту изучения темы ученики уже имеют первое представление о геометрии, определениях, теоремах и геометрических построениях и поэтому важно, используя небольшой опыт работы по предмету, правильно расставить акценты при изучении всего курса.
Важнейшие задачи курса геометрии рассмотрим через призму темы «Параллельные прямые». Это основные задачи:
В направлении личностного развития:
1. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
2. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
3. Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
4. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
5. Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
1. Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
2. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
1. Свободно оперировать понятиями: параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, теорема (прямая и обратная), лемма, аксиома, признак, следствие;
2. Знать теоремы о параллельности прямых;
3. Выполнять измерения длин, углов в различных средах, в том числе и на местности;
4. Выполнять построения параллельных прямых на бумаге, местности и в компьютерных программах;
5. Решать задачи и доказывать утверждения по данной теме.
На первом, вводном уроке темы необходимо не только дать основные представления, но и мотивировать ученика к самостоятельному познанию материалов по данной теме, которые лишь только обозначены на уроке. Это может стать в дальнейшем проектом работы ученика или группы учащихся.
Предлагаемый урок проводится в дистанционном формате, с использованием возможностей видео-общения в скайпе и специальной среды для построения геометрических фигур «Живая математика» (ЖМ). У ученика 2 тетради: привычная бумажная и электронная, заполняемая в ЖМ. Тетрадь в ЖМ представляет собой набор связанных электронных документов-страниц. Каждая страница отражает занятия урока. Если тема новая или новые понятия, мы их записываем не только на родном языке, но и копируем их представления на иностранном языке, изучаемом учеником, из Яндекс-переводчика. Все необходимые геометрические построения делаем в ЖМ и закрепляем в бумажной тетради.
Примерный план проведения вводного урока по теме «Параллельные прямые» представлен ниже:
1. Постановка задачи (3мин.).
Цель: помочь ученику уяснить необходимость изучения свойств прямых при решении геометрических задач.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ставится задача о взаимном расположении двух прямых на плоскости. Дается определение параллельных прямых, отрезков и лучей. Обратить внимание на правильность написания математического термина. Ставится вопрос «Где встречаются параллельные прямые и отрезки в жизни?» Примеры можно посмотреть в таблице 1. | Записывает название темы на русском и английском языках (из яндекс-переводчика). Строит пересекающиеся и параллельные прямые в рабочей тетради Живой математики (ЖМ). Записывает обозначение параллельности в рабочей тетради. Приводит примеры. Совместно с учителем находит эти примеры. |
2. Совместное исследование задачи «Равенство углов при параллельных прямых» (15мин.)
Цель: извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде.
Действия учителя | Действия ученика |
Даётся определение секущей прямой. Ставится вопрос. Сколько углов образуется при пересечении двух прямых секущей? Даётся название этих углов: накрест лежащие, соответственные, односторонние. Вопрос: какие из указанных углов равны? Ставится гипотеза о соответствии равенства углов и параллельности прямых. | Строит секущую в ЖМ. Ученик строит и обозначает 8 углов. Ученик записывает названия углов в ЖМ-тетради. Измеряет углы в ЖМ средствами ЖМ и бумажной тетради транспортиром, выясняет, какие из них оказываются равными. Делается вывод о правильности гипотезы. |
Музыкальная гимнастика для глаз (4 мин.)
Цель: профилактика утомляемости глаз при работе с компьютером, профилактика снижения внимания.
3. Построение параллельных прямых (10 мин.)
Цель: уметь использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Задача: построить параллельные прямые в ЖМ. Представляется видеофильм « Практическое построение параллельных прямых» https://www.youtube.com/watch?v=uotNmoOs7oI Делает вывод о применении свойства параллельных прямых для их построения. | Строит параллельную прямую средствами ЖМ Смотрит способ построения и повторяет действия построения в бумажной тетради. Убеждается в утверждении учителя. |
4. Практическое использование параллельных прямых (8мин.)
Цель: овладение математическими знаниями и умениями для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Определяет понятие «Параллелограмм» Где используется параллелограмм? Задача: Измерить углы и стороны параллелограмма. Предлагает посмотреть видео-ролик об измерении расстояния до недоступного предмета с помощью параллелограмма. https://www.youtube.com/watch?v=YL2zFE4Kb3g&feature=emb_logo Делает вывод о важности изучения темы «Параллельные прямые». | Строит фигуру по определению, данному учителем. В блок-схемах, в физике, быту. Приводит примеры. Выполняет измерения. Делает выводы о равенстве противоположных углов и сторон параллелограмма Смотрит фильм. Запоминает способ решения задачи. |
5. Подведение итогов урока (5 мин.).
Цель: получение информации о степени усвоения материала.
Повторяем основные определения: параллельность прямых, отрезков, лучей; названия новых углов: накрест лежащие, соответственные и односторонние.
Оценивание. Домашнее задание.
На данном уроке можно проследить следующие межпредметные связи:
Таблица 1
Английский язык Яндекс-переводчик, мат. термины, тесты по математике на английском: параллельные прямые | Русский язык Правописание мат. терминов: параллельные прямые, параллелограмм |
Физика Теория параллельных миров, прибор-астролябия | Литература «Как европейское поставить в параллель с национальным» Грибоедов «Горе от ума»; Бывает и так: параллель лучше, чем пересечение (поговорка) |
Аксиоматика - Основа наук математики, логики, геометрия Лобачевского | Музыка Ноты на параллельных прямых, Параллельное звучание, параллельные тональности, музыка числа ПИ |
Информатика Параллельные вычисления, Алгоритм построения параллельных прямых | Архитектура, живопись Перспектива |
История Научный подвиг Евклида и Лобачевского | География Параллели и меридианы, Измерение расстояние на местности параллелограммом |
На уроке представлены следующие методы формирования критического мышления:
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. Измерение соответственных, накрест лежащих и односторонних углов при пересечении параллельных прямых секущей (транспортиром на бумаге и программными средствами ЖМ).
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ. При пересечении параллельных прямых секущей накрест лежащие и соответственные углы равны. Сумма односторонних углов равна 180 градусов.
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ. Доказательство теорем о признаках параллельности прямых.
МОДЕЛИРОВАНИЕ. Разработка схемы измерения расстояния до недоступного предмета с помощью параллелограмма.
НАЙДИ ОШИБКУ! (Софизмы в геометрии) Через точку, лежащую вне прямой, можно провести к ней 2 перпендикуляра????!! Перпендикуляры, проведенные к прямой не параллельны????
ВЫБЕРИ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: Параллели в музыке, информатике, в физике, литературе. Геометрия Лобачевского. Прибор Астролябия.
На последующих уроках по данной теме будут рассмотрены теоремы
о 3-х признаках параллельности прямых, теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и их следствиях. Особый урок — урок
«Аксиома параллельных прямых», на котором необходимо не только дать основные определения и понятия: теорема (прямая и обратная), лемма, следствия из теорем, аксиома, но и остановиться на истории вопроса, роли великих математиков Евклида и Н.И. Лобачевского для познания научной картины мира.
С ростом в мире информационного потока увеличивается и «информационный шум»: недостоверные знания. Формирование умения работать с проверенными источниками, доверительными информационными ресурсами, энциклопедиями и справочниками становится важнейшей задачей обучения в школе. На каждом современном уроке математики необходимо формировать навыки работы с информацией: уметь не только работать с бумажной информацией, книгой, работа с которой остается по-прежнему важной, но и использовать электронные носители, а значит и формировать навыки работы с ними.
Перечислю основные методы работы с информацией.
1. Работа с книгой.
- Навыки скоростного конспектирования. Использование математических символов: < > + = @ || / $ ∑ ∞ Ǝ U ∏ ┴ ∆…
- Хранение и обработка информации посредством регистрации, классификации, систематизации с помощью ПК.
2. Работа с программным обеспечением.
Работа в текстовом редакторе. Форматирование текста, использование автотекста и автозамены, создание оглавления, указателей, закладок, сносок, гиперссылок, связанных документов. Работа с цветной информацией как способ её систематизации.
Работа в специальных программах (Живая математика, Геогебра). Построение геометрических фигур и графиков функций, измерение длин отрезков, углов, дуг, площадей, использование мат. символов.
Способы поиска информации в поисковых системах. Создание запроса, уточнение поиска, настройка поиска, сортировка и отбор результатов поиска. Работа с переводчиком. Знание математических терминов на иностранном языке.
Не теряет своей значимости, а становится наиболее актуальным старое дидактическое правило «Учить детей учиться». Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности, причем психологи считают, что именно с него должно начинаться ее формирование. Самоконтроль и контроль связаны организацией внимания. Известный психолог П.Я.Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль». А потому «чтобы сформировать внимание. Мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность».
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые включены в учебный процесс. На протяжении всего курса обучения математики методы и приемы включались в занятия постоянно и использовались на различных этапах.
Основные методы и приемы, которые использовались:
- совместная работа учителя и ученика;
- сверка с написанным образцом;
- проверка по алгоритму;
- моделирование;
- решение обратной задачи;
- примерная оценка искомых результатов (прикидка);
- подбор нескольких способов решения задачи и выбор самого рационального;
- использование тренажёров.
Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий. Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.
Систематический «выход» обучающихся в рефлексивную позицию позволяет выявить личностные изменения, проследить динамику личностного развития, существенно влияющего на структуру и содержание готовности к самообразовательной деятельности:
а) готовность задавать себе вопросы по поводу происходящего и по сути своих действий; видеть в привычном – непривычное, в известном – неизвестное, в понятном – непонятное, т.е. готовность к фиксации «знания о незнании», к проблематизации;
б) готовность обращаться к своему опыту, что создаёт предпосылки для формирования творческой личности;
в) готовность выявлять основания, мотивы своих действий – важнейший момент в плане развития самообразовательной деятельности учащихся;
г) альтернативность мышления, развитие творческих умений, основанных на этой альтернативности;
д) готовность понимать явления и события, а не действовать по некоторой раз и навсегда усвоенной норме.
Человеческая жизнь глубоко связана с математикой и её можно описать как жизненную силу практической жизни.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают уровень готовности учащихся к самообразовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система использования дидактических игр на уроках математики
Материал дает возможность глубже понять применение дидактических игр на уроках математики в работе с глухими детьми....
Статья "Формирование системы оценки и самооценки на уроках математики в средней школе"
Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это сложнейшая педагогическая проблема.Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Зачётная система как основополагающий фактор мотивационно-познавательной деятельности на уроках математики
данная статья посвящена изучению особенностей дифференцированного обучения...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.
Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...
Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"
Данный опыт обобщен на заседании МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...