Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Примечание |
I этап урока мотивации к учебной деятельности (2 мин)
| Включение учащихся в учебную деятельность | Приветствие воспитанникам. Я думаю, вы догадались, какой геометрической фигуре будет посвящён наш сегодняшний урок? (на доске - улыбающийся треугольник, на каждой парте цветные треугольники) Совершенно верно, мы будем говорить сегодня о треугольнике - самой простой фигуре, но в тоже время обладающей огромным количеством замечательных свойств.(слайд 1) | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
слайд 1
|
II этап. Актуализация опорных знаний учащихся | Повторение ранее изученного материала о треугольнике, об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей и умений пользоваться этими знаниями при решении задач | Учитель организует беседу, позволяющую актуализировать опорные знания, необходимые для решения проблемы. Ключевые вопросы для беседы: -Какая фигура называется треугольником? -Какой треугольник называется равнобедренным? -Как называются элементы равнобедренного треугольника -Какое свойство углов равнобедренного треугольника вы знаете? - Развёрнутый угол - это... Каким свойством обладает развёрнутый угол Учитель проводит устную фронтальную работу с учащимися (слайды 2,3)
Закончи предложение - Треугольником называется …, состоящая …
- Точки называются …
- Отрезки называются …
- В равнобедренном треугольнике углы…
- 180о – градусная мера….. угла
|
| Виды треугольника по сторонам: разносторонний, равносторонний, равнобедренный
|
|
|
|
|
Участвуют в устной работе: отвечают на вопросы, анализируют, обосновывают утверждения, оперируя математическими терминами, делают выводы. |
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения |
Слайд 2,3
|
III этап. Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения, формулировка целей урока | На этом этапе учитель создает проблемную ситуацию. Предъявляет учащимся задание для пробного действия (задание одинаковое, а материал для выполнения исследования у каждого ребенка индивидуальный) (На каждой парте лежат модели треугольников разного вида из цветной бумаги) Предлагаю вам, ребята, последовательно выполнить две исследовательские работы с помощью выданных моделей. После чего, сделать промежуточные выводы или выдвинуть гипотезу. Исследовательская работа №1, работаем в группах ( 2 группы по 4- 5 человек) (слайд №4) - Измерьте углы в выданных треугольниках, результаты измерений запишите в тетрадь. - Найдите сумму углов в каждом треугольнике. Сравните полученные результаты. |
|
- Почему некоторые суммы совпали, а некоторые – нет? От чего это зависит? - Случайно ли сумма углов треугольников оказалась равной 180° или этим свойством обладает любой треугольник? (слайд №5). - Сможете ли вы сформулировать тему урока? (слайд №6) - Запишите в тетрадях число и тему урока. - Как вы думаете, чему вы должны научиться на этом уроке? (слайд №7) Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника. Научиться решать задачи на нахождение углов треугольника.
| Учащиеся выполняют измерения, записывают в тетради, делают вычисления. Командир группы дает ответ от группы.
Анализируют, участвуют в диалоге, формулируют тему и цель урока, записывают тему урока в тетрадь.
| Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия, Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Слайд 4-7
|
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения
| Исследование проблемной ситуации. Обсуждение необходимости введения нового знания | На данном этапе преподаватель организует воспитанников по исследованию проблемной ситуации (слайд №8). Исследовательская работа №2, работаем в парах (у обучающихся на парте треугольники разного цвета) (слайд №9). В одном треугольнике обозначьте углы через 1, 2, 3. Оторвите их и совместите вершины углов так, чтобы образовался развернутый угол. Проделайте те же действия и с другим треугольником. - Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол. - Чему равна градусная мера развернутого угла? - К какому выводу мы пришли? - Сумма углов треугольника равна 180°. (слайд 10)
| Выполняют исследовательскую работу №2,отвечают на вопросы учителя и делают вывод. Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока, формулируют цель.
-Сумма углов треугольника (Записывают тему в тетрадях.) Выдвигают гипотезу, что сумма углов равна 180
-Нам надо убедиться, что сумма углов любого треугольника равна 180 градусов . | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Слайд 8-10
|
V этап. Динамическая пауза. (2 мин) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | 1. Встаньте, вдох-выдох. 2. Представьте, что ваши руки-лучи, выходящие из вершины угла. Покажите руками развернутый, тупой, прямой, острый угол. 3. Руки на талию, выполните повороты туловища на величину прямого угла сначала влево, потом вправо и так три раза. 4. Обведите глазами треугольник (сначала по часовой стрелке, потом - против часовой стрелки).
5. Стряхнули усталость с рук, ног. Теперь пересаживайтесь на свои места.
| Выполняют упражнения.
Учащиеся рассаживаются по своим местам.
| Личностные: овладение приемами сохранения физического здоровья. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу |
|
|
|
|
| |
|
VI этап. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала
| Доказательство теоремы о сумме углов треугольника | - Выполнив исследовательскую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180°. - В математике практическая работа дает возможность лишь выдвинуть какое-то утверждение – гипотезу. Чтобы она стала истиной, её нужно доказать, убедиться, что она справедлива для любого треугольника (слайд №10). - Как называется утверждение, справедливость которого надо доказать? (теорема) - Какую теорему нам нужно доказать? (Сумма углов треугольника равна 180°). Сформулируем теорему, запишем в тетрадях: дано и что требуется доказать. Далее, учащимся предлагается обсудить метод доказательства, составить план доказательства и записать в тетрадях (слайд №11). Теорема. Сумма углов треугольника равна 180°. Дано: Δ АВС. Доказать:1 + 2 +3 = 180°. План доказательства: - Доп. построение: прямая а ǁ АС;
- Доказать равенство углов 1 и 4, 3 и 5;
- Найти сумму углов 2,4,5;
- Сделать вывод про сумму углов 1,2,3.
На слайде №11 последовательно выводится план доказательства (после щелчка). После этого, на экран щелчком выводится портрет Пифагора, как автора первого доказательства теоремы о сумме углов треугольника. Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментарии Прокла к «Началам» Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство было открыто еще пифагорейцами в V веке до н.э. В первой книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника. | Учащиеся отвечают на вопросы, дискутируют, составляют план доказательства
Один из учащихся ещё раз проговаривает всё доказательство теоремы. (слайд №12)
| Личностные: самоопределяются Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия | Слайд 11,12
|
VII этап. Организация первичного закрепления | Первичное закрепление изученного материала путем устного решения простейших задач по готовым чертежам | Новая теорема необходима нам , чтобы находить угол треугольника, если известны два его угла или их сумма. Задание: Найти неизвестные углы в данных треугольниках (слайд №13) а) 1 = 60°, 2 = 40°, б) 1 = 90°, 2 = 55°, в) при вершине равнобедренного треугольника угол равен 130°; г) при основании равнобедренного треугольника угол равен 70°. - При каких условиях можно находить углы треугольника? (Если известен вид треугольника, или градусная мера двух его углов). Треугольники на слайде появляются по щелчку. - А может существовать треугольник, у которого два тупых (прямых) угла? Почему? - А может существовать треугольник, у которого один прямой и один тупой угол? Ответы обосновываются с помощью теоремы о сумме углов треугольника. Вводятся понятия остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников. Называются стороны прямоугольного треугольника (гипотенуза, катеты) (Слайд №14) | Решают задачи, участвуют в обсуждении решения.
Выполняют тестовую проверку
| Познавательные: самостоятельно выполняют действия, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой
| Слайд 13,14,
|
VIII этап. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (4 мин) | Фиксация полученных знаний, подготовка учеников к дальнейшему погружению в тему. | А теперь я предлагаю провести проверку тех знаний, которые вы получили на уроке, с последующей взаимопроверкой по эталону.ТЕСТ1 вариант1.Закончите предложение: У равностороннего треугольника все углы равны по 2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 400 и 600 ? 3.Два угла треугольника соответственно равны 1000 и 500 , найдите третий угол. 4.Два угла треугольника равны по 300 каждый. Чему равен третий угол? 5.В равнобедренном треугольнике угол при вершине равен 400. Чему равен угол при основании?
ТЕСТ2 вариант1.Закончите предложение: Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 1300 и 700 ? 3.Два угла треугольника соответственно равны 400 и 600 , найдите третий угол. 4.Два угла треугольника равны по 600 каждый. Чему равен третий угол? 5.В равнобедренном треугольнике угол при основании равен 700. Чему равен угол при вершине?
| Выполняют тест с последующей взаимопроверкой со слайда. | Познавательные: самостоятельно выполняют действия, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой
| Карточки, слайд 15
|
IХ этап. Этап рефлексии деятельности (2-3мин) | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Оценивание работы учащихся на уроке | Закончи фразу: - Наш сегодняшний урок был посвящен …
- На уроке я узнал, что …
- На уроке я научился …
- Угол равностороннего треугольника равен…
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна…
- Острый угол прямоугольного, равнобедренного треугольника равен…
И пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты (на столе, на листках) 1. На уроке я работал | активно / пассивно | 2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3. Урок для меня показался | коротким / длинным | 4. За урок я | не устал / устал | 5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже | 6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
| Используя знания, полученные на уроке, отвечают на вопросы | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
|
Х этап Итог урока | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Качественная оценку работы класса и отдельных учащихся | Оцени сам свою работу на уроке. Задается разноуровневое домашнее задание - Дома читать пункт №30, учить теорему и ее доказательство, № 224
- Доказать теорему о сумме углов треугольника, используя рисунок.
Преподаватель благодарит воспитанников за внимание и активную работу на уроке. В качестве послесловия приводятся слова русского философа, профессора, доктора филологических наук Ф.Ф.Лосева «…Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто своё, личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. Геометрия, если я её изучил и понял, моя - родная и близкая, всегда ласковая и всегда приютная наука» | Проводят самооценку результатов своей деятельности. Выставляются и комментируются оценки, заполняют оценочные листы (контроль за ходом усвоения нового материала можно осуществлять в течение всего урока).
|
|
|
|
|
|
|
|
|