Рабочая программа по Геометрии для 7 класса (ФГОС ООО)
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Вяткина Марина Ильинична

Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с Положением о разработке рабочих программ МАОУ "Каменский лицей имени Кожевина В.Е."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_geometriya_7_klass_fgos_ooo.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Рассмотрена:

Руководитель кафедры

_________ /________________/

Протокол №______

от «_____»___________20____г.

Согласована:

Методическим советом лицея

___________ / М.И. Вяткина /

Протокол №______

от «____»____________20____г.

Утверждена:

Директор лицея

___________  / О.В. Сорокина /

Приказ № ______

от «___»____________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«__________________Геометрия_________________»

для ___7___ класса

УМК: __Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др._________________________________

Количество часов: ____68_____________________________________________________________

Составитель: ____Вяткина Марина Ильинична, учитель математики_________________________

(ФИО, должность, квалификация)

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17.12. 2010г. № 1897);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015);
  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г.);
  • Уставом МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»;
  • Основной образовательной программой МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»;
  • Положения о разработке и утверждении рабочих программ по отдельным предметам, курсам МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.» по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;
  • Геометрия 7-9 классы: Рабочие программы по учебнику Л.С. Атанасян и др. / сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова – Волгоград.: Учитель, 2018;
  • Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / сост. Т.А. Бурмистова – М.: Просвещение, 2018.

 В ней учтены особенности, содержание и последовательность изучения материала в соответствии с учебно-методическим комплектом по геометрии для 7 класса:

  • Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - Геометрия 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение;
  • Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина – Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс. – М.: Просвещение;

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникации, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения геометрии:

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжение образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явления и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
  • освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:

- общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);

- практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);

- социально-личностную компетентность (развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, которые необходимы для продолжения образования и для самостоятельной деятельности; формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей геометрии, эволюцией геометрических идей).

В соответствии с учебным планом на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю, итого 68 часов за учебный год (34 недели).

Программа предполагает организацию разноуровневой деятельности обучающихся, что способствует включению одаренных детей в активный познавательный процесс с помощью предлагаемых заданий повышенной трудности. А для слабоуспевающих детей программа позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Рабочая программа предусматривает работу с учащимися с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями с целью адаптировать и упростить учебный материал для достижения оптимальных учебных результатов.

Рабочая программа для 7 класса предусматривает использование национально-регионального компонента на уроках геометрии, посредством использования геометрических задач, проектной деятельности. Это поможет глубокому осознанию, восприятию и приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям родного края.

Планируемые результаты:

Личностными результатами освоения учебного предмета являются следующие качества:

  • независимость и критичность мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели;
  • умение применять полученные знания и умения для разрешения различных жизненных задач;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

Метапредметными результатами освоения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД обучающийся сможет:

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок;
  • переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от учебной деятельности, оценивать их влияние на дальнейшую деятельность;
  • анализировать свои индивидуальные особенности, адаптационные возможности и учитывать их, обеспечивая адекватный ответ на изменяющиеся внешние условия и достижение поставленных целей.
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Познавательные УУД обучающийся сможет:

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • определять тему, цель, назначение текста;
  • овладеть основными навыками смыслового чтения;
  • использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • проводить сравнение и классификацию по выделенному признаку, сравнивать объект наблюдения с эталоном;
  • овладевать азами графической культуры (построение прямых); 
  • овладеть измерительными навыками;
  • провести исследования несложных ситуаций;

Коммуникативные УУД:

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
  • перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • работать в парах, осуществлять взаимопроверку;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание изучаемого материала;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные результаты изучения предмета:

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров и площадей геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения курса:

Обучающийся познакомится:

  • с определениями точки, прямой, отрезка, луча, угла;
  • единицами измерения отрезка, угла;
  • определениями вертикальных и смежных углов, их свойствами;
  • определениями перпендикулярных прямых;
  • определениями треугольника, видами треугольников, признаками равенства треугольников, свойствами равнобедренного треугольника, определениями медианы, биссектрисы, высоты;
  • определением параллельных прямых, их свойствами и признаками;
  • соотношением между сторонами и углами треугольника, теоремой о сумме углов треугольника;
  • определением прямоугольного треугольника, его свойствами и признаками.

Обучающийся научится:

  • обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
  • изображать прямой, острый, тупой и развернутые углы;
  • изображать треугольники и находить их периметр;
  • строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
  • доказывать признаки равенства треугольников;
  • показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
  • доказывать теорему о сумме углов треугольника;
  • знать, какой угол называется внешним углом треугольника;
  • применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
  • строить треугольники по трем элементам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • решать задачи на доказательство, опираяст на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

Содержание программы

Начальные геометрические сведения (11 ч)

Точка, прямая, отрезок. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Луч. Угол. Биссектриса угла. Понятие о равенстве геометрических фигур. Равенство отрезков и углов. Длина отрезка и ее свойства. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Задачи на построение.

Треугольники (18 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

 Параллельные прямые (13 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Задачи на построение.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч)

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.

Повторение. Решение задач. (6 ч)

Тематическое планирование

№ урока

Раздел, Тема урока

Кол-во часов

Планируемые сроки

Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (11 ч)

1

Прямая и отрезок.

1

сентябрь

2

Луч и угол.

1

сентябрь

3

Сравнение отрезков и углов.

1

сентябрь

4

Измерение отрезков.

1

сентябрь

5

Решение задач.

1

сентябрь

6

Измерение углов.

1

сентябрь

7

Смежные и вертикальные углы.

1

сентябрь

8

Перпендикулярные прямые.

1

сентябрь

9

Решение задач.

1

октябрь

10

Контрольная работа №1

1

октябрь

11

Работа над ошибками.

1

октябрь

ГЛАВА II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (18 ч)

12

Треугольники.

1

октябрь

13

Первый признак равенства треугольников.

1

октябрь

14

Решение задач.

1

октябрь

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников.

1

октябрь

16

Свойства равнобедренного треугольника.

1

октябрь

17

Решение задач.

1

ноябрь

18

Второй признак равенства треугольников.

1

ноябрь

19

Решение задач.

1

ноябрь

20

Третий признак равенства треугольников.

1

ноябрь

21

Решение задач.

1

ноябрь

22

Окружность.

1

ноябрь

23

Задачи на построение.

1

ноябрь

24

Решение задач.

1

декабрь

25

Решение задач.

1

декабрь

26

Решение задач.

1

декабрь

27

Решение задач.

1

декабрь

28

Контрольная работа №2

1

декабрь

29

Работа над ошибками.

1

декабрь

ГЛАВА III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ч)

30

Признаки параллельности прямых.

1

декабрь

31

Признаки параллельности прямых.

1

январь

32

Практические способы построения параллельных прямых.

1

январь

33

Решение задач.

1

январь

34

Решение задач.

1

январь

35

Аксиома параллельных прямых.

1

январь

36

Свойства параллельных прямых.

1

февраль

37

Свойства параллельных прямых.

1

февраль

38

Решение задач.

1

февраль

39

Решение задач.

1

февраль

40

Решение задач.

1

февраль

41

Контрольная работа №3

1

февраль

42

Работа над ошибками.

1

февраль

ГЛАВА IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (20 ч)

43

Сумма углов треугольника.

1

март

44

Сумма углов треугольника. Решение задач.

1

март

45

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

март

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

март

47

Неравенство треугольника.

1

март

48

Решение задач.

1

март

49

Контрольная работа №4

1

март

50

Работа над ошибками.

1

март

51

Прямоугольные треугольники и их свойства.

1

апрель

52

Решение задач.

1

апрель

53

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

апрель

54

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

апрель

55

Расстояние от точки до прямой.

1

апрель

56

Расстояние между параллельными прямыми.

1

апрель

57

Построение треугольника по трем элементам.

1

апрель

58

Построение треугольника по трем элементам.

1

апрель

59

Решение задач на построение.

1

апрель

60

Решение задач.

1

май

61

Контрольная работа №5

1

май

62

Работа над ошибками.

1

май

ПОВТОРЕНИЕ (6 ч)

63

Признаки равенства треугольников.

1

май

64

Параллельные прямые.

1

май

65

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

май

66

Задачи на построение.

1

май

67

Итоговая контрольная работа.

1

май

68

Подведение итогов обучения.

1

май

ИТОГО

68 ч

Перечень

Контрольные работы по Геометрии для 7 класса

  1. Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы.
  2. Треугольники.
  3. Параллельные прямые.
  4. Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
  5. Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам.
  6. Итоговая контрольная работа.

Учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013;
  2. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия: 7 класс». – М.: Просвещение, 2013.
  3. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7 класс: пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2014;

для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2011.
  2. Геометрия 7-9 классы: Рабочие программы по учебнику Л.С. Атанасян и др. / сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова – Волгоград.: Учитель, 2018;
  3. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / сост. Т.А. Бурмистова – М.: Просвещение, 2018.
  4. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс – М.: ВАКО, 2016.
  5. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013;
  6. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия: 7 класс». – М.: Просвещение, 2013.
  7. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7 класс: пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2014;
  8. Зив Б.Г., В.М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2016.
  9. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2016.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  1. Доска магнитная с координатной сеткой;
  2. Персональный компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (300, 600, 900), угольник (450, 900, 450), циркуль;
  5. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
  6. Демонстрационные комплекты планиметрических и стереометрических тел; модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
  7. Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин);
  8. Таблицы по геометрии для 7-9 классов.
  9. Портреты выдающихся деятелей математики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС с домашним заданием к учебнику Атанасяна на 70 часов...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС

Рабочая программа по геометрии 7 класс по новым ФГОС . Автор учебника Погорелов А.В. Рабочая программа содержит календарно - тематическое планирование с УУД...

Рабочая программа по геометрии 7 класс (ФГОС ООО)

Программа составлена в соответствии с "Положением о рабочей программе МБОУ "ОСОШ№1"...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...

Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...