Теорема Пифагора.
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Разработка урока  по теме "Теорема Пифагора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_pifagora.docx121.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии по теме "Решение задач по теореме Пифагора". 8-й класс

Арндт Ирина Васильевна,

 учитель математики МБОУ «Весенненская СОШ»

Цель урока:

  • закрепить знание теоремы Пифагора и теоремы, обратной теоремы Пифагора;
  • совершенствовать навыки решения задач на применениетеоремы Пифагора и теоремы, обратной теоремы Пифагора;
  • развивать логическое мышление;

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).

II. Актуализация знаний учащихся.

2.1 Математический диктант (Презентация.)

Слайд 1. Закончите предложение.

1. Сторона прямоугольного треугольника, прилежащая к прямому углу, называется…
2.  Один из углов прямоугольного треугольника, прилежащий к гипотенузе, равен 30. Чему равен второй угол, прилежащий к гипотенузе?...
3.  В треугольнике АВС угол А – прямой. Чем является в этом треугольнике отрезок ВС, катетом или гипотенузой?...
4.  Квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен …
5.  В прямоугольном треугольнике катет, лежащий напротив угла в 30 равен…

6. Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник …

Слайд 2. Проверка результатов математического диктанта (взаимопроверка)

1. катетом
2. 60
0

3. гипотенузой
4. Сумме квадратов катетов

5. половине гипотенузы

6. прямоугольный

2.2. Решение задач по готовым чертежам (задачи на интерактивной доске.)

                

                        

- Определить, с какими длинами сторон треугольник является прямоугольным:

а) 13м, 12м, 5м

б) 6дм, 8дм, 12дм

в) 3см, 5см,4см

- на что нужно обратить внимание при применении теоремы Пифагора?

III. Закрепление.

  1. №492 (учебник), решение задачи рассмотреть на доске, один ученик решает у доски, остальные в тетрадях.
  2. №495а
  3. Старинная задача Слайд 3

«На берегу реки рос тополь одинокий.

 Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

С течением реки его ствол составлял.

Запомни теперь, что в том месте река

В четыре лишь фута была широка.

Верхушка склонилась у края реки

Осталось три фута всего от ствола,

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

У тополя как велика высота?»

  1. Самостоятельная работа (задания выполняют на оценочных листах по вариантам).

ВариантI.

  1. Сторона квадрата равна 7см. Найти диагональ квадрата.
  2. В равнобедренном треугольника основание равно 18см, а боковая сторона равна 41см. Найти высоту треугольника.
  3. Найти периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 10см, а диагональ – 26см.

ВариантII.

  1. Стороны прямоугольника 8см и 15см. Найти его диагональ.
  2. Боковая сторона  равнобедренного треугольника равна 15 см, а высота, проведённая к основанию -10 см. Найди основание треугольника.
  3. Найти периметр ромба,  диагонали которого равны 24 см и 18 см.

IV. Итог урока, д/з. В.1-10, №487, 488а, 493 (Слайд 4)

Самоанализ урока

Учитель: Арндт И.В.

Предмет: геометрия

Дата: 11.12.2014г.

Тема урока:"Решение задач по теореме Пифагора"

        Тема урока:"Решение задач по теореме Пифагора" соответствует рабочей программе по предмету геометрия для учащихся 8 класса.

        Имеется план урока, в котором отражены все этапы урока: организационный момент, актуализация знаний учащихся, закрепление знаний,итог урока. Ход урока соответствовал этому плану.        

        В ходе урока были выдержаны временные рамки, соблюдены единые требования к учащимся.

        До начало урока было приготовлено необходимое обеспечение урока: классная доска, интерактивная доска, мультимедиа, раздаточный материал. Все подготовленные средства обучения на уроке были использованы в полном объёме. Были соблюдены санитарно-гигиенические требования.

        Тема урока и обучающие цели были доведены до учащихся. Цели урока были достигнуты. При работе на уроке учитывались психологические особенности учащихся.

        Материал урока был доступен учащимся. Речь учителя была грамотна.

        Отношения учащихся и учителя доброжелательны.

        В ходе урока наблюдалась активность и заинтересованность учащихся. Во время урока прослеживалась чередование различных видов деятельности учащихся. В конце урока произведена оценка деятельности учащихся.

        На уроке была организована индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, применялась беседа, диалоговое общение.

        Было разъяснено домашнее задание. В конце урока были подведены итоги урока и рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я приобрел…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне не понравилось…

Мне не хотелось…

Я выполнял задания…


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я приобрел…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне не понравилось…

Мне не хотелось…

Я выполнял задания…

те 2.2 Решение задач по готовым чертежам.

Слайд 2–3Найти неизвестную сторону треугольника.

http://festival.1september.ru/articles/619708/img1.gif

 

  • Слайд 4 . Определить , какой треугольник является прямоугольным:

1) 13 м; 5 м; 12 м;

2) 0,6 дм; 0,8 дм; 1,2 дм.

3) 3см; 4см; 5см.

2.3 Решение задач.

  • Слайд 5. Задача на нахождение периметра ромба с использованием теоремы Пифагора.

http://festival.1september.ru/articles/619708/img2.gif

Дано: ABCD – ромб,

АС = 12 см, BD = 16 см.

Найти: PABCD

 Решение.

АО=ОС =6см, ВО=ОД=8см. АОВ – прямоугольный, тогда

S = (6•8):2=24 (см), а площадь всего ромба S= 24•4=96см.

Ответ. 96см2.

  • Слайд 6. Задача на нахождения площади трапеции.

http://festival.1september.ru/articles/619708/img3.gif

Дано: АВСД – прямоуг. трапеция

АД = 22см; ВС = 6см.

СД = 20см

Найти: S – ?

Решение.

Из http://festival.1september.ru/articles/619708/img4.gifСОД находим СО= СД–ОД, ОД = АД – ВС =22-6 =16, тогда СО= 400-256 =144. Получаем , что СО = 12.

S = (6 +22) : 2 • 12 =168 (см)

Ответ 168 см2.

3. Тестирование с взаимоконтролем.

Учащимся предлагается тест с выбором верного ответа (Приложение 1). Фамилию и ответы учащиеся записывают на самих тестах. Выполнив тестирование, ребята попарно обмениваются работами, проверяют их и по проверочной таблице (Слайд 7) выставляют оценки.

4.Самостоятельная работа. (Приложение2)

5. Итог урока.

6. Домашнее задание. Слайд 8. № 490, 491(а) (для желающих № 524 – вывод формулы Герона).

7. Рефлексия. Слайд 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала «Теорема, обратная теореме Пифагора» к п. 55, учеб.Геометрия 7-9/ Л. С. Атанасян и др.

Предлагаемый материал является уроком изучения нового материала. Цели урока: 1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора,  и показать её применение в процессе решения задач ...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

План - конспект урока па теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Конспект составлен для учителей, преподающих в 8 классах общеобразовательных школ с белорусским языком обучения. Сформулированы цели урока, определены тип, форма и структура урока....

Урок геометрии с использованием ИКТ "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Данный  урок изучения нового материала в системе уроков по теме «Теорема Пифагора», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе  по   учебнику...

Теорема Пифагора. Обратная теорема. Решение задач

Третий урок по теме. Учащиеся уже имеют навыки применения прямой и обратной теоремы в решении задач. В конце урока проходит самостоятельная работа с последующей самопроверкой....

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме  Пифагора"...