Урок-турнир по геометрии. 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации
Муниципального образования Узловский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
II районный смотр - конкурс «Открытый урок»
Номинация: «Урок с ИКТ - поддержкой»
Урок-турнир по геометрии в 8 классе
по теме: «Площадь»
Выполнила:
Осипова Ольга Станиславовна
учитель математики
I квалификационной категории
г. Узловая
Обобщающий урок по геометрии в 8 классе
по теме:«Площадь»
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизация теоретических знаний учащихся по теме «Площадь»;
- развитие интереса детей к изучению геометрии.
развивающие:
- формирование аналитических способностей (анализа, сравнения, обобщения) у учащихся в ходе творческой работы;
- развитие умений и навыков вычисления, логического мышления.
воспитательные:
- формирование коммуникативных умений.
Методы урока:
- частично-поисковый
Формы организации деятельности учащихся :
фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование
мультимедийная установка; раздаточный материал (карточки с заданиями, геометрические фигуры, таблицы для ответов)
Ход урока
Класс делят на три команды по шесть человек в каждой, три ученика - экспертная группа.
Турнир состоит из пяти этапов, в которых предусмотрено как личное участие каждого, так и коллективное обсуждение отдельных вопросов. В конце урока подводится итог и выявляется команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов.
Видео-диктант.
На экране, следуя друг за другом через 10 секунд, появляются задания, в которых требуется отыскать площадь, высоту или неизвестную сторону многоугольника. Полученные ответы учащиеся записывают в таблицу и подают экспертам. Каждая верно выполненная задача оценивается в 3 балла. (Слайды 1-5, слайд 6- ответы)
Номер задания | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Полученный результат |
Все команды получают одинаковое задание.
1 | Площадь прямоугольника равна произведению его основания на высоту. |
2 | Если сторону квадрата уменьшить в 2 раза, то его площадь уменьшится в 4 раза. |
3 | Равные многоугольники имеют равные площади. |
4 | Площадь квадрата равна половине произведения его диагоналей. |
5 | Если площади многоугольников равны, то многоугольники равны. |
6 | Если трапеция прямоугольная, то одна из боковых сторон является её высотой . |
7 | Если периметры квадратов равны , то и площади их равны. |
Выбрав, как можно быстрее, неверное утверждение, капитан команды записывает его номер на карточку и подаёт экспертной группе. Первая команда, ответившая верно, получает 3 балла, вторая и третья соответственно 2 и 1 балл.
Команды получают по 6 задач, в каждой из которых следует найти х. На выполнение задания отводится 5 минут. Затем каждый участник выходит к доске и записывает получившийся ответ в заранее приготовленную таблицу. Экспертная группа проверяет правильность ответов и объявляет результат. (Верно решенная задача оценивается в 3 балла).
Задания для первой команды
№1. Найдите Х.
В С АВСД - параллелограмм,
х
4 К ВНАД, ВКДС,
ВН=4см, АД=12см,СД=6см.
А Н Д
№2. Найдите Х.
АВС, S=40cм²,
В АС=10см.
А Н С
№3.Найдите Х.
А В АВСД-трапеция,S=50см²
АВ=6см, ДС=14см.
х
Д С
№4. Найдите Х.
А В АВСД- квадрат,
S= 64cм²
о
х
С Н Д
№5. Найдите Х.
В АВС- прямоугольный треугольник
АД=6см, S=24см²
х
А Д
№6. Найдите Х.
АВСД- параллелограмм
В С АД=ВД , S= 36cм²
х
А Д
Задания для второй команды
№1. Найдите Х.
В С АВСД-параллелограмм,
х
5 К ВНАД, ВКДС,
ВН=5см, АД=12см, ДС=6см.
А Н Д
№2. Найдите Х.
АВС, S=60cм²,
В АС=12см.
А Н С
№3.Найдите Х.
А В АВСД-трапеция,S=36см²
АВ=6см, ДС=12см.
х
Д С
№4. Найдите Х.
А В АВСД- квадрат,
S= 36cм²
о
х
С Н Д
№5. Найдите Х.
АВС- прямоугольный треугольник
В АД=4см, S=14см²
х
А Д
№6. Найдите Х.
АВСД- параллелограмм,
В С АД=ВД, S= 49cм²
х
А Д
Задания для третьей команды
№1. Найдите Х.
В С АВСД-параллелограмм,
х
7 К ВНАД, ВКДС,
ВН=7см, АД=10см,ДС=7см.
А Н Д
№2. Найдите Х.
АВС, S=20cм²,
В АС=8см.
А Н С
№3.Найдите Х.
А В АВСД-трапеция,S=66см²
АВ=7см, ДС=15см.
х
Д С
№4. Найдите Х.
А В АВСД- квадрат,
S= 16cм²
о
х
С Н Д
№5. Найдите Х.
АВС- прямоугольный треугольник
В АД=8см, S=40см²
х
А Д
№6. Найдите Х.
АВСД- параллелограмм
В С АД=ВД , S= 25cм²
х
А Д
Таблица, которую заполняют участники команд
Номер задания | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
Полученный результат |
Экспертная группа, проверяя результаты, оценивает каждого, что повлияет на оценку при подведении итогов.
На экране шесть портретов ученых, с именами и некоторыми научными открытиями которых, учащиеся знакомились при изучении математики. Необходимо установить соответствие между портретом и именем ученого.
(Слайд 7, слайд 8 - ответ)
Номер портрета | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
Имя ученого |
Каждый верный ответ оценивается тремя баллами.
Командам предлагаются задачи на вычисление площади заштрихованной фигуры стоимостью 5 баллов, 4 балла и 3 балла.
№ 1.( 5 баллов)
B C D E
A M L K
AB=CD=DE=EK=KL=LM=MA=4 см
Найдите площадь заштрихованной фигуры.
№ 2. ( 4 балла)
B C D E
A M L K
AB=CD=DE=EK=KL=LM=MA=4 см
Найдите площадь заштрихованной фигуры.
№ 3. (3 балла)
ABCD – прямоугольник
AB=6 cм
A B BC= 8см
Найдите площадь заштрихованной
D C фигуры.
Команды получают 6 геометрических фигур: 5 треугольников и 1 трапецию.
Задание. Необходимо найти площадь многоугольника, но его разрезали на 6 частей. Вы можете выбрать любой способ нахождения площади и выполнять любые измерения.
(задание будет выполнено быстро и верно, если ребята догадаются заново сложить многоугольник, а не вычислять площадь каждой фигуры отдельно).
(Слайд №9)
Каждая команда получает по 16 прямоугольных треугольников
2см
4см
Первой команде предлагается построить ромб, площадь которого 64см²,а диагонали ромба относятся как1:2.
Второй команде предлагается построить трапецию, площадь которой 64см²,а основания относятся как1:3.
Третьей команде предлагается построить трапецию, площадь которой 64см², а основания относятся как 3:5.
(слайд 12)
Подведение итогов.
Участники победившей команды получают оценку «5».
Занявшие второе место – «4». Оценивается и наиболее активные участники команды, набравшей меньшее количество баллов.
Домашнее задание: п. 48-53, № 503, № 504.
Анализ урока-турнира по теме: «площадь»
Форма урока - урок игра.
Класс 8А, довольно сильный , большинство учащихся систематически демонстрируют высокую результативность на уроках математики ( алгебры и геометрии), проявляют интерес к нестандартным формам решения заданий.
Выбор темы урока обусловлен учебной программой и календарно-тематическим планированием. Тема «Площадь» занимает важное место в курсе геометрии 8 класса, т. к. знания приобретенные учащимися при её изучении станут основополагающими при освоении последующих тем и являются неотъемлемой частью повседневной практической деятельности человека.
Исходя из характеристики класса , на уроке были поставлены образовательные, воспитательные, развивающие задачи:
Образовательные:
обобщение и систематизация теоретических знаний учащихся по теме «Площадь»;
развитие интереса детей к изучению геометрии.
развивающие:
формирование аналитических способностей (анализа, сравнения, обобщения) у учащихся в ходе творческой работы; умение мобилизовать свои знания и умения в нестандартных ситуациях . применять полученные умения моделировать и конструировать, развитие умений и навыков вычисления, логического мышления.
воспитательные:
формирование коммуникативных умений;
формирование навыков культуры поведения при решении задач ;
умение распределять обязанности и силы в группе.
Структура урока была последовательной, логически выдержанной . Рациональность выбранной структуры урока в том, что каждый следующий этап давал возможность раскрыть новые и закрепить предыдущие знания по теме . Каждый ученик мог предложить своё личное решение, доказательство, исследование по практическим заданиям.
В соответствии с характеристикой класса была выбрана игровая форма проведения урока, типы и формы задач. Их разнообразие и содержательное наполнение позволили решить триединую цель урока и достичь положительного результата. Учащиеся продемонстрировали не только навыки аналитической деятельности, но также умения применять математические термины при объяснении решений задач.
Осуществление личностно-ориентированного обучения на уроке происходит с использованием информационных технологий, через групповую работу. В каждой команде был капитан, мобилизующий и координирующий работу группы.
Урок предусматривает не только большую подготовительную работу учителя, но и учащихся. Они должны знать и уметь применять при решении задач как формулы для вычисления площади треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба , но и знать свойства этих фигур.
Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, укрепить мотивацию учения, создать ситуацию успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-турнир в 5 классе "По страницам прочитанных книг"
Этот урок может быть проведён в конце учебного года в качестве повторения и систематизации изученного....
Урок – Турнир знаний. Алгебра 7 класс Тема: «Формулы сокращенного умножения»
В рамках недели математики, проводимой в нашей школе, для учеников 7 классов был предложен урок - Турнир Знаний, по теме «Формулы сокращенного умножения». ...
Урок-турнир по алгебре для 9-го класса
Цель: расширить знания учащихся о последовательностях и прогрессиях...
Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.
Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...
Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс
Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...
Урок-турнир по алгебре в 8 классе Тема: «Решение дробных рациональных уравнений»
Обобщающе-закрепляющий урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». На даном уроке используется игровая технология....
6 класс Урок-Турнир Путешественников
Обобщающий урок "Турнир путешественников".К уроку прилагается,музыкальное сопровождение,презентация,конспект урока и дополнительный материал в помощь учителю....