Рабочая программа по геометрии 7-9 класс
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс)

Селютина Татьяна Васильевна

Рабочая программа по геометрии в 7-9 классах к учебнику А.В. Погорелова, «Геометрия 7 – 9» , издательство Москва «Просвещение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_7-9_klass.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованием Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования  с учётом   примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике и на основе авторской программы  (Т.А. Бурмистровой, «Геометрия 7 -9») и по линии учебников для 7-9 класса общеобразовательных учреждений  автор: А.В. Погорелов, «Геометрия 7 – 9» , издательство Москва «Просвещение».

Результаты изучения учебного предмета «Геометрия»

в личностном направлении

 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  умение распознавать логически некорректные высказывания;

 представление об этапах развития математической науки, о её значимости для развития цивилизации;

 в метапредметном направлении

 умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни

 умение находить в различных источниках информацию для решения геометрических проблем, представлять её в понятной форме

 умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, аргументации;

 в предметном направлении

  овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания курса геометрии.

 умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять геометрическую терминологию и символику.

  освоение свойств и признаков четырехугольников, формул для вычисления площадей четырехугольников, определение и свойства центрального и вписанного углов, окружности описанной около треугольника и четырехугольника, окружности вписанной в треугольник и четырехугольник.

 овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира.

  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; выполнять чертежи по условиям задач.

  изображать геометрические фигуры, осуществлять преобразования фигур.

 решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения.

  проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.  

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур, вычислений площадей фигур при решении практических задач и задач из смежных дисциплин.

Содержание  учебного  предмета

«Геометрия»

7 класс (68 часов в год)

1.Основные свойства простейших геометрических фигур (16 часов)

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Измерение отрезков. Расстояние между точками. Полуплоскости и полупрямая.

Угол. Виды углов. Величина угла и её свойства. Градусная и радианная мера угла.

Треугольник и его элементы. Существование треугольника равного данному.

Параллельные прямые.

Аксиомы, теоремы и доказательства.

2.Смежные и вертикальные углы (8 часов)

Смежные углы и их свойство. Вертикальные углы и их свойства.

Перпендикулярные прямые. Понятие перпендикуляра к прямой.

Биссектриса угла.

3. Признаки равенства  треугольников (14 часов)

Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Свойство медианы равнобедренного треугольника.

4. Сумма углов треугольника (12 часов)

Параллельные прямые. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Признак параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.

Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

5.Геометрические построения (13 часов)

Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

6. Повторение. Решение задач (5 часов)

Углы. Равенство треугольников. Равнобедренный треугольник. Окружность.

Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Геометрии» в 7 классе

Ученик научится:

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • проводить простые вычисления на плоских фигурах.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой;
  • изображать типовые плоские фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы для решения математических задач;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

Содержание учебного предмета

«Геометрия»

8 класс (68 часов в год)

  1. Четырёхугольники (20 часов)

Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.

Вводимые при изучении темы сведения о различных видах четырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.

Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.

  1. Теорема Пифагора (16 часов)

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.

Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, связанным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла,

В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений вырабатываются навыки нахождения с помощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45 , 60°.

Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательств ряда теорем в курсе планиметр и piи стереометрии. Кроме того, они используются и в курсе физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков практического применения этих фактов в решении вычислительных задач. При изучении данной темы широко используются и получают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические умения учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней,  преобразования алгебраических уравнений.

В конце темы рассматривается теорема о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т. е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно от учащихся не требовать.

  1. Декартовы координаты на плоскости (14 часов)

Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.

Обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины отрезка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью координат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.

В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических  задачах,  тем  самым дается  представление  об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  1. Движение (9 часов)

Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т.е. не требовать от учащихся воспроизведения доказательств, однако основные понятия — симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.

  1. Векторы (7 часов)

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. (Коллинеарные векторы). Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. (Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям).

Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.

Повторение. Решение задач (2 часа)       

Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету

 «Геометрии» в 8 классе

Ученик научится:

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • применять формулы периметра, площади при вычислениях;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.

Ученик получит возможность научиться:

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Применять теорему Пифагора, вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
  • изображать типовые плоские фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
  • применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

 

Содержание учебного предмета «Геометрия»

 9 класс (68 часов в год)

Подобие фигур (16 часа)

Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.

Основная цель — усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.

Данная тема фактически завершает изучение главнейших вопросов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сумма углов треугольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.

В данной теме разбирается вопрос об углах, вписанных в окружность.

Решение треугольников (9 часов)

Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.

Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В данной теме знания учащихся о признаках равенства треугольников, о построении треугольника по трем элементам дополняются сведениями о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его определенных элемента. Таким образом обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя независимыми элементами.

В начале темы доказываются теоремы синусов и косинусов, которые вместе с теоремой о сумме углов треугольника составляют аппарат решения треугольников.

Применение теорем синусов и косинусов закрепляется в решении задач, воспроизведения доказательств этих теорем можно от учащихся не требовать.

Среди задач на решение треугольников основными являются три, соответствующие признакам равенства треугольников: решение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам. При их решении в первую очередь следует уделить внимание формированию умений применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника. Усвоение основных алгоритмов решения произвольных треугольников происходит в ходе решения задач с числовыми данными. При этом широко привлекаются алгебраический аппарат, методы приближенных вычислений, использование тригонометрических таблиц или калькуляторов. Тем самым важные практические умения учащихся получают дальнейшее развитие.

Многоугольники (14 часов)

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.

Основная цель — расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.

Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырехугольниках: теорема о сумме углов многоугольника — обобщение теоремы о сумме углов треугольника, равносторонний треугольник и квадрат — частные случаи правильных многоугольников. Изучение формул, связывающих стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей, решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с многогранниками и телами вращения в стереометрии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику.

Площади фигур (16 часов)

Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.

Основная цель — сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.

Понятие площади и ее основные свойства изучаются с опорой на наглядные представления учащихся и их жизненный опыт. В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на основе которой выводятся формулы площадей других плоских фигур. Это доказательство от учащихся можно не требовать.

Вычисление площадей многоугольников и круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения в курсе стереометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе решения соответствующих задач.

Элементы стереометрии (6 часов)

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

В начале темы дается определение предмета стереометрии, приводится система аксиом стереометрии и пример доказательства с их помощью теорем.

Рассматриваются различные случаи расположения прямых и плоскостей в пространстве. Определение простейших многогранников и тел вращения проводится на основе наглядных представлений.

Обобщающее повторение курса планиметрии (7 часов)

Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Геометрия» в 9 классе

Ученик научится:

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Измерения и вычисления

  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
  • проводить простые вычисления на объемных телах.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
  • выполнять построения геометрических фигур и проводить простейшие исследования числа решений;
  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать понятием преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять подобие для построений и вычислений.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

Тематическое планирование учебного предмета «Геометрия»  

7 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

  1. Основные свойства простейших геометрических фигур (16 часов)

1.

Геометрические фигуры. Точка и прямая.

1

2.

Отрезок. Измерение отрезков.

1

3.

Полуплоскости.

1

4.

Полупрямая.

1

5.

Угол. Решение задач.

2

6.

Биссектриса угла.

1

7.

Откладывание отрезков и углов.

1

8.

Решение задач. Откладывание отрезков и углов.

1

9.

Треугольник.

1

10.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

1

11.

Существование треугольника, равного данному.

1

12.

Параллельные прямые.

1

13.

Теоремы и доказательство. Аксиомы.

1

14.

Решение задач по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1

15.

Контрольная работа №1  по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1

  1. Смежные и вертикальные углы. (8 часов)

16.

Смежные углы.

2

17.

Вертикальные углы.

2

18.

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного.

3

19.

Контрольная работа №2 по теме: «Смежные и вертикальные углы».

1

  1. Признаки равенства треугольников. (14 часов)

20.

Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем.

1

21.

Второй признак равенства треугольников.

2

22.

Равнобедренный треугольник.

2

23.

Контрольная работа №3 по теме «Первый и второй признаки равенства треугольников»

1

24.

Обратная теорема.

1

25.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

1

26.

Свойство медианы равнобедренного треугольника.

3

27.

Третий признак равенства треугольников.

2

28.

Контрольная работа №4  по теме: «Признаки равенства треугольников».

1

  1. Сумма углов треугольника. (12 часов)

29.

Параллельность прямых.

1

30.

Углы, образованные при пересечение двух параллельных прямых секущей.

1

31.

Признак параллельности прямых.

1

32.

Свойство углов, образованных при пересечение параллельных прямых секущей.

1

33.

Сумма углов треугольника.

2

34.

Внешние углы треугольника.

1

35.

Прямоугольный треугольник.

2

36.

Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

1

37.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника».

1

38.

Контрольная работа №5 по теме «Сумма углов треугольника».

1

  1. Геометрические построения. (13 часов)

39.

Окружность. Что такое задачи на построение.

1

40.

Касательная к окружности.

1

41.

Окружность, описанная около треугольника.

1

42.

Окружность, вписанная в треугольник.

1

43.

Построение треугольника с данными сторонами. 

1

44.

Построение угла, равного данному.

1

45.

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам.

1

46.

Построение перпендикулярной прямой.

1

47.

Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.

1

48.

Решение задач по теме «Геометрическое место точек».

1

49.

Решение задач по теме «Геометрические построения».

2

50.

Контрольная работа №6 по теме «Геометрические построения».

1

  1. Итоговое повторение курса геометрии 7 класса (5 часов)

51.

Повторение темы «Начальные геометрические сведения».

1

52.

Повторение темы «Признаки равенства треугольников».

1

53.

Повторение темы «Сумма углов треугольника».

1

54.

Повторение темы «Параллельные прямые».

1

55.

Итоговая контрольная работа.

1

ИТОГО

68

Тематическое планирование учебного предмета  «Геометрия»  

                                                                   8 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

  1. Четырёхугольники (20 часов)

1.

Определение четырёхугольника.

1

2.

Параллелограмм.

4

3.

Прямоугольник.

1

4.

Ромб.

1

5.

Квадрат.

1

6.

Решение задач.

2

7.

Контрольная работа №1по теме «Четырехугольники».

1

8.

Теорема Фалеса.

1

9.

Средняя линия треугольника.

2

10.

Трапеция.

2

11.

Пропорциональные отрезки.

3

12.

Контрольная работа №2 по теме «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника».

1

  1. Теорема Пифагора (16 часов)

13.

Косинус угла.

1

14.

Теорема Пифагора.

2

15.

Египетский треугольник.

1

16.

Перпендикуляр и наклонная.

1

17.

Неравенство треугольника.

2

18.

Контрольная работа №3 по теме «Теорема Пифагора».

1

19.

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

2

20.

Основные тригонометрические тождества.

2

21.

Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

2

22.

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла.

1

23.

Контрольная работа №4 по теме «Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике».

1

  1. Декартовы координаты на плоскости (14 часов)

24.

Определение декартовых координат.

1

25.

Координаты середины отрезка.

1

26.

Расстояние между точками.

2

27.

Уравнение окружности.

1

28.

Уравнение прямой.

1

29.

Координаты точки пересечения прямых.

1

30.

Расположение прямой относительно системы координат.

1

31.

Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной функции.

1

32.

Пересечение прямой с окружностью.

1

33.

Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°.

3

34.

Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты на плоскости».

1

  1. Движение (9 часов)

35.

Преобразование фигур.

1

36.

Свойства движения.

1

37.

Симметрия относительно точки и прямой.

2

38.

Поворот.

1

39.

Параллельный перенос и его свойства.

1

40.

Существование и единственность параллельного переноса.

1

41.

Сонаправленность полупрямых.

1

42.

Геометрические преобразования на практике. Равенство фигур.

1

  1. Векторы (7 часов)

43.

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов.

1

44.

Координаты вектора.

1

45.

Сложение векторов. Сложение сил.

1

46.

Умножение вектора на число.

1

47.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.

1

48.

Разложение вектора по координатным осям.

1

49.

Контрольная работа №6 по теме «Векторы».

1

  1. Итоговое повторение курса геометрии 8 класса (2 часа)

50.

Повторение §6-7.

1

51.

Повторение §8-10.

1

ИТОГО

68

Тематическое   планирование учебного предмета «Геометрия»

9 класс

№ п/п

Тема урока

Количество  часов

1. Подобие фигур (16 часов)

1

Преобразование подобия.

1

2

Свойства преобразования подобия.

1

3

Подобие фигур.

1

4

Признак подобия треугольников по двум углам.

1

5

Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними.

1

6

Признак подобия треугольников по трем сторонам.

1

7

Подобие прямоугольных треугольников.

2

8

Контрольная работа № 1 «Признаки подобия треугольников».

1

9

Углы, вписанные в окружность.

2

10

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

2

11

Измерение углов, связанных с окружностью.

2

12

Контрольная работа № 2 «Вписанные углы. Свойства отрезков хорд и секущих окружности».

1

2. Решение треугольников (9 часов)

13

Теорема косинусов.

2

14

Теорема синусов.

2

15

Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.

1

16

Решение треугольников.

3

17

Контрольная работа № 3 «Решение треугольников».

1

3. Многоугольники (14 часов)

18

Ломаная.

1

19

Выпуклые многоугольники.

1

20

Правильные многоугольники.

1

21

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.

2

22

Построение некоторых правильных многоугольников.

2

23

Вписанные и описанные четырехугольники.

2

24

Подобие правильных выпуклых многоугольников.

1

25

Длина окружности.

1

26

Радианная мера угла.

2

27

Контрольная работа № 4 «Многоугольники».

1

4. Площади фигур (16 часов)

28

Понятие площади. Площадь прямоугольника.

1

29

Площадь параллелограмма.

2

30

Площадь треугольника.

1

31

Формула Герона для площади треугольника.

1

32

Равновеликие фигуры.

1

33

Площадь трапеции.

2

34

Контрольная работа № 5 «Площади простых фигур».

1

35

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

2

36

Площади подобных фигур.

1

37

Площадь круга.

2

38

Решение задач по теме «Площади фигур».

1

39

Контрольная работа № 6 «Площадь круга».

1

5. Элементы стереометрии (6 часов)

40

Аксиомы стереометрии.

1

41

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.

1

42

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.

1

43

Многогранники.

1

44

Тела вращения.

1

45

Решение задач по теме «Элементы стереометрии».

1

6. Итоговое повторение (7 часов)

46

Углы. Признаки параллельности прямых.

1

47

Треугольники. Теорема Пифагора.

1

48

Четырехугольники

1

49

Многоугольники. Окружность. Круг.

1

50

Решение треугольников.

51

Площади фигур.

1

52

Декартовы координаты и векторы на плоскости.

1

ИТОГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)

Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОМЕТРИИ 7-9 класс УМК Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9 класс

календарно-тематическое планирование и рабочая программа по геометрии на 2016-2017 учебный год...