Конспект АМО-урока по геометрии в 7 классе: «Свойства равнобедренного треугольника»
методическая разработка по геометрии (7 класс)
Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Актуальность методов активного обучения заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие творческих и коммуникативных способностей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5_2_shablon.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Красовская Оксана Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ №4» | |
Предмет | Геометрия | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 7 класс, общеобразовательный, количество учащихся 17 человек | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | «Свойства равнобедренного треугольника» | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Геометрия: учебник Геометрия 7-9, ав.Атанасян Л.С., 22-е издание, Просвещение, 2014г | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок ознакомления с новым материалом. Первый урок по теме «Свойства равнобедренного треугольника» | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В классе обучается 17 учеников. Отличительной возрастной особенностью семиклассников является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение групповых форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания. Данный класс по уровню обученности можно разделить на 3 группы. Первая группа – это группа, для которой характерен высокий уровень обученности. В эту группу входит 4 ученика. Учащиеся проявляют желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне, отличается высокой организованностью, умением обобщать, выделять главное, сравнивать. Вторая группа – это группа, состоящая из учеников со средним уровнем обученности. Данная группа состоит из 4 учащихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. Последнюю группу составляют 9 учеников. Они стараются приобрести знания, но пробелы им мешают. | |
Цели урока/ занятия | Создать условия для изучиния и доказательства свойств равнобедренного треугольника и их применения | |
Задачи урока/ занятия | образовательные:
развивающие:
воспитательные:
| |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Знать: Знать понятия: равнобедренный треугольник, боковые стороны, основание, равносторонний треугольник. Знать теоремы и свойства равнобедренных треугольников Уметь: решать задачи на нахождение углов и длин сторон в равнобедренных и равносторонних треугольниках; решать задачи на построение равнобедренных и равносторонних треугольников. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Актуализация: Понятия равнобедренного треугольника, боковых сторон, основания, теоремы и свойства Усвоение нового материала: Понятия равнобедренного треугольника, боковых сторон, основания, теоремы и свойства Решение практических задач. Закрепление: Знать определения равнобедренных и равносторонних треугольников ,их теоремы и свойства, уметь применять полученные знания к решению задач. |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создать благоприятную психологическую обстановку для приветствия и определение настроения каждого и группы в целом | 1 мин | «Возьмемся за руки друзья!» | адаптированный | Создание дружественной атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды. В начале урока учитель предлагает всем обучающимся взяться за руки. | «Здравствуйте, я рада приветствовать вас на этом уроке. Давайте возьмёмся за руки и передадим своё тепло соседям. И я надеюсь, что это тёплое отношение друг к другу вы пронесёте через весь урок». (Дети берутся за руки). «Кто отсутствует сегодня на уроке?» (Староста класса называет отсутствующих и причину их отсутствия.Учитель фиксирует отсутствующих). | Личностные: самоопределение ; смыслообразование. Познавательные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | - Коммуникативная - Социальная | Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке |
Целеполагание | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 3 мин | Пазл | заимствованный | Цель - Обеспечение мотивации и обучения и осмысленности процесса обучения, определение цели урока, сообщение того, с чем предстоит познакомиться. Необходимые материалы - Пазл с рисунком темы В начале урока зафиксировать у учащихся мотивы предыдущих достижений. - Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. - Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. Учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостоющий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных пазлах и тем самым догадаться какая сегодня будет тема урока и сформулировать цели урока. | Известный математик, автор учебников «Геометрия» Игорь Федорович Шарыгин сказал: «Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – треугольник. Он неисчерпаем, как и вселенная». Знакомый всем треугольник по праву считается простейшей из фигур. Но он таит в себе много интересного и загадочного. Простая ли это фигура треугольник: три вершины, три стороны, три угла? А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем вычислять площади треугольников, применять теорему косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, и многое ещё осталось загадочным для вас. Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного | Личностные: действие смыслообразования, эмоциональное осознание себя и окружающего, использование воображения. Регулятивные: прогнозирование, оценка, планирование Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. | Метод АМО способствовал формулированию целеполагания | |
Выяснение ожиданий и опасений | Выявить ожидания и опасения обучающихся на занятии | 5 мин | В яблочко | заимствованный | Цель - Учащиеся самостоятельно формулируют, что они ожидают от урока, узнают об ожиданиях других учащихся. На протяжении урока видят свое продвижение вперед. Необходимые материалы - Скотч, фломастера, шаблоны мишеней Предварительная подготовка - Заранее приготовить шаблоны мишеней. В мишени «мимо» участники пишут опасения, в мишени «1-2» ,что хотят избежать, «8-9»- надежды пожелания, яблочко-что побудет к активным действиям | А готовы ли вы к научным познаниям? Готовы ли разгадать тайны равнобедренного треугольника?Поделитесь своими ожиданиями и опасениями | Личностные: понимание своих ожиданий и опасений. Регулятивные: Прогнозирование результатов своих достижений. Коммуникативные: Умение ясно выражать свои мысли. | Ценностно-смысловые: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков | Отличие Идет осознанный процесс осмысления действий. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивная лекция | Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала | 20 мин | Совет мудрецов | заимствованный | Цели задачи использования метода – получение новых знаний по теме. Ученикам демонстрируется презентация, даётся определение понятия равнобедренный и равносторонний треугольники,описываются их свойства и теоремы. После каждого блока информации презентация останавливается, объявляется «интеллектуальная пауза», в течение которой учащиеся могут высказать своё мнение о возможном применение полученных знаний. | Определение равнобедренного треугольника Определение: Равнобедренным называется треугольник, у которого равны две стороны. АВ = АС – боковые стороны. ВС – основание. Площадь равнобедренного треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Определение равностороннего треугольника Определение: Равносторонним называется треугольник, у которого все три стороны равны. АВ = ВС = СА. Площадь равностороннего треугольника равна Теорема о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника Теорема 1: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Дано: АВ = АС. Доказать: ∠В =∠С. Доказательство: треугольник АВС = треугольнику АСВ по первому признаку (по двум равным сторонам и углу между ними). Из равенства треугольников следует равенство всех соответствующих элементов. Значит, ∠В = ∠С, что и требовалось доказать. Теорема о биссектрисе (медиане, высоте), проведенной к основанию равнобедренного треугольника В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой. Попробуйте самостоятельно доказать эту теорему. | Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику. Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений. Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других. | Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности. Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе. | Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в исследовательскую деятельность. При анализе деятельности учащихся в группах учитываются не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при выдвижении гипотез и теоретического обоснования полученных закономерностей. |
Проработка содержания темы | Структурирование информации | 8 мин | Проблема-обсуждение-ответ | заимствованный | Цель - Структурирование информации, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в новую тему “Свойства равнобедренного треугольника” Ученикам предлагается решить задачи на построение равнобедренных и равносторонних треугольников. Предложить обсудить проблему, как можно использовать свойства равнобедренных треугольников в задачах на нахождение углов или доказательстве о равенстве треугольников. Осуществляется систематизация изученного материала. | – Вот мы и выяснили свойства равнобедренного треугольника. А теперь запомним эти правила, выполняя конкретные задания. Работаем с текстом учебника. Вспомним всё, что мы узнали на уроке и попробуем применить эти знания к построению равнобедренных треугольников. Постройте прямоугольный равнобедренный треугольник,и скажите чему будут равны его углы; затем равносторонний и также посчитайте чему равны его углы. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вести диалог, умение работать в группе, способность к сотрудничеству. Познавательные УУД: общеучебные – умение строить речевое высказывание, умение извлекать информацию из прочитанных текстов; логические - анализ, логическое мышление. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция. Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, развитие мотивации, развитие творческих способностей. | Информационная компетентность: умение поиска и преобразования информации. Учебно-познавательная компетентность: умение осуществлять целеполагание, планирование, самоконтроль учебной деятельности. Социальная компетентность: способность к сотрудничеству и кооперации с другими людьми, направленная на достижение единой цели. | ||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снять усталость и напряжение | 5 мин | Сдвинь стену | заимствованный | Цель: переключить внимание учащихся, расслабиться, снять напряжение Ученики поочередно толкают стену, пытаясь как бы сдвинуть ее с места. Учитель предлагает обратить внимание,что толкая стену можно между учеником и стеной увидеть треугольник | - Ребята, давайте попробуем построить треугольник между нами и стеной и полом.Как вы думаете у нас получится? -Конечно. -А в каком случае можно будет сказать что наши треугольники равнобедренные? Если стена с полом образуют 90 градусов,а наш треугольник равнобедреннй,то чему будут равны оставшиеся углы? -Они будут по 45 градусов.. | Личностные: укрепление мотивации | ||
Рефлексия. Подведение итогов | Оценить свою деятельность на уроке | 5 мин | Оцени себя свою меткость | заимствованный | Цель: оценить свою деятельность на уроке Проведение: обучающимся предлагается вернуться к своим мишеняможиданий и опасений проговорить, что удалось, что не удалось, отмечаете успехи всей группы в освоении данной темы и каждого учащегося в частности. Приучайте учащихся к рефлексии и саморефлексии. В заключение вы в нескольких словах обобщаете полученные знания и навыки. | Наш урок подходит к концу. Вернемся к целям урока, просмотрите на свои мишени, оправдались ли ваши опасения? Или были напрасны? Достигли вы своих целей? Давайте нарисуем новую мишень и в центре впишем наши достижения. Домашнее задание на доске | Коммуникативные: умение ясно выражать свою мысль. Личностные: понимание ценности знания. Регулятивные: умение оценивать результат деятельности. | Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности. Социальная компетентность:способность к анализу. | Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| а.АМО обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего урока, позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. б.Интенсивное групповое взаимодействие учеников позволяет вовлечь в образовательный процесс всех обучающихся. Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Работа в команде, совместная исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Личностные: установление личностного контакта между обучающимися, понимание цели учения, понимание своих ожиданий и опасений . Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, выражение своих чувств, мыслей и потребностей. Регулятивные: прогнозирование результатов своих достижений. Предметные: знать определение и свойства равнобедренного треугольника, уметь решать задачи Метапредметные: умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логические высказывания, делать выводы, проводить анализ информации. Коммуникативные: уметь работать в группах. Познавательные УУД: общеучебные- логические: анализ, логическое мышление,умение извлекать и передавать информацию. На первом этапе учащиеся вводятся в тему. На второй фазе дети получают новый материал. В третьей фазе учащиеся приобретают навыки рефлексии и саморефлексии. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, эффективность образовательного процесса. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Урок, проведенный в режиме технологии АМО, позволил вовлечь обучающихся в активную учебно – познавательную деятельность, формировать коммуникативную компетентность. Значительно повысилась результативность урока, создана комфортная атмосфера на уроке, положительная мотивация. |
Методическая ценность урока/занятия | Созданы условия для личностного роста учащихся, раскрытия их творческого потенциала и поддержания мотивации к изучению геометрии |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Компьютер, презентация, |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Учебник «Геометрия 7-9» Атанасян |
Примечания автора/ов |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 7 классе "Свойства равнобедренного треугольника"
Конспект урока и презентация к уроку геометрии в 7 классе "Свойства равнобедренного треугольника"...
Урок геометрии по теме "Свойства равнобедренного треугольника" 7 класс
На уроке показан деятельностный подход в обучении геометрии : сформулирована проблема, выполнена исследовательская работа.Показаны разные виды работ: самостоятельная, индивидуальная, дифференцированна...
«Мой лучший урок» в контексте ФГОС ООО Геометрия 7 класс."Свойства равнобедренного треугольника".
Геометрия, 7 класс по учебнику Атанасян Л.С..Раздел: "Медиана, биссектриса, высота треугольника". Урок "открытия" новых знаний по теме " Свойства равнобедренного треугольника"...
Конспект урока геометрии по теме "Свойства равнобедренного треугольника" в 7 классе.
Материал содержит конспект урока и демострационную часть в виде презентации к уроку....
Урок геометрии 7 класс Тема: «Равнобедренный треугольник и его свойства»
(Путешествие в страну Геометрия)...
Конспект урока по геометрии 7 класс "Свойства хорды"
Методический материал для учителей....
Презентация к уроку геометрии для 7 класса "Свойства равнобедренного треугольника"
Данная презентация направлена на изучение свойств равнобедренного треугольника, отработку данных свойств при решении практических задач....