Мастерская “Подражая Лобачевскому”
методическая разработка по геометрии (9, 10, 11 класс)
Чтобы научить ребенка творить, придумывать, создавать что-то самому, дайте ему эту возможность! Мастерская-наилучший способ создать атмосферу свободы, полёта мысли, единения коллектива и поиска истины!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_lobachevskiy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская “Подражая Лобачевскому”
Тип занятия: мастерская.
Цели:
- расширение кругозора;
- развитие умения обобщать, различать, сравнивать;
- развитие творческих навыков, умения работать в группе;
- воспитание патриотизма.
Дополнительное оборудование: конверты с заданиями; набор аксиом на отдельных листах в нескольких экземплярах; магниты; воздушные шары.
Ход мастерской
- Учащиеся сидят группами по четыре человека.
Слово мастера: “Геометрия как наука возникла из практики, из необходимости человека выполнять хозяйственные работы. Стоит проследить, как это происходило. Вначале возникли основные понятия геометрии – точка, прямая, плоскость. Пусть каждый запишет несколько окружающих вас объектов, образы которых возникают в связи с этими понятиями. Затем в группах выберите самый интересный образ из получившихся и скажите мне”. На доске мастером записываются названные ассоциации:
Точка прямая плоскость
- Каждая четверка – это семья. Решите сейчас, кто из вас будет выполнять какую роль. Дети выбирают (могут быть совершенно любыми членами семьи).
- В вашей семье намечаются работы (выдаются каждой группе в конвертах):
- напилить одинаковых реек для ограды;
- ровно провести линию раздела между вашим и соседским участками, чтобы не обидеть себя и не разгневать их;
- определиться с тем, сколько ножек будет у стола, который мастерит дедушка – три или четыре, чтобы стоял он более устойчиво на веранде;
- перебрать картофель таким образом, чтобы при посадке каждая прошла в гнездо картофелекопалки.
Посоветуйтесь между собой и вынесите решение о том, каков будет алгоритм выполнения работы. Каждая группа обсуждает свою деятельность и делится со всеми своими мыслями.
- На листах каждой группе выдается набор аксиом (каждая на отдельном листе):
- На каждой прямой и в каждой плоскости имеются, по крайней мере, две точки.
- Если при наложении совмещаются концы двух отрезков, то совмещаются сами отрезки.
- Через любые две точки проходит прямая, и притом только одна.
- Если фигура Ф равна фигуре Ф1, то фигура Ф1 равна фигуре Ф.
- Через любые три точки проходит плоскость, и притом только одна.
- Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
- Любой отрезок можно неограниченно продолжить за один из его концов.
- На любом луче от его начала можно отложить отрезок, равный данному, и притом только один.
Выберите аксиому (может, не одну), соответствующую вашей ситуации.
- На доске таблица:
напилить одинаковых реек для ограды | ровно провести линию раздела | определиться – сколько ножек будет у стола | перебрать картофель |
С помощью магнита расположите ее в нужном месте на доске. Походите и посмотрите, что выбрали ваши коллеги.
Слово мастера: таким образом мы установили связь между практикой и геометрией, которая названа в честь ее автора – Евклида.
- Теперь представьте себе ситуацию: необходимо повесить в гостиной картину. Посоветуйтесь – как сделать, чтобы она висела ровно. Выскажите вслух семейный вердикт.
- К этому случаю придумайте свою аксиому, и запишите на языке Евклида, используя основные понятия геометрии. Группы придумывают и высказываются.
- Послушаем, что говорит об этом Евклид, который две тысячи лет назад создал до некоторых пор уникальный труд: “В любой плоскости, через точку, не лежащую на данной прямой этой плоскости, проходит только одна прямая, параллельная данной”. Сравните высказывание Евклида и свой вывод.
- Возьмите один шарик из тех, что лежат на парте. Проведите на нем прямую и через точку, не лежащую на ней, еще две прямые, пользуясь аксиомой Евклида и вашим опытом. А теперь надуйте шарик. Обратите внимание на взаимное расположение прямых. Сделайте предположение.
- Группам выдается текст. Прочитайте: “Через точку вне данной прямой проходит более одной прямой, параллельной данной”. Этот вывод принадлежит великому русскому математику Николаю Ивановичу Лобачевскому, который обладал незаурядным умом и необыкновенной смелостью, поскольку его “Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных” было не понято современниками, даже встречено в штыки.
- Используя оставшиеся на столе шарики, заполните таблицу в группе:
В геометрии Евклида | В геометрии Лобачевского |
Сумма трех углов любого треугольника постоянна и равна 2d. Сумма углов всякого выпуклого четырехугольника равна 4d. Ко всякому треугольнику можно построить подобный ему, но не равный треугольник. Вокруг всякого треугольника можно описать окружность |
Каждая группа зачитывает свои предложения по кругу.
- Сравните с таблицей:
В геометрии Евклида | В геометрии Лобачевского |
Сумма трех углов любого треугольника постоянна и равна 2d. Сумма углов всякого выпуклого четырехугольника равна 4d. Ко всякому треугольнику можно построить подобный ему, но не равный треугольник. Вокруг всякого треугольника можно описать окружность | Сумма трех углов треугольника меняется от треугольника к треугольнику, но всегда меньше 2d. Сумма углов всякого выпуклого четырехугольника меньше 4d. Так что, в частности, не существует прямоугольников. Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны (Подобие ≡ равенство). Не вокруг всякого треугольника можно описать окружность. |
Обсудите с коллегами, какие предположения совпали, а что явилось открытием для вас. Каждая группа делится своими выводами и открытиями.
- Подумайте о том, где на практике необходимо, чтобы через точку проходила бы не одна прямая, параллельная данной, и напишите свое мнение о внедрении открытия. Желающие зачитывают.
- Слово мастера: “Геометрия Лобачевского не была признана современниками в первую очередь потому, что очень резко опережала время, в которое была создана. Но в наши дни невозможно представить себе некоторые разделы математики, например, теорию чисел, теорию комплексной переменной, или физики – теорию относительности, теорию искривления космического пространства без величайшего открытия. Открытия, сделанного русским человеком, который своим могучим умом и бесконечной отвагой отстаивать свое мнение двинул вперед развитие не только нашей страны, но и всего мира. Сегодня вы все почувствовали себя немного Лобачевскими, поэтому за вами – наше будущее”.
Используемая литература:
- Окунев А. А. “Урок? Мастерская? Или…”, СПб, филиал изд. “Просвещение”, 2001.
- Окунев А. А. “Речевое взаимодействие учителя и ученика”, СПб, изд. “Скифия”, 2006.
- Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. “Геометрия 9-10”, М., “Просвещение”, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрия Лобачевского
Презентация является результатом творческой самостоятельной работы ученика – изучение различных источников информации, биографических данных учёных, изучение теоретических основ данной тем...
Конференция "Н.И.Лобачевский"
Конференция "Н.И.Лобачевский" проводилась учащимися 10 класса. Целью данной конференции является знакомство с биографией и научными заслугами великого математика....
Линейка " Н.И.Лобачевский"
Тематическая линейка на неделе математики...
«ВООБРАЖАЕМАЯ ГЕОМЕТРИЯ» Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Работа учащегося, представленная на 6 городских математических чтениях (призёр)...
«ЛОБАЧЕВСКИЙ – ОДИН ИЗ ТРЁХ «КИТОВ» ГЕОМЕТРИИ»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «ЛОБАЧЕВСКИЙ – ОДИН ИЗ ТРЁХ «КИТОВ» ГЕОМЕТРИИ»...
Кому можно подражать?
Идеальный мужчина кто он такой?•Нравственный•Умный•Трудолюбивый•Человечный•Отзывчивый•Бескорыстный•Честный•Храбрый•Сильный • Красивый...
Игротека для родителей "Играем, слушаем, подражаем - фонематический слух развиваем"
Представлена консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В консультации предложены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей....