Рабочая программа по Геометрии для 7 класса (ФГОС ООО)
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с Положением о разработке рабочих программ МАОУ "Каменский лицей имени Кожевина В.Е."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_geometriya_7_klass_fgos_ooo.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Рассмотрена: Руководитель кафедры _________ /________________/ Протокол №______ от «_____»___________20____г. | Согласована: Методическим советом лицея ___________ / М.И. Вяткина / Протокол №______ от «____»____________20____г. | Утверждена: Директор лицея ___________ / О.В. Сорокина / Приказ № ______ от «___»____________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«__________________Геометрия_________________»
для ___7___ класса
УМК: __Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др._________________________________
Количество часов: ____68_____________________________________________________________
Составитель: ____Вяткина Марина Ильинична, учитель математики_________________________
(ФИО, должность, квалификация)
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010г. № 1897);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г.);
- Уставом МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»;
- Основной образовательной программой МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»;
- Положения о разработке и утверждении рабочих программ по отдельным предметам, курсам МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.» по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;
- Геометрия 7-9 классы: Рабочие программы по учебнику Л.С. Атанасян и др. / сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова – Волгоград.: Учитель, 2018;
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / сост. Т.А. Бурмистова – М.: Просвещение, 2018.
В ней учтены особенности, содержание и последовательность изучения материала в соответствии с учебно-методическим комплектом по геометрии для 7 класса:
- Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - Геометрия 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение;
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина – Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс. – М.: Просвещение;
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникации, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения геометрии:
- овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжение образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явления и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
- освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:
- общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);
- практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);
- социально-личностную компетентность (развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, которые необходимы для продолжения образования и для самостоятельной деятельности; формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей геометрии, эволюцией геометрических идей).
В соответствии с учебным планом на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю, итого 68 часов за учебный год (34 недели).
Программа предполагает организацию разноуровневой деятельности обучающихся, что способствует включению одаренных детей в активный познавательный процесс с помощью предлагаемых заданий повышенной трудности. А для слабоуспевающих детей программа позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Рабочая программа предусматривает работу с учащимися с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями с целью адаптировать и упростить учебный материал для достижения оптимальных учебных результатов.
Рабочая программа для 7 класса предусматривает использование национально-регионального компонента на уроках геометрии, посредством использования геометрических задач, проектной деятельности. Это поможет глубокому осознанию, восприятию и приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям родного края.
Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения учебного предмета являются следующие качества:
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели;
- умение применять полученные знания и умения для разрешения различных жизненных задач;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметными результатами освоения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД обучающийся сможет:
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок;
- переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от учебной деятельности, оценивать их влияние на дальнейшую деятельность;
- анализировать свои индивидуальные особенности, адаптационные возможности и учитывать их, обеспечивая адекватный ответ на изменяющиеся внешние условия и достижение поставленных целей.
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Познавательные УУД обучающийся сможет:
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- находить в тексте требуемую информацию;
- определять тему, цель, назначение текста;
- овладеть основными навыками смыслового чтения;
- использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- проводить сравнение и классификацию по выделенному признаку, сравнивать объект наблюдения с эталоном;
- овладевать азами графической культуры (построение прямых);
- овладеть измерительными навыками;
- провести исследования несложных ситуаций;
Коммуникативные УУД:
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
- перефразировать свою мысль;
- критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- работать в парах, осуществлять взаимопроверку;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание изучаемого материала;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты изучения предмета:
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров и площадей геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения курса:
Обучающийся познакомится:
- с определениями точки, прямой, отрезка, луча, угла;
- единицами измерения отрезка, угла;
- определениями вертикальных и смежных углов, их свойствами;
- определениями перпендикулярных прямых;
- определениями треугольника, видами треугольников, признаками равенства треугольников, свойствами равнобедренного треугольника, определениями медианы, биссектрисы, высоты;
- определением параллельных прямых, их свойствами и признаками;
- соотношением между сторонами и углами треугольника, теоремой о сумме углов треугольника;
- определением прямоугольного треугольника, его свойствами и признаками.
Обучающийся научится:
- обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
- изображать прямой, острый, тупой и развернутые углы;
- изображать треугольники и находить их периметр;
- строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
- доказывать признаки равенства треугольников;
- показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
- доказывать теорему о сумме углов треугольника;
- знать, какой угол называется внешним углом треугольника;
- применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
- строить треугольники по трем элементам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- решать задачи на доказательство, опираяст на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
Содержание программы
Начальные геометрические сведения (11 ч)
Точка, прямая, отрезок. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Луч. Угол. Биссектриса угла. Понятие о равенстве геометрических фигур. Равенство отрезков и углов. Длина отрезка и ее свойства. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Задачи на построение.
Треугольники (18 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Задачи на построение.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч)
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.
Повторение. Решение задач. (6 ч)
Тематическое планирование
№ урока | Раздел, Тема урока | Кол-во часов | Планируемые сроки |
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (11 ч) | |||
1 | Прямая и отрезок. | 1 | сентябрь |
2 | Луч и угол. | 1 | сентябрь |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | сентябрь |
4 | Измерение отрезков. | 1 | сентябрь |
5 | Решение задач. | 1 | сентябрь |
6 | Измерение углов. | 1 | сентябрь |
7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | сентябрь |
8 | Перпендикулярные прямые. | 1 | сентябрь |
9 | Решение задач. | 1 | октябрь |
10 | Контрольная работа №1 | 1 | октябрь |
11 | Работа над ошибками. | 1 | октябрь |
ГЛАВА II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (18 ч) | |||
12 | Треугольники. | 1 | октябрь |
13 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | октябрь |
14 | Решение задач. | 1 | октябрь |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. | 1 | октябрь |
16 | Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | октябрь |
17 | Решение задач. | 1 | ноябрь |
18 | Второй признак равенства треугольников. | 1 | ноябрь |
19 | Решение задач. | 1 | ноябрь |
20 | Третий признак равенства треугольников. | 1 | ноябрь |
21 | Решение задач. | 1 | ноябрь |
22 | Окружность. | 1 | ноябрь |
23 | Задачи на построение. | 1 | ноябрь |
24 | Решение задач. | 1 | декабрь |
25 | Решение задач. | 1 | декабрь |
26 | Решение задач. | 1 | декабрь |
27 | Решение задач. | 1 | декабрь |
28 | Контрольная работа №2 | 1 | декабрь |
29 | Работа над ошибками. | 1 | декабрь |
ГЛАВА III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ч) | |||
30 | Признаки параллельности прямых. | 1 | декабрь |
31 | Признаки параллельности прямых. | 1 | январь |
32 | Практические способы построения параллельных прямых. | 1 | январь |
33 | Решение задач. | 1 | январь |
34 | Решение задач. | 1 | январь |
35 | Аксиома параллельных прямых. | 1 | январь |
36 | Свойства параллельных прямых. | 1 | февраль |
37 | Свойства параллельных прямых. | 1 | февраль |
38 | Решение задач. | 1 | февраль |
39 | Решение задач. | 1 | февраль |
40 | Решение задач. | 1 | февраль |
41 | Контрольная работа №3 | 1 | февраль |
42 | Работа над ошибками. | 1 | февраль |
ГЛАВА IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (20 ч) | |||
43 | Сумма углов треугольника. | 1 | март |
44 | Сумма углов треугольника. Решение задач. | 1 | март |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | март |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | март |
47 | Неравенство треугольника. | 1 | март |
48 | Решение задач. | 1 | март |
49 | Контрольная работа №4 | 1 | март |
50 | Работа над ошибками. | 1 | март |
51 | Прямоугольные треугольники и их свойства. | 1 | апрель |
52 | Решение задач. | 1 | апрель |
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | апрель |
54 | Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 1 | апрель |
55 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | апрель |
56 | Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | апрель |
57 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | апрель |
58 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | апрель |
59 | Решение задач на построение. | 1 | апрель |
60 | Решение задач. | 1 | май |
61 | Контрольная работа №5 | 1 | май |
62 | Работа над ошибками. | 1 | май |
ПОВТОРЕНИЕ (6 ч) | |||
63 | Признаки равенства треугольников. | 1 | май |
64 | Параллельные прямые. | 1 | май |
65 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | май |
66 | Задачи на построение. | 1 | май |
67 | Итоговая контрольная работа. | 1 | май |
68 | Подведение итогов обучения. | 1 | май |
ИТОГО | 68 ч |
Перечень
Контрольные работы по Геометрии для 7 класса
- Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы.
- Треугольники.
- Параллельные прямые.
- Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
- Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам.
- Итоговая контрольная работа.
Учебно-методическое обеспечение:
для учащихся:
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013;
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия: 7 класс». – М.: Просвещение, 2013.
- Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7 класс: пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2014;
для учителя:
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2011.
- Геометрия 7-9 классы: Рабочие программы по учебнику Л.С. Атанасян и др. / сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова – Волгоград.: Учитель, 2018;
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / сост. Т.А. Бурмистова – М.: Просвещение, 2018.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс – М.: ВАКО, 2016.
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013;
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия: 7 класс». – М.: Просвещение, 2013.
- Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7 класс: пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2014;
- Зив Б.Г., В.М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2016.
- Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2016.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Доска магнитная с координатной сеткой;
- Персональный компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (300, 600, 900), угольник (450, 900, 450), циркуль;
- Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- Демонстрационные комплекты планиметрических и стереометрических тел; модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
- Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин);
- Таблицы по геометрии для 7-9 классов.
- Портреты выдающихся деятелей математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС с домашним заданием к учебнику Атанасяна на 70 часов...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС
Рабочая программа по геометрии 7 класс по новым ФГОС . Автор учебника Погорелов А.В. Рабочая программа содержит календарно - тематическое планирование с УУД...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (ФГОС ООО)
Программа составлена в соответствии с "Положением о рабочей программе МБОУ "ОСОШ№1"...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...
Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...