Рабочая программа по геометрии к УМК А.Г. Мерзляк
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по геометрии 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по геометрии 8 класс (Математика: программы: 5-11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Ярик и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 152 с.).
Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение геометрии объемом 70 ч (2 ч/нед, 35 учебных недель) и соответствует требованиям ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_geometriya_merzlyak_70_ch.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» и авторской программы по геометрии 8 класс (Математика: программы: 5-11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Ярик и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 152 с.).
Место предмета в учебном плане
Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение геометрии объемом 70 ч (2 ч/нед, 35 учебных недель) и соответствует требованиям ФГОС ООО. Указанное количество часов в КТП по разделам полностью совпадает с количеством часов, предложенным автором рабочей программы и не включает каких – либо изменений.
Цели и задачи курса.
Основными целями курса геометрии для 8 классов, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, являются:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
создание для каждого ребёнка возможности высокого уровня математической подготовки;
- ознакомление с тремя этапами математического моделирования при описании реальной ситуации на математическом языке;
- развитие вычислительной культуры школьников, обучение различным приемам выполнения действий с дробями, вычислениям с процентами;
- систематическое изучение буквенного исчисления, что мотивировано опытом работы с числами, осознанием и обобщением приемов вычислений;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Соответственно, задачами данного курса являются:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгебраического и эвристического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учётом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы: индивидуальной, групповой, фронтальной.
Общая характеристика учебного процесса
Содержание курса геометрии в 8 классе представлено в виде следующих разделов: «Четырехугольники», «Подобие треугольников», «Решение прямоугольных треугольников», «Многоугольники. Площадь многоугольника».
Содержание раздела «Четырехугольники» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела – развить у учащихся воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств для решения задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально - логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание раздела «Подобие треугольников» даёт представление учащимся о том, что признаки подобия треугольников являются одним из основных рабочих аппаратов всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем, а также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск подобных треугольников – обоснование их подобия с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из подобия треугольников. Применение признаков подобия треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений.
При изучении раздела «Решение прямоугольных треугольников» учащиеся знакомятся с определениями синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойствами, выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Содержание этого раздела широко используется в дальнейшем при изучении курса стереометрии. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема Пифагора.
При изучении раздела «Многоугольники. Площадь многоугольника» учащиеся учатся решать задачи на вычисление площади многоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции.
Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:
- технология коммуникативного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающих технологии.
Методы обучения:
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- объяснительно – иллюстративный.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении различных задач.
метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющийся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, обобщать;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение, делать выводы;
- умение иллюстрировать изученные понятия и свойства, опровергать неверные рассуждения;
- представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
предметные:
- осознание значения геометрии в повседневной жизни человека;
- представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о е значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом, (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению задач различных видов.
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчёты.
Четырёхугольники
Ученик научится:
Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника. Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы. Формулировать: определения параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника; свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника; признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Доказывать теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач.
Ученик получит возможность:
Углубления и развития представлений о плоских геометрических фигурах: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
Овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов.
Приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Подобие треугольников
Ученик научится:
Распознавать подобные геометрические фигуры, аргументировать суждения, используя определения, признаки подобия треугольников;
Изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат;
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать свойства подобия треугольников для решения задач практического содержания.
Ученик получит возможность:
Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
Строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
Применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
Решение прямоугольных треугольников.
Ученик научится:
Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.
Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.
Решать прямоугольные треугольники.
Доказывать: теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
Ученик получит возможность:
Приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач
Многоугольники. Площадь многоугольника.
Ученик научится:
Пояснять, что такое площадь многоугольника.
Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Формулировать: определения вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников; основные свойства площади многоугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
Ученик получит возможность:
Вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников; применять алгебраический и тригонометрический аппарат при решении задач на вычисление площадей многоугольников
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. Четырёхугольники
Четырёхугольник и его элементы, параллелограмм. Свойства параллелограмма, признаки параллелограмма, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырёхугольники.
2. Подобие треугольников
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников. Второй и третий признаки подобия треугольников.
3. Решение прямоугольных треугольников
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
4. Многоугольники. Площадь многоугольника
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.
5. Повторение и систематизация учебного материала
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Четырёхугольники. | 22 |
2 | Подобие треугольников. | 16 |
3 | Решение прямоугольных треугольников. | 14 |
4 | Многоугольники. Площадь многоугольника | 10 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 8 |
Итого | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по геометрии
8 «Б» класс
(реализация ФГОС ООО)
№ п/п | Тема урока | Дата урока | |
по плану | по факту | ||
I триместр | |||
Глава 1. Четырехугольники (22 ч.) | |||
1 | Инструктаж по ТБ на уроках геометрии. Четырехугольник и его элементы | 05.09.18 | |
2 | Решение задач | 07.09.18 | |
3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 12.09.18 | |
4 | Решение задач | 14.09.18 | |
5 | Признаки параллелограмма | 19.09.18 | |
6 | Решение задач | 21.09.18 | |
7 | Прямоугольник | 26.09.18 | |
8 | Решение задач | 28.09.18 | |
9 | Ромб | 03.10.18 | |
10 | Решение задач | 05.10.18 | |
11 | Квадрат | 10.10.18 | |
12 | Контрольная работа №1 «Параллелограмм и его виды» | 12.10.18 | |
13 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 17.10.18 | |
14 | Трапеция | 19.10.18 | |
15 | Свойства равнобокой трапеции | 24.10.18 | |
16 | Свойство средней линии трапеции | 26.10.18 | |
II триместр | |||
17 | Решение задач | 07.11.18 | |
18 | Центральные и вписанные углы | 09.11.18 | |
19 | Решение задач | 14.11.18 | |
20 | Описанная и вписанная окружности четырехугольника | 16.11.18 | |
21 | Решение задач | 21.11.18 | |
22 | Контрольная работа №2 «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники» | 23.11.18 | |
Глава II. Подобие треугольников (16 ч.) | |||
23 | Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 28.11.18 | |
24 | Свойство медиан треугольника | 30.11.18 | |
25 | Свойство биссектрисы треугольника | 05.12.18 | |
26 | Решение задач на закрепление свойства биссектрисы треугольника | 07.12.18 | |
27 | Решение практических задач | 12.12.18 | |
28 | Решение задач | 14.12.18 | |
29 | Подобные треугольники | 19.12.18 | |
30 | Первый признак подобия треугольников | 21.12.18 | |
31 | Применение первого признака подобия при решении задач | 26.12.18 | |
32 | Применение первого признака подобия при решении задач | 28.12.18 | |
33 | Решение практических задач | 09.01.19 | |
34 | Решение задач | 11.01.19 | |
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 16.01.19 | |
36 | Решение практических задач | 18.01.19 | |
37 | Решение задач | 23.01.19 | |
38 | Контрольная работа №3 «Теорема Фалеса. Подобие треугольников» | 25.01.19 | |
Глава III. Решение прямоугольных треугольников (14 ч.) | |||
39 | Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 30.01.19 | |
40 | Теорема Пифагора | 01.02.19 | |
41 | Применение теоремы Пифагора | 06.02.19 | |
42 | Применение теоремы Пифагора при решении задач | 08.02.19 | |
43 | Решение практических задач | 13.02.19 | |
44 | Решение задач | 15.02.19 | |
III триместр | |||
45 | Решение задач | 26.02.19 | |
46 | Контрольная работа №4 «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» | 01.03.19 | |
47 | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 06.03.19 | |
48 | Решение задач | 13.03.19 | |
49 | Решение прямоугольных треугольников | 15.03.19 | |
50 | Решение прямоугольных треугольников | 15.03.19 | |
51 | Решение задач | 20.03.19 | |
52 | Контрольная работа №5 «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников» | 22.03.19 | |
Глава IV. Многоугольники. Площадь многоугольника (10 ч.) | |||
53 | Анализ контрольной работы. Многоугольники | 27.03.19 | |
54 | Понятие площади многоугольника | 27.03.19 | |
55 | Площадь параллелограмма | 29.03.19 | |
56 | Решение задач | 03.04.19 | |
57 | Площадь треугольника | 05.04.19 | |
58 | Решение задач | 17.04.19 | |
59 | Площадь трапеции | 19.04.19 | |
60 | Решение задач | 24.04.19 | |
61 | Решение задач | 24.04.19 | |
62 | Контрольная работа №6 «Многоугольники. Площадь многоугольника» | 26.04.19 | |
Повторение (8 ч.) | |||
63 | Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Четырёхугольники» | 08.05.19 | |
64 | Повторение по теме: «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники» | 15.05.19 | |
65 | Итоговая контрольная работа | 17.05.19 | |
66 | Анализ итоговой контрольной работы. Повторение по теме: «Подобные треугольники» | 22.05.19 | |
67 | Повторение по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 24.05.19 | |
68 | Повторение по теме: «Площадь многоугольника» | 28.05.19 | |
69 | Решение задач по темам всего курса | 31.05.19 | |
70 | Обобщение материала | 31.05.19 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
-компьютер (АРМ учителя);
-проектор;
-интерактивная доска.
-мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;
-электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
-инструментальная среда по математике.
-комплект чертёжных инструментов, комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных),
-комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Список учебно – методической литературы:
1. Геометрия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, . – М.: Вентана-Граф, 2016.
2. Геометрия 8 класс: методическое пособие/ Е,В,Буцко, А.Г.Мерзляк –М.:Вентанва-Граф, 2014.
3. Математика:программы:5-11 класс/А.Г.Мерзляк-М.:Вентана-Граф, 2017.
4. Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.
Дополнительная литература:
для учителя
1.Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.
3.Иченская М.А. Геометрия. 7–9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.
4.Методические разработки (www.festival.1september.ru)
5.Уроки, конспекты (www.pedsovet.ru)
6.«Учитель»: www.uchitel-izd.ru
для ученика
1.Сборники тестовых заданий по подготовке к экзамену (www.yaklass.ru)
2.Электронные демонстрационные варианты по подготовке к экзамену (www. egeurok.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 -9 класс УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С.
Рабочая программа по геометрии 7 -9 класс УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С....
Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк
Рабочая программа составлена на основе:1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по геометрии 7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа по геометрии 7-9. А.Г. Мерзляк 2 часа в неделю, ФГОС
Рабочая программа к учебнику А.Г. Мерзляк геометрия 7,8,9 классы, ФГОС...
Рабочая программа по геометрии 9 класс А.Г.Мерзляк, всего 68 час, 2 часа в неделю
Программа составлена исходя из следующих целей изучения геометрии в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:...