урок по теме " Сфера и шар"
план-конспект урока по геометрии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 11А классе по геометрии
«Сфера и шар»
- Организационный момент (1 мин).
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку: на партах лежит учебник по геометрии; тетрадь и чертёжные принадлежности.
- Актуализация опорных знаний для изучения нового материала (5 мин).
Слайд 2
Девиз урока:
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
Дома вам нужно было повторить определения окружности и круга, радиуса и диаметра окружности. И, так начинаем нашу работу.
Слайд 3 Изображена окружность с центром в точке О.
- Что изображено на слайде?
- Окружность.
- Чем является точка О?
- Центром окружности.
- Кто скажет, что такое окружность?
- Окружность – это множество всех точек на плоскости, равноудалённых от одной точки, называемой центром окружности.
На слайде появляются отрезки ОА, ОД и ВЕ
- Чем являются отрезки ОА и ВЕ?
- ОА – радиус окружности, ВЕ – диаметр.
- Правильно. И наконец, что же такое радиус и диаметр окружности?
- Радиус окружности – это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой.
Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка. Он равен двум радиусам.
Слайд 4 На слайде появляется круг
- А какая фигура у нас получится, если мы закрасим нашу окружность?
- Круг.
- Отлично! После того, как мы вспомнили понятия окружности и круга, то в чем же разница между кругом и окружностью?
- Круг представляет собой не только окружность, которая является его границей, но и то бесконечное число точек, находящихся внутри этой окружности.
- Молодцы, ребята! А сейчас посмотрите на
Слайд 5 На слайде изображены: обруч, кольцо, бублик, монета, зеркало, виниловая пластинка.
- Как вы видите, здесь несколько картинок. Предложите задание к этим картинкам.
После обсуждения последней картинки на слайде они автоматически делятся на две группы: окружность и круг
Слайд 6 картинки на слайде делятся на две группы: окружность и круг
- А почему арбуз и мыльный пузырь вы не отнесли ни к одной из групп?
Слайд 7 АНАЛИЗ
Проанализируйте строение арбуза и шара. Какие тела они вам напоминают? Это сфера и шар. Вы догадались: какая тема урока?
Открываем тетради и записываем тему занятия: «Сфера и шар».
Слайд 7 На слайде записана тема урока
- Постановка учебной задачи (1 мин)
- Как вы думаете, а какая цель нашего урока?
Цель нашего урока – рассмотреть понятия «сфера» и «шар», выяснить их сходства и различия, познакомиться с формулами площади сферы и объёма круга и научиться применять их при решении задач. Рассмотреть примеры сферы и шара, которые можно встретить в окружающем мире.
- Совместное исследование и решение учебной задачи.
- Теоретическое изучение основных определений и терминов (8 мин)
Слайд 8
- Ребята, посмотрите на этот глобус. Представьте, что это наша планета Земля. Все вы знаете, что у Земли сложное строение: глубоко внутри нее лежат твердое и жидкое ядра, покрытые нижней и верхней мантиями, и так далее. И мы можем утверждать, что внутри планеты нет пустоты. Как вы думаете, какую фигуру напоминает нам Земля? (мантия -оболочка Земли)
- Шар.
Слайд 9 Изображён шар из ниток.
- А теперь посмотрите на этот предмет. Он пустой внутри, как бы представляет из себя оболочку шара. Как вы думаете, что это такое?
- Сфера.
- Правильно! Давайте подумаем, какие еще примеры шара и сферы мы можем привести?
Обучающиеся поднимают руки, приводят примеры.
- Молодцы! Проанализировав понятия сферы и шара, давайте вместе попытаемся дать определения сферы и шара?
Обучающиеся своими словами дают определения.
Сфера – это поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.
Шар – это тело, ограниченное сферой.
- Хорошо. Теперь откройте учебник на странице 330 (новый: стр.322) и прочтите ещё раз определения и сделайте рисунок в тетради.
Слайд 10
На слайде появляются определение сферы, шара. Учащиеся по очереди зачитывают определения.
- Сфера – это поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.
Шар – это тело, ограниченное сферой.
- Данная точка – это центр сферы, в нашем случае это точка О. Как вы думаете, что такое радиус сферы?
Обучающиеся своими словами дают определение.
Слайд 11
- Правильно.
На слайде появляется определение радиуса сферы, преподаватель читает его
- Радиус сферы – это отрезок, соединяющий центр и какую-нибудь точку сферы. Радиус сферы и шара имеют одинаковые определения.
- Как на нашем рисунке обозначены радиусы?
- ОА, OВ, ОС.
- А теперь давайте дадим определение диаметру сферы. Что это такое?
Обучающиеся своими словами дают определение.
- Правильно! Записываем определение.
На слайде появляется определение диаметра сферы.
- Диаметр сферы – это отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр. Его длина равна длине двух радиусов. Диаметр шара равен диаметру сферы.
- Как обозначен диаметр на рисунке?
- АС.
- Диагностика (1,5 мин).
- Молодцы, ребята! Итак, мы с вами изучили основные определения. А теперь давайте подумаем, в чем же отличие сферы от шара?
Класс отвечает на вопрос.
Шар – это не только оболочка, но и ее содержимое,
а сфера – это только оболочка шара.
У шара есть объем, но нет площади, а у сферы есть площадь, но нет объема.
- Давайте рассмотрим некоторые примеры сферы и шара, которые встречаются в повседневной жизни.
Несколько картинок и прикрепить магнитами к ШАР или СФЕРА
- Теоретическое изучение формул объёма шара и площади сферы (1,5 мин)
Слайд 12 Записаны формулы
Записать формулы в тетради
Объём шара радиуса R равен .
Площадь сферы радиуса R равна S = 4πR2.
- Диагностика (0,5 мин)
- Итак, зачем используются записанные формулы?
- Для вычисления объёма шара и площади сферы.
- Практическое применение формул (4 мин)
Стр. 335. (новый: стр.326).
№ 1226 (а,в)
- Диагностика (2,5 мин).
- Теперь закрепляем наши знания. Решаем
№ 1229
- Применение знаний (Работа в парах) (5 мин).
- Сейчас я раздам вам карточки с заданиями, в каждой карточке 3 задачи. У вас есть 3 минуты, чтобы решить их, а затем мы проверяем ваши решения.
Преподаватель раздает учащимся карточки с заданиями. Объясняет, что нужно сделать. Через три минуты преподаватель устраивает проверку заданий.
Вариант 1
- Найти объём шара, если м.
- Найти площадь сферы, если дм.
- Vш=м3, . Найти радиус шара.
Вариант 2
1. Найти объём шара, если см.
2. Найти площадь сферы, если м.
3. Vш=м3, . Найти радиус шара.
- Время на решение задач вышло. Теперь меняемся тетрадями с соседом и проверяем его решение. У вас полминутки. Не забудьте поставить оценку.
Слайд 13 Ответы
Вариант 1
- м3
- дм2
- 1 м
Вариант 2
- см3
- м2
- м
Обучающиеся проверяют решения соседа по парте, ставят оценку, меняются обратно тетрадями.
- Итак, есть те, кто не смог решить задания? Кто получил оценку 3? 4? Кто на отлично справился с заданиями?
Обучающиеся поднимают руки в ответ учителю.
- Контроль и самопроверка (7 мин).
- А теперь проверим, как вы усвоили весь сегодняшний материал. Перед вами тестовые задания по сегодняшней теме. Ваша задача – ответить на вопросы, а программа сама поставит вам оценку. Время на выполнение задания – 7 минут.
Учащиеся выполняют тестовые задания. Затем учитель проводит опрос, кто получил оценку 2, 3, 4, 5. Обучающиеся поднимают руки, когда говорят их оценку.
- Подведение итогов. Рефлексия (2 мин).
- Молодцы. С заданием вы справились. А теперь давайте подведем итог, что мы сегодня повторили, что же нового узнали на уроке и чему научились.
Слайд 14
- Сегодня мы с вами вспомнили:
- Что такое окружность и круг, рассмотрели эти понятия на примерах.
- Познакомились с понятиями сферы и шара, радиусом и диаметром сферы и шара.
- Мы рассмотрели эти понятия на примерах.
- Кто же напомнит мне, в чем разница между сферой и шаром?
Обучающиеся отвечают на вопрос.
- Шар – это не только оболочка, но и ее содержимое,
а сфера – это только оболочка шара.
- У шара есть объем, но нет площади, а у сферы есть площадь, но нет объема.
- Мы с вами познакомились с формулами площади сферы и объёма шара, научились решать задачи с помощью этих формул. Давайте еще раз вспомним, как найти площадь сферы и объём шара?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Объём шара радиуса R равен .
Площадь сферы радиуса R равна S = 4πR3.
Слайд 15 Рефлексия
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какие трудности возникли на уроке?
3. Помогло ли умение «анализировать» при изучении нового материала и на протяжении всего урок
- Замечательно. Ваши ответы говорят о том, что мы все сегодня хорошо поработали!
- Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин).
Слайд 16 – 17
- Записываем домашнее задание.
п.127 (новый: п.131.) № 1226(б); № 1228 (из объёма конуса вычесть объём шара).
Какие есть вопросы?
Обучающиеся задают вопросы. Преподаватель отвечает на них.
9. Завершение.
- Занятие окончено! До свидания!
Учащиеся собираются, уходят из класса, учитель приводит рабочее место в порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии по теме "Сфера и шар"
Разработка урока геометрии в 11 классе по теме "Сфера и шар" с электронным образовательным ресурсом. Все рисунки выполнены автором....
Урок обществознания в 10 классе по теме «Сферы жизни общества»
Содержание работы по обществознанию представляет собой комплекс вопросов, отражающих основные объекты изучаемого курса обществознания: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическ...
Конспект урока в 11-ом классе по геометрии по теме"Сфера.Уравнение сферы"
План-конспект и презентация к уроку геометрии в 11 классе по теме "Сфера.Уравнение сферы.". Это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся с определениями сферы,шара и их элементов. Выводят ур...
Самоанализ урока по теме: "Сфера"
Самоанализ урока по теме "Сфера"...
Самостоятельная работа по геометрии. Тема ""Сфера. Уравнение сферы. Площадь сферы", 11 класс
Самостоятельная работа составлена на базовом и профильном уровнях. В каждом уровне два варианта. Работа для 11 класса по учебнику Атанасяна....
урок по теме " Сфера и шар"
Сфера и шар...
Урок обществознания Тема: «Сфера духовной жизни» 8 класс
Цель: познакомить с понятием «духовная культура»Задачи:познакомить с духовными ценностями современного общества;характеризовать составляющие сферы духовной жизни; Планируемые результа...