Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10-ого класса 2019г
рабочая программа по геометрии (10 класс)
Рабочая программа по предмету «Математика» (геометрия) для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №8, учебного плана на 2019-2020 уч. год, с учетом авторской программы по геометрии для 10-11 класса под редакцией Т.А.Бурмистрова (М.: «Просвещение», 2016г.) и линии учебников издательства «Просвещение» 2018г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8», г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ.
Директор _______(Волкова-ЛубьяницкаяО.В.)
«____»______20___г.
Рабочая программа по геометрии
(базовый уровень)
для 10-ого класса
Составитель: Мынарева Галина Павловна,
учитель математики высшей категории
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» (геометрия) для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №8, учебного плана на 2019-2020 уч. год, с учетом авторской программы по геометрии для 10-11 класса под редакцией Т.А.Бурмистрова (М.: «Просвещение», 2016г.) и линии учебников издательства «Просвещение» 2018г.
Цели:
1) осознание математики как единой интегрированной науки, одной из составных частей которой является геометрия;
2) развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
3) овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения обучения в высшей школе;
4) воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики и геометрии в т. ч., эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
1) продолжение содержательной линии «Геометрия»; обеспечение преемственности курсов планиметрии и стереометрии;
2) изучение свойств пространственных фигур; формирование умений применять полученные знания для решения практических задач;
3) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
4) формирование понимания геометрии, несмотря на оперирование ею идеализированными образами реальных объектов, как важнейшей практико-ориентированной науки, знания которой необходимы во многих смежных дисциплинах и на стыке наук.
5) расширение возможностей для более эффективной и дифференцированной подготовки выпускников к итоговой аттестации и освоению программ высшего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрическое образование играет важную роль и в практической и в духовной жизни общества. Изучение раздела «Геометрия» в старшей школе — развивает у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств фигур на плоскости и в пространстве учит применять эти свойства к решению задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с пространственными телами и их свойствами; движение тел в пространстве и симметрии.
- развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
История развития геометрии дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о геометрии как части общечеловеческой культуры. Представление об основных исторических вехах возникновения и развитья этой науки, о судьбах великих открытий, знание имен людей, творивших, науку должно составлять интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Место изучения учебного предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю (68 часов в год)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Личностные:
1) воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного процесса.
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
6) овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной подготовки;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, и по аналогии) и делать выводы;
4) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
5) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
6) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
7) умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
8) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; Предметные:
1) осознание значения науки геометрии для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые геометрические умения и навыки, их применение к решению задач, предполагающее умения:
- формировать умение изображать фигуры в пространстве;
- формировать умение выполнять дополнительные построения, сечения, выбирать метод решения, проанализировать условие задачи;
- Умение решать задачи на построение сечений, нахождение угла между прямой и плоскостью; -развить умение владеть новыми понятиями, переводить аналитическую зависимость в наглядную форму и обратно;
- использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
- вычислять площади и объёмы фигур в пространстве;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул;
- читать и использовать информацию, предоставленную в виде таблицы, в графическом виде;
Содержание:
1.Некоторые сведения из планиметрии (12 часов)
Углы, отрезки, решение треугольников, теоремы Менелая и Чевы, эллипс, гипербола, парабола.
2.Введение (Аксиомы стереометрии и их следствия). (3 часов)
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
3. Параллельность прямых и плоскостей (16часов)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
4. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
5.Многогранники (14 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
6.Итоговое повторение. (6 часов)
Эллипс, гипербола, парабола. Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Некоторые сведения из планиметрии 12 ч | |||||
1 | Углы и отрезки связанные с окружностью | Решают задачи по данной теме. | |||
2 | Углы и отрезки связанные с окружностью | ||||
3 | Углы и отрезки связанные с окружностью | ||||
4 | Углы и отрезки связанные с окружностью | ||||
5 | Решение треугольников | Находят элементы треугольников. Применяют теоремы при решении задач. | |||
6 | Решение треугольников | ||||
7 | Решение треугольников | ||||
8 | Решение треугольников | ||||
9 | Теоремы Менелая и Чевы | Изучают теоремы. Решают задачи с использованием теорем | |||
10 | Теоремы Менелая и Чевы | ||||
11 | Эллипс, гипербола, парабола. | ||||
12 | Эллипс, гипербола, парабола. | ||||
Введение (Аксиомы стереометрии и их следствия). 3ч | |||||
13 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | Знакомятся с основные понятия стереометрии, распознают на чертежах и моделях пространственные формы | |||
14 | Некоторые следствия из аксиом. | Знакомятся со следствия из аксиом. Доказывают некоторые следствия из аксиом. Изучают основные понятия стереометрии Учатся применять аксиомы и следствия из них. | |||
15 | Некоторые следствия из аксиом. | ||||
Глава 1.Параллельность прямых и плоскостей. 16 ч. §1. Параллельность прямых, прямой и плоскости. | |||||
16 | Параллельные прямые в пространстве. | Знакомятся с определение параллельных прямых в пространстве. Анализируют в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых Изучают признак параллельности прямой и плоскости, их свойства. Описывают взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве Изучают признак параллельности прямой и плоскости. Применяют признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости. Решают задачи на параллельность прямой и плоскости. | |||
17 | Параллельность трех прямых. | ||||
18 | Параллельность прямой и плоскости | ||||
19 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости. | ||||
§2.Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. | |||||
20 | Скрещивающиеся прямые. | Изучают определение и признак скрещивающихся прямыми пространстве. Распознают на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые Изучают, как определяется угол между прямыми. Решают простейшие стереометрические задачи на нахождение углов между прямыми. Применяют все изученные формулы и теоремы при решении задач | |||
21 | Углы с сонаправленными сторонами. | ||||
22 | Угол между прямыми. | ||||
23 | Решение задач по теме «Угол между прямыми. » Контрольная работа №1 по теме «Взаимное расположение прямых . Угол между двумя прямыми.» 20минут | ||||
§3.Параллельность плоскостей. | |||||
24 | Параллельные плоскости. | Изучают определение, признак параллельности плоскостей, параллельных плоскостей. Учатся доказывать признак параллельности двух плоскостей, теорему существования и единственности плоскости, параллельной данной и проходящей через данную точку пространства; выполнять чертеж по условию задачи. | |||
25 | Свойства параллельных плоскостей. | ||||
§4. Тетраэдр и параллелепипед. | |||||
26 | Тетраэдр. | Знакомятся с элементами тетраэдра, параллелепипеда . Распознают на чертежах и моделях тетраэдр и изображают на плоскости Знакомятся со свойствами противоположных граней параллелепипеда и его диагоналей. Учатся распознавать на чертежах и моделях параллелепипед и изображать на плоскости Учатся строить сечение плоскостью. | |||
27 | Параллелепипед. | ||||
28 | Задачи на построение сечений. | ||||
29 | Задачи на построение сечений. | ||||
30 | Решение задач по теме « Сечения» | ||||
31 | Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед» | Применяют все изученные формулы и теоремы при решении задач | |||
Глава II.Перпендикулярность прямых и плоскостей. 17ч. §1.Перпендикулярность прямой и плоскости. | |||||
32 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | Знакомятся с определением перпендикулярных прямых в пространстве, прямой, перпендикулярной плоскости; доказательством и формулировками теорем. Учатся распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве; Знакомятся с признаком перпендикулярности прямой и плоскости.Учатся доказывать и применять при решении задач признак перпендикулярности прямой к плоскости Доказывают теоремы существования и единственности прямой, перпендикулярной к плоскости | |||
33 | Параллельные прямые, перпендикулярные плоскости | ||||
34 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | ||||
35 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | ||||
36 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | ||||
§2.Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | |||||
37 | Расстояние от точки до плоскости. | Знакомятся с понятием проекции произвольной фигуры, определении угла между прямой и плоскостью. Учатся изображать угол между прямой и плоскостью; находить наклонную, ее проекцию, знать длину перпендикуляра и угол наклона; находить угол между прямой и плоскостью. | |||
38 | Теорема о трех перпендикулярах. | ||||
39 | Теорема о трех перпендикулярах. | ||||
40 | Угол между прямой и плоскостью. | ||||
41 | Решение задач на применение теорем | ||||
42 | Решение задач на применение теорем | ||||
§3.Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | |||||
43 | Двугранный угол. | Знакомятся с определением и признаком перпендикулярности двух плоскостей Учатся строить линейный угол двугранного угла Знакомятся с определение прямоугольного параллелепипеда, куба, свойства прямоугольного параллелепипеда, куба и применяют при нахождении его диагоналей. Находят угол между диагональю куба и плоскостью одной из его граней; находить измерения прямоугольного параллелепипеда, угол между гранью и диагональным сеч. | |||
44 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | ||||
45 | Прямоугольный параллелепипед. | ||||
46 | Трехгранный и многогранный угол | ||||
47 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | ||||
48 | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | Применяют все изученные формулы и теоремы при решении задач | |||
Глава III.Многогранники. 14ч. §1.Понятие многогранника. Призма. | |||||
49 | Понятие многогранника. Геометрическое тело | Знакомятся с элементами многогранника: вершины, ребра, грани; определение правильной призмы; площади поверхности призмы. Изображают правильную призму на чертежах, строить ее сечение; находить полную и боковую поверхности правильной n-угольной призмы при n=3,4,6. | |||
50 | Теорема Эйлера | ||||
51 | Призма | ||||
§2.Пирамида. | |||||
52 | Пирамида. | Знакомятся с определение пирамиды, ее элементов; усеченной пирамиды; площади поверхности. Изображают пирамиду на чертежах; строят сечение плоскостью, параллельной основанию и проходящее через вершину и диагональ основания; | |||
53 | Правильная пирамида. | ||||
54 | Усеченная пирамида. | ||||
55 | Площадь поверхности пирамиды. | ||||
§3.Правильные многогранники. | |||||
56 | Симметрия в пространстве. | Знакомятся с видами симметрии в пространстве; основными многогранниками Определяют центры симметрии, оси симметрии, плоскости симметрии для куба и параллелепипеда; распознают на моделях и чертежах, выполняют чертежи по условию задачи. | |||
57 | Понятие правильного многогранника. | ||||
58 | Элементы симметрии правильных многогранников. | ||||
59 | Решение задач по теме «Правильные многогранники.» | ||||
60 | Решение задач по теме «Правильные многогранники.» | ||||
61 | Контрольная работа №4 по теме «Правильные многогранники» | Применяют все изученные формулы и теоремы при решении задач | |||
62 | Решение задач по теме «Правильные многогранники.» | ||||
Итоговое повторение. 6 ч. | |||||
63 | Повторение по теме: «Аксиомы стереометрии и их следствия». | Повторяют и обобщают курс геометрии за 10 класс Применяют все изученные формулы и теоремы при решении задач | |||
64 | Повторение по теме: «Параллельность прямых и плоскостей». | ||||
65 | Повторение «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | ||||
66 | Повторение «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | ||||
67 | Повторение по теме:«Многогранники» | ||||
68 | Повторение по теме:«Многогранники» |
Описание учебно-методического и материально технического обеспечения
1. Сборник рабочих программ «Геометрия 10-11 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова Москва «Просвещение» 2016
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11классы: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2017
3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 10-11 классах. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2017г.
4. И.Ершова, «Самостоятельные и контрольные работы» «Илекса» 2018г
Интернет-ресурсы.
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
- Олимпиадные задачи по математике: база данных. – Режим доступа :http://zaba.ru
- Сайты энциклопедий. – Режим доступа: http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научится:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Обучающиеся получит возможность:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа
объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для новой информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении проблем.
- узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
- узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития возникновения и развития геометрии;
- применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
физико-математического цикла
от «____»____20___г. № ____
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
________(Семенова М.С.)
«____»_____20___г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10 А класса
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии (базовый уровень). 8 класс.
Содержание разработанного курса, цели и требования к уровню обучения обучающихся соответствуют программе по геометрии “Рабочая программа по геометрии. 8 класс” / Сост. Г.И.Маслакова. – М.: ВАКО,...
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) 10-11 класс
Рабочая учебная программа на базовом уровне по геометрии для обучения в 10-11 классах составлена на 140 часов из расчета 70 ч. в 10 классе (35•2=70) и 70 ч. в 11 классе (35•2=30)...