Технологическая карта модуля геометрии "Задачи на построение"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Жуланова Валентина Дорофеевна

Цель: дать представление о задачах на построение с использованием циркуля и линейки без делений; рассмотреть простейшие задачи на построение, обучать созданию математических моделей;  развитие навыков умственного труда: алгоритма деятельности, решение проблемной задачи, развитие алгоритмического, логического, творческого мышления; формирование навыков исследовательской, творческой деятельности при решении задач на построение; воспитывать ответственное отношение к труду,  воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ № 13

Дата                                                                                                                                                                     Класс 7- , 7-   , 7-

Тема Задачи на построение 

Цель: дать представление о задачах на построение с использованием циркуля и линейки без делений; рассмотреть простейшие задачи на построение, обучать созданию математических моделей;  развитие навыков умственного труда: алгоритма деятельности, решение проблемной задачи, развитие алгоритмического, логического, творческого мышления; формирование навыков исследовательской, творческой деятельности при решении задач на построение; воспитывать ответственное отношение к труду,  воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов

Учебный

элемент

Этапы модуля

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УЭ – 0

Организационный момент

Приветствие, проверка посещения, проверка наличия домашнего задания, подготовка необходимых принадлежностей.

      Эй дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Проверяют готовность своего рабочего места.

Делают записи в тетрадях.

УЭ – 1

Актуализация знаний

  1. Фронтальный опрос

 Что представляет собой множество всех точек, удалённых от данной точки на

данное расстояние?

- Что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности?

- Назовите самую большую хорду в окружности?

- Что называется: точкой, прямой, лучом, углом, треугольником?

2). Повторение темы «Признаки равенства треугольников».

Учащиеся называют три признака равенства треугольников, которые появляются

на экране по мере их озвучивании.

Первый признак равенства треугольников - по двум сторонам и углу между ними.

Второй признак равенства треугольников – по стороне и двум прилежащим углам.

Третий признак равенства треугольников – по трем сторонам.

Отвечают на поставленные вопросы.

  УЭ – 2

Входной контроль

Вариант 1

1. Начертите прямую а.

2. Начертите луч ВС, отметьте точку А ВС.

3. Начертите отрезок СМ длиной 6,5 см.

4. Начертите прямую РТ, где РТ = 5 см.

5. Отметьте на прямой РТ точку А, где АТ = 2 см. Найдите длину АР.

                                                                   Вариант 2

1. Начертите луч а.

2. Начертите прямую РЕ, отметьте точку С РЕ.

3. Начертите отрезок АЕ длиной 7,2 см.

4. Начертите прямую РТ, где РТ = 4 см.

5. Отметьте на прямой РТ точку А, где АТ = 2 см. Найдите длину РА.

Выполняют

УЭ – 2

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Геометрические задачи на построение, возможно, самые древние математические задачи. Задачи на построение способствуют пониманию происхождения различных геометрических фигур, возможности их преобразования. Они развивают логическое мышление, геометрическую интуицию, а также такие качества личности, как внимание, настойчивость, целеустремленность, инициативу, изобретательность, дисциплинированность, трудолюбие. Задачи на построения не просты. Не существует единого алгоритма для решения таких задач. Каждая из них по своему уникальна, и каждая требует индивидуального подхода для решения.

Формулируют тему и задачи

УЭ – 3

Изучение новой темы

Рассмотрим задачи на построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки, выполняя соответствующие построения и записи в тетрадях.

Построение выполняем, используя презентацию.

Задача №1 Построение отрезка, равного данному.

Дано: луч ОА,

отрезок МN

Построить: ОВ = МN, В € ОА,

Построение. 1. Окр.(О; МN);

2. Окр.(О; МN) ∩ ОА = В;

3. ОВ – искомый отрезок.

Задача №2. Построение прямой, проходящей через данную точку и

перпендикулярную к данной прямой (1 случай – точки не лежит на прямой

Дано: прямая a, M  a.

Построить: ba, M  b.

Построение:

1. Окр.(M;r), r – произвольный радиус

2. Окр.(M;r) ∩ a = A; А1.

3. Окр.(A;AM), Окр.(А; АM).

4. Окр.(A;AM) ∩ Окр.(А1; А1M) = K, M

5. MK = b – искомая прямая, ba.

Задача №3 Построение прямой, проходящей через данную точку,

лежащую на прямой, и перпендикулярную к данной прямой.

Дано: прямая a, O  a

Построить: ba, O  b, O  a.

Построение.

1. Окр.(O;r), r – произвольный радиус;

2. Окр.(O;r) ∩ a = A, B.

3. Окр.(A;AB), Окр.(B;AB).

4. Окр.(A;AB) ∩ Окр.(B;AB) = C.

5. OCAB, OC=b, OCa, b – искомая прямая.

Устно доказываем, что полученная фигура удовлетворяет условию задачи на основе

признака равенства треугольников.

Задача №4 Построение угла, равного данному.

Дано: BAC, OM – луч.

Построить: B1OC1= BAC.

Построение.

1. Окр.(A;r), r – произвольный радиус.

2. Окр.(A;r) ∩ AB = B.

3. Окр.(A;r) ∩ AС = С.

4. Окр.(O;r) ∩ OM = C1

5. Окр.(C1;BС) ∩ Окр.(O;r) = B1

6. OB1, B1OC1= BAC. BOC1– искомый.

Равенство углов следует из равенства треугольников АВС и АВ1С1

Назовите признак равенства треугольников.

Задача №5. Построение биссектрисы угла.

Дано: ABC

Построить: ВД – биссектриса ABC.\

Построение.

1. Окр.(B;r), r – произвольный радиус.

2. Окр.(B;r) ∩ AB = M.

3. Окр.(B;r) ∩ BC = N.

4. Окр.(M;r) ∩ Окр.(N;r) = D.

5. 5. BD – искомая биссектриса ABC, ABD=CBD.

Устно доказываем, что полученная фигура удовлетворяет условию задачи на основе

признака равенства треугольников.

Задача №6 Построение середины отрезка

Дано: отрезок АВ.

Построить: точку О – середину отрезка АВ.

Построение.

1. Окр.(A;AB).

2. Окр.(B;BA).

3. Окр.(A;AB) ∩ Окр.(B;BA) = P, Q.

4. PQ – прямая.

5. PQ ∩ AB = O.

6. AO = BO, O – искомая точка.

 

УЭ – 4

Динамическая пауза

Физкультминутка.  Давайте немного передохнем.

Выполняют

УЭ – 5

Закрепление материала

Организует работу по решению упражнений.

Работа выполняется по трем вариантам и имеет обучающий характер.

Вариант №1. Разделить отрезок на 4 равные части.

Вариант №2. Дан ∆АВС. Построить биссектрису ВК.

Вариант №3. Дан ∆КМN. Построить медиану МР.  

Решают упражнения

УЭ – 6

Подведение итогов (рефлексия)

 Подведем итог работы на модуле.                          

Предлагает вспомнить цели, которые были поставлены

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли цели?

             - Чему вы научились?

Предлагает оценить модуль и свою работу на модуле.

Рефлексия

Вспоминают цели.

- Оценивают свою деятельность на модуле

    Сегодня я узнал ….

    Я понял, что ….

    Теперь я могу ….

    Было трудно ….

УЭ – 7

Домашнее задание

                                  б.у.

                                  п.у.

                                  в.у.

п. 4

32, 46,

№ 34, 47,

40, 52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта модуля "Механическая работа. Мощность" (Физика 7 класс, А.В.Перышкин)

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Механическая работа. Мощность" (Физика 7 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализаци...

Технологическая карта модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин)

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализации индивидуаль...

Технологическая карта модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин)

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и...

Технологическая карта урока Тема урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Раздел программы: Информационное моделированиеЦель урока: Познакомить учащихся с понятием диаграмм и графиков в электронных таблицах...

Технологическая карта урока по теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"

Данная технологическая карта разработана к уроку, уже представленному ранее (см. урок "Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечения") и позволяет учителю использовать новые технологии на ур...

Технологическая карта модуля

Технологическая карта модуля "Техника понимания художественного произведения"...

Spotlight 8 Технологическая карта. Модуль 6: CULTURE EXCHANGES (Путешествия)

Технологическая карта урока УМК Spotlight, 8Тема модуля 6: CULTURE EXCHANGES (Путешествия)Тема урока: Создание рекламных объявлений путешествийТип урока: урок комплексного применения знаний...