Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга | |
РАССМОТРЕНА На заседании МО _____________ __________________ «______»______________ 201__г. | ПРИНЯТА Решением Педагогического совета ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга протокол № .… от ….. ____________ г секретарь Педагогического совета __________ _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
(базовый уровень, домашнее обучение)
Класс: 8
Ученик:
Учитель: Шмелева О. А.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 322
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
_________ Е.Н. Лебедева
«______»______________ 2018 г.
Санкт-Петербург
2018/2019 учебный год
Оглавление
Общая характеристика учебного предмета 4
Содержание учебного курса………………………………………………………………………..5
Учебно – тематический план……………………………………………………………………….6
Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………………………………6
Список литературы.............................................................................................................................7
Календарно-тематическое планирование 8
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа по геометрии к учебнику 8 класса общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И. Юдиной.
Нормативная база для составления рабочей программы:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
от 05.03.2004 № 1089; - Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (для 3-11 классов);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1023-р
от 11.04.2012 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2012/2013 учебный год»; - Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1250-р
от 06.08.2008 г. «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт-Петербурга», распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 468-р от 23.03.2009 года; - Письмо Комитета по образованию «О развитии системы гражданского образования учащихся в образовательных учреждениях Санкт–Петербурга» от 29.04.2004
№ 04–1305/00; - Приказ Минобрнауки РФ от 23.12.2002 года «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №03-412);
- - Образовательная программа школы;
- - Положение о Рабочей программе.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования.
Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы, и отношения.
Цели
- Рассмотреть фигуру – четырёхугольник – с различных позиций (виды четырёхугольников, выделить элементы в четырёхугольниках, вывод формул для вычисления площади параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции).
- Выявить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, а также соотношение между сторонами углами прямоугольного треугольника.
- Сформировать понятие – подобные треугольники. Научить применять подобие, а также признаки подобия треугольников при доказательстве других теорем и решении задач.
- Использовать геометрические инструменты для решения задач на построение. Научить проводить анализ геометрических задач на построение.
- Сформировать понятие окружности и её элементов – касательной, центрального и вписанного углов. Рассмотреть виды окружности – вписанная и описанная.
- Выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
- Научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
- Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс,
и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного курса
- Четырехугольники (8 ч).
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
- Площади фигур (8 ч).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
- Подобные треугольники (9 ч).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
- Окружность (9 ч).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Учебно – тематический план
№ | Темы (разделы) | Количество часов | Примечание: В том числе практическая часть ( лаб. работы и т.д.) |
1 | Четырёхугольники | 8 | Контрольная работа № 1 |
2 | Площади фигур | 8 | Контрольная работа № 2 |
3 | Подобные треугольники | 9 | Контрольная работа № 3 |
4 | Окружность | 8 | Контрольная работа № 4 |
5 | Итоговое тестирование | 1 | |
Итого | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения курса учащийся должен:
Знать:
- Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата.
- Свойства и признаки данных геометрических фигур.
- Формулы для нахождения площадей фигур.
- Теорему Пифагора.
- Признаки подобия треугольников.
- Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
- Центральные и вписанные углы.
- Четыре замечательные точки треугольника.
- Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
- Теорему о пересечении высот треугольника, а также теоремы о вписанной и описанной окружностях.
Уметь:
- Вычислять сумму внутренних углов многоугольника.
- Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур.
- Находить площади параллелограмма, прямоугольника, трапеции, ромба.
- Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника.
- Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников.
- Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции.
- Решать задачи по теме окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.
Владеть компетенциями:
познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Решать следующие жизненно-практические задачи:
- Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.
- Работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
- Уметь слушать других.
- Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов.
- Пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации.
- Самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Список литературы
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2008.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах. - М.: Просвещение, 2003.
- Гаврилова Н.Ф.. Поурочные разработки по геометрии 8 класс. – М: ВАКО, 2005.
- Звавич Л.И. и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы. -
М.: Дрофа, 2001. - Зив Б.Г., Меллер В.М. Дидактические материалы по геометрии. - М.: Просвещение, 1999.
Календарно-тематическое планирование на 2018 – 2019 уч.г.
Учебник “Геометрия 8 класс”, автор Атанасян Л.С. и др.
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню содержания образования | Вид контроля | Дата | |
По плану | Фактически | |||||||
1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника | Знать понятия: многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Уметь: назвать элементы многоугольника, вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, находить углы многоугольников, их периметры. | Опрос | ||
2 | Параллелограмм | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Параллелограмм | Знать: определение параллелограмма. | М/Д. | ||
3 | Признаки параллелограмма | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Свойства и признаки параллелограмма | Знать: формулировки свойств и признаков параллелограмма. Уметь: их доказывать и применять при решении задач. | Самостоятельная работа | ||
4 | Трапеция | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Трапеция, равнобедренная трапеция, свойства равнобедренной трапеции, теорема Фалеса | Знать: определение трапеции, виды трапеций, формулировки свойств равнобедренной трапеции, теорему Фалеса. Уметь: их доказывать и применять при решении задач. | Опрос | ||
5 | Прямоугольник, ромб и квадрат | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Прямоугольник, свойства и признаки прямоугольника | Знать: определение прямоугольника, формулировки его свойств и признаков. Уметь: доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач. | М/Д | ||
6 | Осевая и центральная симметрия. | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Осевая симметрия, | Знать: определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. Уметь: строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией. | Практическая работа | ||
7 | Решение задач | 1 | Урок проверки и коррекции ЗУН, подготовка к к.р. | Параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии | Уметь: решать задачи, опираясь на изученные свойства. | Самостоятельная работа | ||
8 | Контрольная работа № 1 «Четырехугольники» | 1 | Проверка ЗУН | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Тематический контроль | |||
9 | Площадь многоугольника Площадь прямоугольника | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника | Знать: основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь: вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач. | |||
10 | Площадь параллелограмма | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Площадь параллелограмма | Знать: формулы для вычисления площади параллелограмма. Уметь: их доказывать и применять все изученные формулы при решении задач. | Самостоятельная работа | ||
11 | Площадь треугольника | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Площадь треугольника. Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу | Знать: формулы для вычисления площади треугольника, теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Уметь: их доказывать и применять все изученные формулы при решении задач. | Фронтальный опрос | ||
12 | Площадь трапеции | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Площадь трапеции | Знать: формулу для вычисления площади трапеции. Уметь: её доказывать и применять при решении задач. | Самостоятельная работа | ||
13 | Теорема Пифагора | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Теорема Пифагора. Пифагоровы тройки | Знать: теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь: доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). | М/Д | ||
14 | Решение задач | 1 | Урок проверки и коррекции ЗУН, подготовка к к.р. | Формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора | Уметь: решать задачи, опираясь на изученные формулы и теоремы | Самостоятельная работа | ||
15 | Контрольная работа № 2 «Площадь» | 1 | Проверка ЗУН | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | Тематический контроль | |||
16 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Теорема об отношении площадей подобных треугольников. | Знать: определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников. Уметь: определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач. Знать: теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника. Уметь: находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач. | Фронтальный опрос | ||
17, 18, 19 | Признаки подобия треугольников | 3 | Изучение и закрепление нового материала | Признаки подобия треугольников | Знать: признаки подобия треугольников. Уметь: доказывать признаки подобия и применять их при решении задач. | Самостоятельная работа | ||
20 | Средняя линия треугольника | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Средняя линия треугольника Теорема о средней линии треугольника | Знать: теорему о средней линии треугольника. Уметь: доказывать теорему и применять при решении задач. | |||
21 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Теоремы о точке пересечения медиан треугольника | Знать: теоремы о точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Уметь: доказывать эти теоремы и применять при решении задач. | Фронтальный опрос | ||
22 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения | Знать: определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения. Уметь: решать задачи на нахождение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи. | М/Д | ||
23 | Контрольная работа № 3 «Подобные треугольники» | 1 | Проверка ЗУН | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Тематический контроль | |||
24 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Взаимное расположение прямой и окружности | Знать: возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности. Уметь: их применять при решении задач. | |||
25 | Касательная к окружности | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Касательная, свойство и признак касательной | Знать: определение касательной, свойство и признак касательной. Уметь: их доказывать и применять при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей. | Фронтальный опрос | ||
26 | Градусная мера дуги окружности | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол | Знать: какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности. Уметь: применять при решении задач. | М/Д | ||
27 | Теорема о вписанном угле | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Вписанный угол, теорема о вписанном угле | Знать: теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Уметь: доказывать эти теоремы и применять при решении задач | Самостоятельная работа | ||
28 | Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра | Знать: теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия Уметь: доказывать эти теоремы и применять их при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника. | Фронтальный опрос | ||
29 | Теорема о пересечении высот треугольника | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника | Знать: теорему о пересечении высот треугольника Уметь: доказывать теорему и применять при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника. | Фронтальный опрос | ||
30 | Вписанная окружность | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности | Знать: какая окружность называется вписанной в многоугольник, теорему об окружности, вписанной в треугольник, свойства описанного четырехугольника. Уметь: доказывать теорему и применять при решении задач. | Фронтальный опрос | ||
31 | Описанная окружность | 1 | Изучение и закрепление нового материала | Описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника | Знать: какая окружность называется описанной около многоугольника, теорему об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного четырехугольника. Уметь: доказывать теорему и применять при решении задач. | Фронтальный опрос | ||
32 | Контрольная работа № 4 «Окружность» | 1 | Проверка ЗУН | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | Тематический контроль | |||
33 | Подготовка к итоговому тестированию | 1 | Урок проверки и коррекции ЗУН, подготовка к тестированию | Четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность | Знать: свойства вписанной и описанной окружности. Уметь: находить площадь многоугольника по формулам. | Тематический контроль | ||
34 | Итоговое тестирование | 1 | Проверка ЗУН | Четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность | Знать: свойства вписанной и описанной окружности. Уметь: находить площадь многоугольника по формулам. | Тематический контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по геометрии 7-9 (учебник Атанасяна)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, презентации к урокам 8 класс...
Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы ос...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной поли...
Рабочая программа по геометрии 7класса ( по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.)
Рабочая программа по геометрии 7класса разработана на 2014-2015учебный год, она состоит из пояснительной записки, краткого курса геометрии 7класса, тематического планирования и календарно-тематическог...
Рабочая программа по геометрии 7класс к УМК Л.С. Атанасяна и др.
Рабочая программа по геометрии 7класс создана к УМК Л.С. Атанасяна и др....
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...