Зачётная система как основополагающий фактор мотивационно-познавательной деятельности на уроках математики
статья по алгебре по теме
данная статья посвящена изучению особенностей дифференцированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachyotnaya_sistema.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачётная система как основополагающий фактор мотивационно-познавательной деятельности на уроках математики
Трехуровневая программа по алгебре предназначена для обычных непрофильных классов общеобразовательной средней школы, в которой обучаются дети с разным уровнем подготовки по курсу основной школы, с разными способностями. Программа позволяет учесть индивидуальные особенности и повысить эффективность обучения.
Ученики, перед которыми стоит цель достигнуть обязательных результатов обучения, входят в группу базового уровня (II уровень). Ученики, которые должны овладеть материалом на более высоком уровне по сравнению с базовым, входят в группу повышенного уровня (III уровень). На 1 уровне обучаются школьники, у которых имеются пробелы в знаниях и умениях, а также те, у которых нет склонностей к изучению физики.
Особенность изучения материала по трехуровневой программе состоит в том, что школьники, обучающиеся на II уровне, изучают материал 1 и II уровней, а те, кто обучается на III уровне, изучают материал всех трех уровней. Разница в усвоении материала сформулирована в требованиях, которые предъявляется к ученикам на различных уровнях. В программу III уровня вошли отдельные вопросы программы углубленного изучения.
Предлагаемое в программе сохранение разделов курса алгебры позволяет обеспечить преемственность между основной школой и школой третьей ступени, а многоуровневый подход - осуществить дифференцированное обучение математике старшеклассников в соответствии с их психолого-педагогическими особенностями.
Так как пока еще не разработан многоуровневый учебник по алгебре для старшеклассников, учебный процесс обеспечивается стандартными учебниками. Для обеспечения многоуровневого обучения разработано методическое пособие, позволяющее учителю определить для себя, как один и тот же вопрос программы должен изучаться учащимися на разных уровнях: в каком объеме, в какой последовательности, с какой степенью сложности. Наиболее подробно в данном пособии изложены вопросы, которые либо не входят в государственную программу.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ.
Особенностями методики преподавания являются:
- блочная подача материала;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);
- возможность «дробных» зачетов;
- кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Зачеты проводятся в учебное время, при этом:
- предусматривается резерв времени для доработки;
- возможна помощь учителя во время зачета;
- учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;
- на каждого ведется лист учета и контроля;
- в случае если учащийся претендует на оценки 4 и 5, итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.
В начале учебного года необходимо спланировать учебные занятия таким образом, чтобы по окончании изучения больших тем два урока отводились для зачетных занятий.
Изучение учебного материала по конкретной теме, особенно в начале привыкания класса к зачетной системе, стараюсь достаточно четко поделить на уроки-лекции, уроки решения задач и лабораторные работы.
На уроках-лекциях класс под диктовку учителя записывает краткий конспект одного из общих вопросов по теме. Список общих вопросов по каждой теме вывешиваю в начале изучения этой темы на стенд, в последствие эти вопросы используются на зачете. Необходимо помнить, что урок-лекция в школе - это не лекция в вузе, когда в конце лекции слушатели задают вопрос по изложенному материалу. В школе, с подростками, необходим постоянный интенсивный диалог. К сожалению, ученики, как правило, к нему не готовы. Можно начать с самого простого: попросить прочитать только что записанное определение, задать несложный вопрос по только что изложенному материалу и т. д.
Урок, следующий за уроком-лекцией, обязательно посвящаю проверке усвоенного: сначала несколько минут повторяем конспект (лучше всего читать его, - кто по памяти, кто, с подглядкой - это неважно, главное - повторить). Потом - фронтальный опрос или диктант-пятиминутка, когда я делю класс на две подгруппы (в каждой подгруппе - свой вариант) и задаю не более пяти вопросов, ответы на которые должны быть очень короткими, - определение, формула или ответ на качественный вопрос.
После того как ученики более или менее привыкли к написанию кратких конспектов и работе с ними, возможно самостоятельное написание конспектов по предложенному учителем плану, но лучше делать это не слишком часто. Важно отметить, что краткий конспект должен быть именно кратким, т. е. не превышать по объему полутора-двух тетрадных страниц. Педагогу, решившему работать по этой или аналогичной системе зачетов, необходимо очень тщательно составлять краткие конспекты с самого начала. В конспекте должны быть основные определения и формулы, основные выводы изучаемого общего вопроса по теме.
В конце изучения темы, перед зачетными занятиями, провожу один или два урока повторения. На них же договариваюсь с учениками о порядке проведения зачета.
Зачетные занятия проводятся только по темам программы и только в урочное время. Пересдачу зачета я организую во внеурочное время.
Собственно зачетные занятия, два урока, - это зачет и контрольная работа.
Перед началом зачетных занятий ученики сдают свои рабочие тетради (рабочая тетрадь с конспектами и решениями классных и домашних задач.
Сдающие зачет получают из стопки в руках учителя двойные листы в клетку с шифром на первой строке. Шифр представляет собой номера вопросов по теме и номера вопросов к зачету. Это индивидуальное задание.
Сдающие зачет выходят по одному к столу учителя (в порядке получения вопросов в начале урока) для устного ответа.
Первому отвечающему обычно даю фору в один балл, так как время его подготовки очень невелико, буквально несколько минут.
Если в целом классе не блещут успехами, применяю метод гарантированной тройки: отвечающий устно использует опору - свою тетрадь, при условии, что он в ней легко ориентируется, в целом понимает содержание вопроса, в таком случае при успешном ответе выставляю тройку.
Отметку за устный ответ сразу выставляю в журнал, однако по просьбе ученика могу записать её в отдельную тетрадь, предоставляя возможность пересдать. Такая же возможность предоставляется болевшим.
Пересдача зачета производится после двух недель.
В итоге после изучения большой темы и проведения зачетных занятий выставляю в журнал четыре отметки: 1) ведение рабочей тетради; 2) за устный ответ на зачете; 3) за письменный ответ на зачете; 4) за контрольную работу. Причем за ведение рабочей тетради выставляю две отметки - одну за конспекты, другую - за решение задач и выполнение домашних работ.
О плюсах и минусах зачетной системы.
Плюсы. У учащихся вырабатывается привычка подробно прорабатывать учебный материал, проявляется умение психологически собираться, на зачетном занятии давать быстрые и точные ответы, быстро записывать диктуемый материал, умение составлять конспект.
Возможность пересдачи зачета снимает чувство страха.
Систематически позволяет осуществлять контроль над усвоением теоретических и практических знаний, причем акцент делается не, только на успешное воспроизведение, но и на устный рассказ по вопросу.
Зачет - это имитация экзаменационной ситуации, он позволяет сформировать привычку кратко и четко отвечать на вопрос и предупреждение предэкзаменационного стресса.
Минусы. Некоторая поверхностность из-за отсутствия достаточного количества времени в учебном плане на использование зачетной системы.
Проблемы здоровья населения России, в частности подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и общества, самих граждан. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом что именно эти годы проходят пол постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны педагогов. Как дать ребенку хорошее образование и не навредить его здоровью может только дифференцированное обучение. Анализ педагогической и методической литературы показал, что существуют различные формы, виды и уровни дифференцированного обучения. Выделяются положительные и отрицательные аспекты дифференциации. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальных способностей учащихся, создает условия для самовыражения учащихся, сохраняет интерес к учебному материалу.
Проблема дифференцированного обучения актуальна и поэтому рассматривается во многих педагогических исследованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Система игр по развитию навыков речевой деятельности на уроках английского языка
Теоретический материал-статья...
Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.
Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...
Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...
Реферат "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
Формирование коммуникативной компетентности определяется в основополагающих документах как решающей проблему активной социализации личности. От уровня ее сформированности во многом зависит успешность ...