Методическая разработка урока по геометрии на тему "Площадь трапеции", 8 класс
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Кунденок Елена Анатольевна

Урок геометрии 8 класс «Площадь трапеции»

Цели (задачи) урока

образовательные: раскрыть содержание понятия «высота трапеции» на уровне способов действия; сформировать способы деятельности по решению задач на использование формулы площади трапеции через ее основание и высоту.

развивающие:

Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах, математическую речь.

воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.

Результаты урока

Предметные:  знание учащимися определения «высота трапеции», умение строить высоту фигуры, обозначать ее на чертеже, выбирать отрезок, являющийся высотой с опорой на определение понятия «высота», умение записывать формулу площади.

Метапредметные:  Формирование УУД: целеполагание планирование решения проблемы. Рефлексия, подведение под понятие, построение высказываний, обобщение, формулирование проблемы.

Личностные:

проявление любознательности и заинтересованности в изучении новой темы.

Тип урока, педагогическая технология: изучение нового материала, технология проблемного диалога.

Оборудование урока:

Учебник: Геометрия 7 - 9 кл. : учебник  для общеобразовательных  учреждений / Атанасян Л.С. и др. – М. : Мнемозина, 2017. , письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку.

Опорные понятия, термины:

квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, площадь квадрата, площадь треугольника, площадь прямоугольника, площадь параллелограмма, высота треугольника и параллелограмма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок геометрии 8 класс «Площадь трапеции»

Цели (задачи) урока

образовательные: раскрыть содержание понятия «высота трапеции» на уровне способов действия; сформировать способы деятельности по решению задач на использование формулы площади трапеции через ее основание и высоту.

развивающие:

Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах, математическую речь.

воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.

Результаты урока

Предметные:  знание учащимися определения «высота трапеции», умение строить высоту фигуры, обозначать ее на чертеже, выбирать отрезок, являющийся высотой с опорой на определение понятия «высота», умение записывать формулу площади.

Метапредметные:  Формирование УУД: целеполагание планирование решения проблемы. Рефлексия, подведение под понятие, построение высказываний, обобщение, формулирование проблемы.

Личностные:

проявление любознательности и заинтересованности в изучении новой темы.

Тип урока, педагогическая технология: изучение нового материала, технология проблемного диалога.

Оборудование урока:

Учебник: Геометрия 7 - 9 кл. : учебник  для общеобразовательных  учреждений / Атанасян Л.С. и др. – М. : Мнемозина, 2017. , письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку.

Опорные понятия, термины:

квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, площадь квадрата, площадь треугольника, площадь прямоугольника, площадь параллелограмма, высота треугольника и параллелограмма.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

  1.  Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы

1.   Сегодня мы завершаем изучение площадей многоугольников. На доске вы видите фигуры, для каждой соотнесите её номер и номер  формулы для нахождения её площади.  СЛАЙД №2

1. Описание: Площадь треугольника через основание и высоту        2.  Описание: Площадь параллелограмма по основанию и высоте параллелограмма

3 kvadrat21 Описание: Площадь квадрата через его сторону      4. Описание: Площадь прямоугольника через две стороны5. Описание: Прямоугольный треугольник

3) S= ah           4) S=ah     5)  S=    2) S=a2    1) S=ab  6) S=

-Проверьте себя: СЛАЙД №3

ОТВЕТ:  1-3;  2-4;  3-2;  4-1;     5-6;    

За каждый верный ответ поставьте себе по 1 баллу.

2.

-Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке. СЛАЙД №4

-Площадь какой фигуры надо найти? (Площадь трапеции)

- Итак, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока: Площадь трапеции.)

- Какие задачи вы ставите  перед собой  на урок? (Узнать формулу для нахождения площади трапеции, научиться решать задачи на нахождение площади трапеции.)

-Вспомним, что такое трапеция? Как называются ее элементы?  

III. Решение задачи с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала  (работа в парах)

  • У вас на парте лежат два треугольника, сложите из них трапецию. У вас должно получиться следующее: СЛАЙД №5
  • С помощью какого свойства площадей мы можем найти площадь данной трапеции? (Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников)
  • Чему равна площадь получившейся трапеции по свойству?

S трапеции=S треугольника +S треугольника

Условие задачи на  доске. Задача решается в парах  с последующим коллективным обсуждением решения. СЛАЙД №6

При решении задачи используйте знания, полученные ранее.

Задача. Найдите площадь трапеции ABCD, если основания AD и ВС равны соответственно 12 см и 8 см, боковая сторона АВ равна 6 см, А = 30°.

Описание: https://ppt4web.ru/images/1469/42867/310/img8.jpg

- По условию задачи не сказано, что трапеция равнобедренная!

Решение: 

- Что можно сделать с трапецией? (Провести диагональ, получится 2 треугольника) Проведите диагональ BD!

-Что должно быть известно, чтобы мы могли найти площадь треугольника? СЛАЙД №7

Описание: https://compendium.su/mathematics/8klass/8klass.files/image124.jpg    см2

Проведем высоту ВК в треугольнике ABD, которая равна высоте в треугольнике BCD, то есть ВК = DH.

Описание: https://compendium.su/mathematics/8klass/8klass.files/image125.jpg

BKDH - прямоугольник, поэтому ВК = DH, тогда Описание: https://compendium.su/mathematics/8klass/8klass.files/image126.jpg

Найдем ВК из прямоугольного треугольника АВК, в котором A = 30°, АВ = 6 см; Описание: https://compendium.su/mathematics/8klass/8klass.files/image127.jpg

 SABCD =2

Ответ: SABCD = 30 см2

Вывод 1: Как удалось найти площадь трапеции, не зная ее формулы?

План: 1) Провели диагональ и разбили на два треугольника.2) Нашли площадь каждого

3) Сложили площади

Вывод 2: Какие теоретические факты были использованы?

1. Площадь фигуры  равна  сумме площадей фигур, из которых она состоит.

2. S= ah  

  Микро итог : В ходе решения задачи мы получили формулу, при помощи которой можно рассчитать площадь указанной трапеции. А можно ли данную формулу распространить на вычисление площади любой трапеции?

Ответы учеников: Да, можно

IV этап. Изучение нового материала    

-Подумаем, какие элементы трапеции надо знать, чтобы найти ее площадь? (Основания и высоту)

-Постройте трапецию и выделите ее основания. Постройте отрезок, который по вашему мнению является высотой трапеции. (Ученики делают чертежи на доске и в тетрадях)

-Постройте все высоты трапеции, сколько их? Что называется высотой трапеции?

Ученики записывают определение в тетрадь СЛАЙД №8

Определение Высота трапеции – это перпендикуляр, проведенный из любой точки одного основания на прямую, содержащую другое основание.

Длина высоты – расстояние между основаниями.

Подведем итоги:

- Что нужно знать, чтобы найти площадь трапеции? (длины оснований и высоту)

-Сформулируйте теорему о том, что площадь трапеции равна (произведению полусуммы оснований на высоту). 

Сравните полученную формулу и формулировку с предложенными в учебнике (стр.127). Каждый ученик записывает в тетрадь формулу площади трапеции и формулировку

-Прочитайте формулу несколькими способами (площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту; половина высоты умноженная на сумму оснований; произведение суммы оснований и высоты, деленная на два)

Учащиеся записывают формулу в тетрадь:    S=

Cсамостоятельно  разберите доказательство теоремы по учебнику .    

Вспомним еще раз план доказательства теоремы.

V Физкультминутка –ПРОВЕДЕМ ГИМНАСТИКУ для ГЛАЗ СЛАЙД №9

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

VI. Решение задач на закрепление изученной формулы СЛАЙД №9,10,11,12

        1.Описание: 5

Описание: 1

Описание: 6Описание: 2

Задача 3. Решить задачу. Дана трапеция, в которой основания равны 2 и 7, а площадь 18. Найти высоту.   Ответ: высота равна 4.

Проверьте свои ответы СЛАЙД №14.

У кого возникли вопросы при решении задачи №4? СЛАЙД №15

За каждую правильно решенную задачу поставьте по 2 балла.

2. Решить № 480 (в) (самостоятельно в парах, с последующей проверкой) СЛАЙД №16

Описание: C:\Users\Ekaterina\Desktop\А-8 класс, урок\Площадь трапеции\480_2.png

VII Итоги урока. Рефлексия: СЛАЙД №17

Домашнее задание: § 2, вопрос 7, с. 133; № 518, 481 

Подведите итог своей работы и поставьте сами себе оценки СЛАЙД №18

1) Что мы открыли сегодня на уроке?

Длины каких отрезков в трапеции мы должны знать, чтобы по формуле найти ее площадь?

Дайте словесное описание формулы нахождения площади трапеции.

Запишите формулу для нахождения площади трапеции.

Какой приём использовали для доказательства?

СЛАЙД №19

2) Обведите те высказывания, которые для вас являются истинными:

  1. Данная тема мне понятна.
  2. Я знаю, что такое высота трапеции и могу ее построить.
  3. Я знаю, как найти площадь трапеции.
  4. Я доволен своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Методическая разработка урока по геометрии «Площадь трапеции». (8 класс)

Методическая разработка урока по математике «Площадь трапеции». (9 класс)...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...