"Средняя линия треугольника"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Цель урока: ознакомить обучающихся с теоремой о средней линии треугольника и свойством медиан треугольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_srednyaya_liniya_treugolnika.docx | 60.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя линия треугольника
Цель урока: ознакомить обучающихся с теоремой о средней линии треугольника и свойством медиан треугольника
Задачи:
Обучающие:
– сформировать навык применения теоремы о средней линии треугольника и свойства медиан треугольника при решении задач;
– совершенствовать навыки решения задач на применение теорем подобных треугольников.
Развивающие:
– развивать внимание, логическое и математическое мышление, познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
– развивать у учащихся математические коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
– воспитывать: трудолюбие, целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу, чувство сотрудничества и взаимопомощи;
– побуждать учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Тип урока: урок изучения нового.
Используемые технологии: проблемное обучение, ИКТ.
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Дидактический материал: слайды с задачами.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
План урока:
Организационный момент(1 мин.).
Изучение нового материала (8 мин.)
Первичное осмысление и применение нового материала к решению задач (20 мин.)
Домашнее задание (1 мин.).
Подведение итогов урока (1 мин.)
Рефлексия учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.).
Психолого-педагогический этап, приветствие детям.
Объявление ученикам цели и темы урока.
Изучение нового материала
1. Учитель предлагает ученикам:
а) построить в тетради треугольник: первому варианту – тупоугольный; второму варианту – прямоугольный; третьему варианту – остроугольный;
б) ввести обозначение этого треугольника;
в) отметить середины двух любых его сторон и обозначить их;
г) соединить полученные точки отрезками.
Учитель объясняет ученикам, что полученный ими отрезок называют средней линией треугольника и задает вопросы :
– Почему он так назван?
- Используя принцип построения, попробуйте сформулировать определение средней линии.
– Сколько средних линий можно построить в треугольнике?
2. Творческое задание. (Работа осуществляется в группах по 4 человека с последующим обсуждением решения задания. В каждую группу входят ученики, имеющие в своих тетрадях разные варианты построения треугольников). Ученикам предлагается исследовать, какими свойствами обладает средняя линия треугольника и выполнить следующие задания (задания спроецированы на доску при помощи мультимедийного проектора):
Задания для индивидуального выполнения
а) Найдите отношение средней линии треугольника к стороне, напротив которой она построена.
б) Проанализируйте результаты и рисунки каждого члена группы и попробуйте выдвинуть гипотезы, дать им теоретическое обоснование.
Подведение итогов выполненной работы производится в устной форме.
3. Оформление теоремы о средней линии треугольника с доказательством на доске и в тетради учащихся.
Теорема: Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
Дано: ABC, MN – средняя линия.
Доказать:
1) MN || AC;
2) MN = AC : 2.
Доказательство:
1. MBN ABC, т.к. BM : BA = BN : BC = 1 : 2, B – общий.
2. 1 = 2 => MN || AC
3. MN : AC = BM : BA = 1 : 2 => MN = AC : 2, что и требовалось доказать.
Первичное осмысление и применение нового материала к решению задач (20 мин.).
1. Ученикам предлагается, применяя полученные ими знания по новой теме, решить задачи по готовым чертежам, проецируемым на доску при помощи мультимедийного проектора.
Задача 1. (предлагается решить устно)
а) Дано:
BE = EA, BF = FC,EF = 3,5 см
Найти: CA.
Ответ: 7 см.
б) Дано:
BE = EA, BF = FC,CA = 11 см
Найти: FE.
Ответ: 5,5 см.
Задачу № 2 учитель предлагает решить самостоятельно, записав решение в тетрадь. Трое учащихся, решившие задачу первыми, сдают тетрадь учителю для проверки. Дальнейшая проверка решения задачи осуществляется при помощи мультимедийного проектора.
Задача 2.
Дано: ABC, AB = 18 см,BC = 22 см,AC = 24 см,AK = KB, BM = MC, AN = NC.
Найти : P KMN.
Решение.
Ответ : 32 см.
Задача № 3 ( ученики решают устно)
Дано: АВС BE = EC, AK = KC Р ECK = 15,5 см.
Найти: Р АВС
(Ответ: 31 см)
2. Творческое задание.
Ученикам, работающим в группах по 3-4 человека, предлагается выполнить творческое задание.
Задание. Определите, каким свойством обладают медианы в треугольнике.
Каждой группе дается карточка с указаниями для ее выполнения.
Указания для решения задачи:
Постройте треугольник ABC.
Постройте медианы BB1 и AA1. Обозначьте точку пересечения медиан буквой O
Соедините точки A1 и B1 отрезком. Что вы можете сказать о треугольниках AOB и A1OB1 ?
Докажите, что точка О делит каждую из медиан AA1 и BB1 в соотношении 2:1, считая от вершины.
Постройте третью медиану CC1. Докажите, что она проходит через точку пересечения первых двух и делится этой точкой в отношении 2:1, считая от вершины.
Анализируя решение задачи, сделайте соответствующий вывод.
Ученики, используя данные указания, поэтапно решают задачу и самостоятельно делают вывод, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
После того, как учащиеся закончили решение задачи, один из учеников доказывает выведенное им утверждение у доски (чертеж к задаче, со всеми необходимыми дополнительными построениями проецируется на экран при помощи мультимедийного проектора).
Учитель доводит до сведения учащихся, что данное утверждение называется свойством медиан треугольника и широко используется при решении задач.
3. Устное решение задачи.
С целью закрепления свойства медиан треугольника ученикам предлагается устно решить задачу, условие и чертеж к задаче спроецированы на экран.
Задача.
В треугольнике MNL медианы MM1, NN1 и LL1 равные соответственно 12 см, 6 см и 9 см, пересекаются в точке O. Найти MO+ON+LO
(Ответ: 18 см).
VI. Домашнее задание (1 мин.).
Домашнее задание: п.62, вопросы 8,9, № 566, 567, 570.
Дается рекомендация по его выполнению.
VII. Подведение итогов урока (1 мин.).
Оценивается работа учащихся.
VIII. Рефлексия
1. Сегодня на уроке я . . .
– научился …
– было интересно …
– было трудно …
– мои ощущения …
2. Поставьте пожалуйста точку под рисунком, соответствующим вашему настроению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....
Средняя линия треугольника
Материал к уроку геометрии 8 класс по теме"Средняя линия треугольника"...
Средняя линия треугольника 8 класс
Презентация к уроку "Средняя линия треугольника" 8 класс Атанасян Л. С....
Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».
Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...
«Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника».
laquo;Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника»....
Контрольная работа по теме: «Трапеция, средняя линия треугольника, средняя линия трапеции»
Комфортная для решения контрольная работа...
Самостоятельная работа 8 класс «Свойства биссектрисы, медиан, средней линии треугольника, высоты прямоугольного треугольника; sin, cos, tg острого угла»
Самостоятельная итоговая работа состоит из 2-х вариантов разного уровня сложности: 1 вариант простой, 2 вариант - сложный. Это позволит провести срез ЗУН учащихся по темам с разным уровнем подготовки....