Метод вспомогательной окружности.
проект по геометрии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия ««Метод вспомогательной окружности»».
Эта тема не может быть не актуальной, ведь она может облегчить решения множества задач. Метод вспомогательной окружности - тема достаточно доступная для понимания, и когда её осваиваешь, задачи становятся лёгкими и понятными. Окружность - она как вселенная, множество свойств откроется перед тобой, если ты сможешь правильно описать её. Данная тема является дополнением и углублением изученных в курсе геометрии свойств окружности. Применение опыта решения планиметрических задач с использованием метода вспомогательной окружности помогает повысить уровень пространственного воображения и уровень логической культуры. Изучение данной темы поможет более глубоко подготовиться к вступительным экзаменам и успешному участию в математических конкурсах и олимпиадах.. Данная работа может быть использована для проведения практических занятий на элективных курсах с учащимися выпускных классов и при подготовке к Единому Государственному Экзамену и поступлению в ВУЗ.
Цель: изучение метода вспомогательной окружности и его свойств, применение данного метода при решении задач.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по выбранной теме.
- Прорешать несколько практических заданий.
- Проанализировать занятие и сделать выводы.
Ход занятия
1. Организационный момент (5 минут). Приветствие, раздаётся вспомогательный материал, обговариваются цель и задачи занятия.
2. Лекционная часть (25 мин).
Определение 1. Вспомогательная окружность - одно из наиболее эстетичных дополнительных построений. Причем в школьных общеобразовательных учебниках о нём практически ничего не говорится. Ниже изложена суть этого метода и признаки, при которых он применяется.
Определение 2. Метод вспомогательной окружности заключается в том, что если геометрическая фигура (многоугольник, треугольник, квадрат и т.п.) имеет ряд конкретных признаков, то вокруг неё можно описать окружность, что значительно облегчит решение ряда задач. Докажем признаки при которых вокруг многоугольников можно описать окружность.
Признак № 1. Если в четырёхугольнике сумма противоположных углов равна 180°, то вокруг него можно описать окружность.
Дано: АВСD – четырёхугольник; АВС+ АDС=180°; Доказать, что вокруг АВСD можно описать окружность (Рисунок 1).
Рисунок 1
Доказательство:
1. Построим окружность, проходящую через точки А, В, С (вокруг любого треугольника всегда можно описать окружность);
2. Допустим, что эта окружность не проходит через точку D, а пересекает сторону AD в точке D1;
3. Так как ABCD1 вписан в окружность, то АВС+ АD1C=180°;
4. Тогда АD1С= СDD1, чего быть не может, т. к. AD1C – внешний для ∆ CDD1, а внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних, не смежных с ним, т. е. получается, что АD1С= СDD1+ D1CD=>пришли к противоречию => построенная окружность проходит через точку D. Что и требовалось доказать.
Признак № 2. Если точки В и С лежат в одной полуплоскости относительно прямой AD, причём АВD= ACD, то точки A, B, C, D принадлежат одной окружности (рисунок 2).
Рисунок 2
Признак № 3. Четырёхугольник можно описать около окружности тогда и только тогда, когда суммы его противоположных сторон равны (рисунок 3).
Рисунок 3
Дано: АВСD- четырёхугольник;
Доказать, что если АВ+СD=BC+AD, то в четырёхугольник ABCD можно вписать окружность; Доказательство: 1. a=a; b=b; c=c; d=d.(как отрезки касательных, разделённые точкой касания). 2.=> a+b+d+c=a+d+c+d; =>АВ+CD=BC+AD; 3.
Что и требовалось доказать.
3. Практическая часть: Решение задач с помощью метода вспомогательной окружности (25 минут).
Задача 1. В прямоугольник ABCD вписан равносторонний треугольник АРК так, что вершина К лежит на стороне ВС, а Р- на CD. КН- высота этого треугольника. Докажите, что треугольник ВНС – равносторонний (рисунок 4).
Рисунок 4
Дано: АВСD- прямоугольник; АРК - равносторонний треугольник; точка К стороне ВС ; точка Р стороне CD; КН высота ∆АРК.
Доказать, что ∆ВНС равносторонний.
Доказательство:
1. АВК + АНК = 180°; => вокруг четырёхугольника АВКН можно описать окружность.
2. КАН= НВК=60°(опираются на одну дугу КН, а ∆АКР – равносторонний).
3. КСР+ КНР=180°=> вокруг четырёхугольника КНРС- можно описать окружность.
4. КСН = КРН =60°(опираются на одну дугу КН, а ∆АКР – равносторонний).
5.=> АКР= 60°( сумма углов в треугольнике=180°) => ∆ВНС- равносторонний, т. к. все углы по 60°. Что и требовалось доказать.
Задача 2. Дан угол α с вершиной в точке А и точка М внутри угла. В и С основания перпендикуляров, опущенных из точки М на стороны угла. МВ= a, МС= b. Найдите АМ (рисунок 5).
Рисунок 5
4. Рефлексия и домашнее задание (5 минут). Ребята рассказывают о том, что нового узнали и получают карточки с домашним заданием.
Карточка 1.
Решение:
Карточка 2.
Решение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Формы и методы работы во вспомогательной школе на уроках русского языка
Доклад о формах и методах работы на уроках русского языка во вспомогательной школе...
Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод
Цели: Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по со...
Вспомогательная окружность.
В работе представлен материал для учителей математики. Рассказывается о решении задач с помощью вспомогательной окружности. Рассматриваются решения задач различной сложности. Работа интересна в плане ...
Метод вспомогательных упражнений при обучении юных волейболисток
Подготовительные упражнения при обучении технических элементов в волейболе...
Метод вспомогательной окружности
Презентация содержит необходимые теоремы по теме и примеры использования данных теорем при решении задач....
Шаблон описания активного метода обучения к уроку информатики в 9 классе по теме «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»
Методическая разработка на тему «Шаблон описания активного метода обучения к уроку информатики в 9 классе по теме «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»....