Рабочая программа по геометрии 11 класс, учебник Атанасяна
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

Юрова Галина Евгеньевна

Рабочая программа по геометрии 11 класс, учебник Атанасяна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на

заседании МО учителей математики, физики и информатики

 Протокол  №1

от «30»  августа 2018г.

Руководитель МО ______Г.Е.Юрова

«Согласовано»

Руководитель

методического

совета школы

________С.В. Гоголева

 «30» августа 2018г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №8

________  О.И.Кандалова

Приказ №119/1

от «31» августа2018г.

Рабочая учебная программа

по геометрии

(наименование учебного предмета (курса))

образовательная область-математика

(код и наименование профессии, специальности)

11 класс

(уровень, ступень образования)

сентябрь 2018г.- май 2019г.

(срок реализации программы)

Учитель: Юрова Галина Евгеньевна

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по геометрии для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  1. Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от  27.12.2009г.) «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  3. Базисного учебного плана, утвержденного приказом МИН образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. 10 - 11 кл. Геометрия./ Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
  5. Учебного плана МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 уч.год.
  6. Положения МБОУ СОШ №8 о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой.(Приказ №115 от 21.08.2018)

Рабочая программа составлена  на основе авторской  программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2010).  Учебник  Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.

Рабочая программа предназначена для изучения геометрии в 11 классе на базовом уровне, составлена на 65 часов без учёта ГИА (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год (увеличены часы за счет школьного компонента на базовом уровне), Годовым календарным учебным графиком). 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской – изменено количество часов на изучение отдельных разделов и тем (за основу взято авторское планирование для базового уровня – 1,5 ч. в неделю и добавлено необходимое количество часов на изучение тем курса, запланированы часы на решение тематических тестовых заданий ЕГЭ):

№п/п

Раздел

Количество часов в авторской программе

(1,5 ч в неделю, всего  51 ч)

Количество часов в рабочей программе

(2 ч в неделю, всего  65 ч)

1.

Векторы в пространстве

6

4

2.

Метод координат в пространстве.

11

16

3.

Цилиндр, конус, шар

13

16

4.

Объемы тел

15

18

5.

Обобщающее повторение.

6

11

Итого

51

65

Изучение геометрии в 11  классе направлено на достижение следующих целей: 
• развитие логического мышления;
• пространственного воображения и интуиции
• математической культуры;
• творческой активности учащихся;
• интереса к предмету; логического мышления;
• активизация поисково-познавательной деятельности;
• воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей: 
• систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве
• формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
• формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
• развитие способности к преодолению трудностей.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении*;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

Содержание учебного курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводное повторение. Векторы в пространстве.

4

2

Метод координат в пространстве. Движения

16

3

Цилиндр, конус и шар

16

4

Объемы тел

18

5

Итоговое повторение. Решение задач

11

Итого:

65

Содержание тем учебного курса

Вводное повторение. Векторы в пространстве.

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.

Метод координат в пространстве. Движения

Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Координаты точки и координаты вектора. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Движения.

Основная цель:  сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель:  дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Объемы тел

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель:  ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереомегрии.

Итоговое повторение.  Решение задач.

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь, решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик присутствовал на занятиях, смотрел, списывал с доски, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

 Отметка «5» ставится, если:

  • выполненную полностью без ошибок и недочетов;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если: 

  • ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  •  ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:      нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс  

Учебник  Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

дата

план.

факт

Вводное повторение. Векторы в пространстве.

4

1

Многогранники.

3.09

2

Сложение и вычитание векторов.

5.09

3

Умножение вектора на число

10.09

4

Компланарные векторы

12.09

Гл. 5. Метод координат в пространстве. Движения

16

§ 1. Координаты точки и координаты вектора

6

5

Прямоугольная система координат в пространстве.  

17.09

6

Координаты вектора

19.09

7

Связь между координатами векторов и координатами точек

24.09

8

Простейшие задачи в координатах

26.09

9

Простейшие задачи в координатах

1.10

10

Решение задач по теме «Координаты вектора»

3.10

§ 2. Скалярное произведение векторов

6

11

Угол между векторами

8.10

12

Скалярное произведение векторов

10.10

13

Скалярное произведение векторов

15.10

14

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

17.10

15

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

22.10

16

Решение задач по теме «Метод координат в пр-ве»

24.10

§ 3. Движения

3

17

Центральная, осевая и зеркальная симметрии.

7.11

18

Параллельный перенос.                        

12.11

19

Решение задач по теме «Движения»

14.11

20

Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве»

1

19.11

Глава 6. Цилиндр, конус и шар

16

§ 1. Цилиндр

4

21

Цилиндр         

21.11

22

Решение задач на нахождение элементов цилиндра

26.11

23

Площадь поверхности цилиндра

28.11

24

Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра»

3.12

§ 2. Конус

4

25

Понятие конуса, усеченного конуса

5.12

26

Решение задач на нахождение элементов конуса

10.12

27

Площадь поверхности конуса

12.12

28

Решение задач по теме «Конус»

17.12

§ 3. Сфера

7

29

Сфера и шар. Уравнение сферы.

19.12

30

Взаимное расположение сферы и плоскости.

24.12

31

Касательная плоскость к сфере

26.12

32

Площадь сферы

14.01

33

 Взаимное расположение сферы и прямой

16.01

34

Решение задач по теме «Сфера»

21.01

35

Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар»

23.01

36

Контрольная работа № 2 «Цилиндр, конус, шар»

1

28.01

Глава 7. Объемы тел

18

§ 1. Объем прямоугольного параллелепипеда

3

37

Понятие объема тела. Объем прямоугольного параллелепипеда

30.01

38

Объем прямоугольного параллелепипеда

4.02

39

Решение задач на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда

6.02

§ 2. Объем прямой призмы и цилиндра

4

40

Объем прямой призмы

11.02

41

Решение задач по теме «Объем прямой призмы»

13.02

42

Объем цилиндра

18.02

43

Решение задач по теме «Объем цилиндра»

20.02

§ 3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

5

44

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла

25.02

45

Объем наклонной призмы

27.02

46

Объем пирамиды

4.03

47

Объем конуса.

6.03

48

Решение задач по теме «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса»

11.03

§ 4. Объем шара и площадь сферы

5

49

Объем шара

13.03

50

Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

18.03

51

Площадь сферы

20.03

52

Решение задач по теме «Объем шара, площадь сферы»

3.04

53

Решение задач по теме «Объемы тел»

8.04

54

Контрольная работа № 3 «Объемы тел»

1

10.04

Итоговое повторение. Решение задач

11

55

Взаимное расположение прямых и плоскостей. Параллельность.

15.04

56

Взаимное расположение прямых и плоскостей. Перпендикулярность.

17.04

57

Теорема о трех перпендикулярах

22.04

58

Многогранники

24.04

59

Многогранники. Площадь поверхности

29.04

60

Тела вращения

6.05

61

Тела вращения. Площадь поверхности

8.05

62

Объемы тел

13.05

63

Решение задач на нахождение объемов тел

15.05

64

Стереометрия. Метод координат и векторы в пространстве

20.05

65

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

22.05

Итого:

65

Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические  и учебные пособия
  • Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  • Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г.Зив. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  • Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса.- 4-е издание, испр. и доп.- М.: Илекса, 2007.- 175 с.
  • Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя /  С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Оборудование и приборы
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Комплект инструментов классных: линейка, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
  • ПК

  1. Дидактический материал
  • Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
  • Тесты.

  1. Интернет-ресурсы
  • Презентации в программе PowerPoint.

Литература

  1. Бурмистрова Т.А. Геометрия.  10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. -  М., «Просвещение», 2010.
  2. Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  3.  Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г.Зив. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., «Дрофа», 2002.
  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса.- 4-е издание, испр. и доп.- М.: Илекса, 2007,- 175 с.
  6.  Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя /  С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Настольная книга учителя математики: Справочно-методическое пособие/Сост. Л.О.Рослова.– М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.–429 с.
  8. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике / «Вестник образования» - 2004 - № 14 - с.107-119.
  9. Яровенко В.А.. Поурочные разработки по геометрии 11 класс: кн. для учителя. – М.: «ВАКО», 2010.

 Компьютерное обеспечение уроков.  

Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально-техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают  навыки пользователя компьютером.

Использование информационных технологий позволяет расширить рамки изучения предмета.

Презентации к урокам

В работе используются презентации, взятые с образовательных сайтов:

http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/   

http://www.openclass.ru/

http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 

http://www.uchportal.ru/load/23

http://easyen.ru/ 

http://karmanform.ucoz.ru 

http://polyakova.ucoz.ru/

http://le-savchen.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы....

Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]

Рабочая программа  по геометриик учебнику  «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.

Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....