Урок геометрии по теме "Свойства равнобедренного треугольника" 7 класс
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Лапухина Наталья Михайловна

На уроке показан деятельностный подход в обучении геометрии : сформулирована проблема, выполнена исследовательская работа.

Показаны разные виды работ: самостоятельная, индивидуальная, дифференцированная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока геометрии

1.Пояснение.

Урок в 7 классе по учебнику Л.С.Атанасяна. Работаю в данном классе третий год. Класс общеобразовательный с углубленным изучением математики. Следующие особенности обучающихся:

  • По качеству знаний по математике выделяются две группы детей из 27: 21 учащийся на базовом уровне, 6 учащихся на повышенном уровне;
  • Не любят работать в парах и группах, предпочитают индивидуальную работу – 3 учащихся;
  • Отличная и хорошая оценка в журнале для многих ребят данного класса очень важна, она важнее фактических знаний и умений (качество, которое требует корректировки – перевода на адекватную самооценку)
  • Весь класс владеет ИКТ;
  • Темп работы класса достаточно высокий.

Данный урок  первый по теме «Свойства равнобедренного треугольника»

2.Дата проведения урока: 26 ноября 2014

3.Тема урока: «Свойства равнобедренного треугольника».

4. Тип урока: Изучение нового материала.

5. Источники информации и оборудование урока:

  •  «Геометрия 7-9», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, авт.-сост. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина, Москва,  «Просвещение»,2012.
  • Геометрия  «Рабочая тетрадь», 7 класс, Л.С. Атанасян, Москва, «Просвещение», 2014.
  • Поурочные разработки по геометрии, 7 класс, Н.Ф.Гаврилова; Москва «ВАКО», 2006.
  • Презентация по теме «Свойства равнобедренного треугольника».
  • Интерактивная доска.
  • Раздаточный материал.

6. Цели урока: 

Образовательные:  Обучающиеся должны знать свойство углов при основании равнобедренного треугольника, что медианы, биссектрисы и высоты, проведённые к основанию, совпадают, должны уметь применять изученные свойства на первом уровне.

Развивающие: развивать интерес к предмету, навыки исследовательской деятельности, самоконтроля и самооценки, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, паре, чувство ответственности каждого за конечный результат работы.

7. Задачи урока:

  1. Повторить ранее изученный материал по теме «Равнобедренный треугольник»
  2. Вывести класс на проблему.
  3. Сформулировать проблему и наметить пути её решения.
  4. Работая в парах, доказать свойство равнобедренного треугольника: углы при основании равны.
  5. Работая в группах, доказать свойство равнобедренного треугольника о медиане, биссектрисе и высоте, проведённой к основанию.
  6. Применить полученные знания при решении задач (устно и письменно)
  7.  Организовать рефлексию собственной деятельности по изучению новой темы.

8.Предполагаемый конечный результат: к концу урока все обучающиеся должны научиться сопоставлять собственную цель и конечный результат, должны уметь применять свойства равнобедренного треугольника при решении задач на первом уровне.

Технологическая карта урока геометрии

Этапы урока

Формирование ОУУН

Наглядность, оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личном уровне. Настрой на положительную мотивацию

Учебно-организационное умение: умение организовать себя на работу, умение создать условия для работы (подготовка рабочего места)

Слайд №1: тема урока.

Слайд №2: цели урока

Высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает ответить на вопрос, что нам пригодится для успешной работы на уроке.

Высказываются.

(У каждого обучающегося лист самооценки, в котором они должны оценить свою деятельность  в течение урока)

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала и выявления затруднений (возникновение проблемной ситуации).

Познавательные: практические умения

Слайд №3: знаменитый древнегреческий учёный Аристотель вопрос трактовал как мыслительную форму, обеспечивающую переход от незнания к знанию.

Слайд №4: разные виды треугольников

Слайд №5: равнобедренный ∆АВС.

Предлагает повторить, что обучающиеся знают о равнобедренном треугольнике.

Предлагает назвать их виды по углам и выделить среди них равнобедренные.

Решить задачу устно: В равнобедренном треугольнике угол при вершине равен 120.Найти остальные углы треугольника.

Повторяют теорию, называют виды треугольников по углам, выделяют равнобедренные треугольники, их элементы.

Высказывают свои предложения.

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений

Учебно-организационные: умение контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность.

Почему возникло затруднение? Чего мы ещё не знаем? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Предлагает сформулировать цель урока.

Формируют тему и цель урока.

Открытие нового знания

Цель: решение учебной задачи

Поисково-информационные: умение работать с учебной литературой.

Коллективная деятельность: умение распределять функции и обязанности для достижения общей цели.

Учебно-организационные: умение передать свои знания одноклассникам.

Учебно-коммуникативные: умение слушать и слышать.

Слайд №6 – измерение углов равнобедренного треугольника

Слайд №7 – доказательство теоремы о свойстве углов при основании равнобедренного треугольника

(вернулись к слайду №5)

Слайд №8: решить устно.

Слайд №9: Физминутка

Слайд №10 – чертёж  и формулировка теоремы о биссектрисе, проведённой к основанию равнобедренного треугольника;

Слайд №11 – чертёж и формулировка к теоремам о высоте и медиане,   проведённым к основанию равнобедренного треугольника.

Предлагает работу в парах. Всем раздаёт листы с заданием – разные виды равнобедренных треугольников, предлагает измерить углы равнобедренного  треугольника и сделать вывод об их свойствах.

Задаёт вопрос: как можно проверить? Какой источник информации нам поможет?

Предлагает устно доказать теорему.

 

Предлагает вернуться к задаче на слайде №5 и решить её устно.

Предлагает решить задачи на закрепление изученного свойства равнобедренного треугольника  (устно)

Вопрос классу: как вы думаете, только ли одним свойством обладает равнобедренный треугольник?

Предлагает в группах изучить другие свойства равнобедренного треугольника: задания в  группах: прочитать теорему, выполнить чертёж, выделить условие и заключение теоремы, составить план доказательства теоремы.

1;3 группы: о биссектрисе, проведённой к основанию равнобедренного треугольника,

2;5 группы: о высоте, проведённой к основанию,

4; 6 группы о  медиане в равнобедренном треугольнике, проведённой к основанию.

7 группа («сильных» ребят) – дифференцированное задание: доказать теорему, что высота равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является медианой и биссектрисой.

Предлагает заслушать «тьюторов» от групп и сделать вывод, какими ещё свойствами обладает равнобедренный треугольник.  

Предлагает все три свойства объединить одним высказыванием.

Предлагает доказательство этих теорем выучить дома.

Возникла гипотеза.

Работая в парах, выполняют исследовательскую работу: измеряют углы в равнобедренных треугольниках и высказывают предположение (гипотезу), что углы при основании равны.

Самостоятельная работа с учебником, стр.35, в парах.

По желанию один ученик у доски по готовому чертежу доказывает теорему.

Класс слушает и анализирует ответ.

Высказываются.

Класс решает и объясняет, почему её теперь решить легко.

Класс решает устно, объясняя, каким свойством равнобедренного треугольника воспользовались.

В это время индивидуальная работа с Доновым, Тарасовой, Орловым – по карточкам-помощницам.

Класс высказывает предположения.

Все группы получили задания на листочках, (распределили роли), выполняют задание.

Класс  слушает план доказательства теоремы от каждой группы. Делают выводы, какими

 свойствами обладает равнобедренный треугольник ( в равнобедренном треугольнике медиана, биссектриса и высота, проведённые к основанию, совпадают)

Первичное закрепление.

Цель: решение задач с применением свойств равнобедренного треугольника.

Познавательные: умение применять полученные знания на практике.

Слайд №12 – устные упражнения на закрепление изученного свойства

Слайд №13 -

отсканированная страница 29.

Предлагает решить устно  задачи на закрепление изученного свойства.

Предлагает решить задачу в рабочей тетради, стр.28, №70

Предлагает ученику показать решение задачи на экране.

Класс решает её устно.

В это время индивидуально с помощью карточек-помощниц с Доновым, Тарасовой, Орловым (часто болеющие дети)

Класс работает в парах, записывает решение в своих тетрадях.

Класс проверяет, исправляет ошибки.

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Слайд №14- взаимопроверка

Предлагает  для проверки усвоения изученного материала выполнить тест.

Работает индивидуально со слабыми учащимися.

Каждому ученику предлагается тест Класс работает самостоятельно в тетрадях

(раздаточный материал)

Взаимопроверка.

Запись домашнего задания:

Цель: закрепление изученного материала

Учебно-организационные: умение выполнять задания учителя быстро и чётко.

Слайд №15:

На экране запись домашнего задания:

П.18; №111; каждая группа готовит доказательство изученной теоремы. По желанию: стр.70, найти определение внешнего угла треугольника; доказать самостоятельно: если два внешних угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный.

Наблюдает, как записывают домашнее задание

Записывают домашнее задание

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценка результатов своей деятельности и деятельности класса.

Рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений поведения.

Слайд №16:

На экране вопросы:

- Какую цель ставили?

- Удалось ли её достичь?

- Где можно применить полученное знание?

- Что получилось хорошо?

- Над чем ещё надо поработать?

Предлагает сдать листы самооценки и членам экспертной группы предлагает помочь выставить оценки за урок.

Класс отвечает на вопросы, даёт оценку своей деятельности и деятельности класса (устно)

Заполняют листы самооценки.

Благодарит класс за работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Свойства равнобедренного треугольника»

Слайд 2

Цели урока Образовательные: обучающиеся должны знать свойство углов при основании равнобедренного треугольника. Знать, что медианы, биссектрисы и высоты, проведенные к основанию, совпадают, должны уметь применять изученные свойства при решении задач на первом уровне. Развивающие: развивать интерес к предмету, навыки исследовательской деятельности, самоконтроля и самооценки, умение анализировать и делать выводы. Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, паре, толерантность, взаимовыручку.

Слайд 3

Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель вопрос трактовал как мыслительную форму, обеспечивающую переход от незнания к знанию.

Слайд 4

Какие треугольники являются равнобедренными? 4 4 5 4 3 3 9 11 3 3 3 10 6 6 5 5 6 8 9 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 5

Решите задачу А В С 9

Слайд 6

Измерьте все углы равнобедренного треугольника и сделайте вывод ? ? ?

Слайд 7

Самостоятельная работа Самостоятельно доказать теорему на свойство равнобедренного треугольника по учебнику стр. 35 Теорема В равнобедренном треугольнике углы при основании равны А В С D 1 2

Слайд 8

Решите устно Найти < ДВА 1) 3) 2) А Д В ? 70 0 А Д В С ? 70 0 А Д В Е К ? 70 0

Слайд 9

Физкультминутка Раз –подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.

Слайд 10

Теорема 2 В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию является медианой и высотой А В С М

Слайд 11

Утверждения 1. Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой. 2. Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой А В С М А В С М

Слайд 12

Реши устно Найдите < ДВА 1) 3) 2) А В С Д А В С Д А В С Д 40 0 30 0 50 0 ? ? ?

Слайд 13

Решите задачу №70 в рабочей тетради Найдите биссектрису АМ, проведенную к основанию ВС равнобедренного треугольника АВС, если периметр треугольника АВС равен 32 см, а периметр треугольника АВМ равен 24 см (сделайте чертеж). Решение. 1) По условию треугольник АВС - _________________, ВС – его __________, поэтому АВ = ____ 2) АМ – биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию ВС, значит, АМ является и ____________ треугольника АВС, т.е. ВМ =_____ 3) Р АВС =АВ + ВС + ____ = 2(АВ + _____) = 32 см. Отсюда АВ + ВМ = ____ см. 4) Р АВМ = АВ + ВМ + ___ = ___ + АМ. Итак, 16 + АМ = ___, следовательно, АМ = ________ см. Ответ. АМ = ___ см. равнобедренный основание АС медианой МС АС МС 16 АМ 16 24 24-16=8 8 А В С М

Слайд 14

Взаимопроверка 1 вариант 2 вариант 70 0 60 0 2. Нет 2. Да

Слайд 15

Домашняя работа П. 16 Доказательство теорем по группам №111 (по желанию): Доказать, что если два внешних угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный.

Слайд 16

Итоги урока Какую цель ставили? Удалось ли ее достичь? Где можно применить полученные знания? Составьте синквен .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока геометрии "Координаты вектора" в 9 классе

План - конспект урока по геометрии в 9 классе "Координаты вектора" 1.      Цель  урока: сформировать навыки решения задач по нахождению координат векторов, в том чис...

Урок геометрии по теме "Параллелограмм" 8 класс.

Урок геометрии по теме " Параллелограмм" 8 класс- объяснение нового материала....

Конспект урока геометрии "Сумма углов треугольника" (7 класс)

Конкпект урока изучения нового материала по теме "Сумма углов треугольника" в 7 классе. Урок построен в соответствии с требованиями новых ФГОС....

Урок геометрии по теме "Окружность", 8 класс

В ходе урока  обеспечивается  усвоение понятия "определение геометрической фигуры - окружность";формируются умения вычерчивать окружность и выделять её из множества объектов, измерять радиус...

урок геометрии по теме "Векторы", 9 класс

Геометрия   8 класс, 9 класс. Тип урока: урок-игра «Остров сокровищ».  Образовательные цели:  1. совершенствование умений и навыков в действиях с векторами. Развиваю...

Конспект урока геометрии по теме "Движение", 9 класс

Конспект урока сопровождается тематической презентацией....

Презентация к уроку геометрии по теме "Движение", 9 класс

Презентация прилагается к конспекту урока....