Рабочая программа по геометрии 11 класс, учебник Атанасяна
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 11 класс, учебник Атанасяна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии 11 класс, учебник Атанасяна | 41.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики и информатики Протокол №1 от «30» августа 2018г. Руководитель МО ______Г.Е.Юрова | «Согласовано» Руководитель методического совета школы ________С.В. Гоголева «30» августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №8 ________ О.И.Кандалова Приказ №119/1 от «31» августа2018г. |
Рабочая учебная программа
по геометрии
(наименование учебного предмета (курса))
образовательная область-математика
(код и наименование профессии, специальности)
11 класс
(уровень, ступень образования)
сентябрь 2018г.- май 2019г.
(срок реализации программы)
Учитель: Юрова Галина Евгеньевна
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 27.12.2009г.) «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
- Базисного учебного плана, утвержденного приказом МИН образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.
- Программы общеобразовательных учреждений. 10 - 11 кл. Геометрия./ Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
- Учебного плана МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 уч.год.
- Положения МБОУ СОШ №8 о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой.(Приказ №115 от 21.08.2018)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2010). Учебник Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
Рабочая программа предназначена для изучения геометрии в 11 классе на базовом уровне, составлена на 65 часов без учёта ГИА (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год (увеличены часы за счет школьного компонента на базовом уровне), Годовым календарным учебным графиком).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской – изменено количество часов на изучение отдельных разделов и тем (за основу взято авторское планирование для базового уровня – 1,5 ч. в неделю и добавлено необходимое количество часов на изучение тем курса, запланированы часы на решение тематических тестовых заданий ЕГЭ):
№п/п | Раздел | Количество часов в авторской программе (1,5 ч в неделю, всего 51 ч) | Количество часов в рабочей программе (2 ч в неделю, всего 65 ч) |
1. | Векторы в пространстве | 6 | 4 |
2. | Метод координат в пространстве. | 11 | 16 |
3. | Цилиндр, конус, шар | 13 | 16 |
4. | Объемы тел | 15 | 18 |
5. | Обобщающее повторение. | 6 | 11 |
Итого | 51 | 65 |
Изучение геометрии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие логического мышления;
• пространственного воображения и интуиции
• математической культуры;
• творческой активности учащихся;
• интереса к предмету; логического мышления;
• активизация поисково-познавательной деятельности;
• воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
• систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве
• формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
• формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
• развитие способности к преодолению трудностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении*;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Содержание учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводное повторение. Векторы в пространстве. | 4 |
2 | Метод координат в пространстве. Движения | 16 |
3 | Цилиндр, конус и шар | 16 |
4 | Объемы тел | 18 |
5 | Итоговое повторение. Решение задач | 11 |
Итого: | 65 |
Содержание тем учебного курса
Вводное повторение. Векторы в пространстве.
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Метод координат в пространстве. Движения
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Координаты точки и координаты вектора. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Движения.
Основная цель: сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Цилиндр, конус, шар
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель: ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереомегрии.
Итоговое повторение. Решение задач.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь, решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик присутствовал на занятиях, смотрел, списывал с доски, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
- выполненную полностью без ошибок и недочетов;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс
Учебник Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | дата | |
план. | факт | |||
Вводное повторение. Векторы в пространстве. | 4 | |||
1 | Многогранники. | 3.09 | ||
2 | Сложение и вычитание векторов. | 5.09 | ||
3 | Умножение вектора на число | 10.09 | ||
4 | Компланарные векторы | 12.09 | ||
Гл. 5. Метод координат в пространстве. Движения | 16 | |||
§ 1. Координаты точки и координаты вектора | 6 | |||
5 | Прямоугольная система координат в пространстве. | 17.09 | ||
6 | Координаты вектора | 19.09 | ||
7 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 24.09 | ||
8 | Простейшие задачи в координатах | 26.09 | ||
9 | Простейшие задачи в координатах | 1.10 | ||
10 | Решение задач по теме «Координаты вектора» | 3.10 | ||
§ 2. Скалярное произведение векторов | 6 | |||
11 | Угол между векторами | 8.10 | ||
12 | Скалярное произведение векторов | 10.10 | ||
13 | Скалярное произведение векторов | 15.10 | ||
14 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 17.10 | ||
15 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 22.10 | ||
16 | Решение задач по теме «Метод координат в пр-ве» | 24.10 | ||
§ 3. Движения | 3 | |||
17 | Центральная, осевая и зеркальная симметрии. | 7.11 | ||
18 | Параллельный перенос. | 12.11 | ||
19 | Решение задач по теме «Движения» | 14.11 | ||
20 | Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве» | 1 | 19.11 | |
Глава 6. Цилиндр, конус и шар | 16 | |||
§ 1. Цилиндр | 4 | |||
21 | Цилиндр | 21.11 | ||
22 | Решение задач на нахождение элементов цилиндра | 26.11 | ||
23 | Площадь поверхности цилиндра | 28.11 | ||
24 | Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра» | 3.12 | ||
§ 2. Конус | 4 | |||
25 | Понятие конуса, усеченного конуса | 5.12 | ||
26 | Решение задач на нахождение элементов конуса | 10.12 | ||
27 | Площадь поверхности конуса | 12.12 | ||
28 | Решение задач по теме «Конус» | 17.12 | ||
§ 3. Сфера | 7 | |||
29 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 19.12 | ||
30 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | 24.12 | ||
31 | Касательная плоскость к сфере | 26.12 | ||
32 | Площадь сферы | 14.01 | ||
33 | Взаимное расположение сферы и прямой | 16.01 | ||
34 | Решение задач по теме «Сфера» | 21.01 | ||
35 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» | 23.01 | ||
36 | Контрольная работа № 2 «Цилиндр, конус, шар» | 1 | 28.01 | |
Глава 7. Объемы тел | 18 | |||
§ 1. Объем прямоугольного параллелепипеда | 3 | |||
37 | Понятие объема тела. Объем прямоугольного параллелепипеда | 30.01 | ||
38 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 4.02 | ||
39 | Решение задач на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда | 6.02 | ||
§ 2. Объем прямой призмы и цилиндра | 4 | |||
40 | Объем прямой призмы | 11.02 | ||
41 | Решение задач по теме «Объем прямой призмы» | 13.02 | ||
42 | Объем цилиндра | 18.02 | ||
43 | Решение задач по теме «Объем цилиндра» | 20.02 | ||
§ 3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса | 5 | |||
44 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла | 25.02 | ||
45 | Объем наклонной призмы | 27.02 | ||
46 | Объем пирамиды | 4.03 | ||
47 | Объем конуса. | 6.03 | ||
48 | Решение задач по теме «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса» | 11.03 | ||
§ 4. Объем шара и площадь сферы | 5 | |||
49 | Объем шара | 13.03 | ||
50 | Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | 18.03 | ||
51 | Площадь сферы | 20.03 | ||
52 | Решение задач по теме «Объем шара, площадь сферы» | 3.04 | ||
53 | Решение задач по теме «Объемы тел» | 8.04 | ||
54 | Контрольная работа № 3 «Объемы тел» | 1 | 10.04 | |
Итоговое повторение. Решение задач | 11 | |||
55 | Взаимное расположение прямых и плоскостей. Параллельность. | 15.04 | ||
56 | Взаимное расположение прямых и плоскостей. Перпендикулярность. | 17.04 | ||
57 | Теорема о трех перпендикулярах | 22.04 | ||
58 | Многогранники | 24.04 | ||
59 | Многогранники. Площадь поверхности | 29.04 | ||
60 | Тела вращения | 6.05 | ||
61 | Тела вращения. Площадь поверхности | 8.05 | ||
62 | Объемы тел | 13.05 | ||
63 | Решение задач на нахождение объемов тел | 15.05 | ||
64 | Стереометрия. Метод координат и векторы в пространстве | 20.05 | ||
65 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 22.05 | ||
Итого: | 65 |
Учебно-методическое обеспечение
- Методические и учебные пособия
- Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
- Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г.Зив. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса.- 4-е издание, испр. и доп.- М.: Илекса, 2007.- 175 с.
- Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя / С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
- Оборудование и приборы
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Комплект инструментов классных: линейка, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
- ПК
- Дидактический материал
- Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
- Карточки для проведения контрольных работ.
- Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
- Тесты.
- Интернет-ресурсы
- Презентации в программе PowerPoint.
Литература
- Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2010.
- Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
- Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г.Зив. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., «Дрофа», 2002.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса.- 4-е издание, испр. и доп.- М.: Илекса, 2007,- 175 с.
- Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя / С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
- Настольная книга учителя математики: Справочно-методическое пособие/Сост. Л.О.Рослова.– М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.–429 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике / «Вестник образования» - 2004 - № 14 - с.107-119.
- Яровенко В.А.. Поурочные разработки по геометрии 11 класс: кн. для учителя. – М.: «ВАКО», 2010.
Компьютерное обеспечение уроков.
Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально-техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают навыки пользователя компьютером.
Использование информационных технологий позволяет расширить рамки изучения предмета.
Презентации к урокам
В работе используются презентации, взятые с образовательных сайтов:
http://festival.1september.ru/articles/subjects/1
http://www.uchportal.ru/load/23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)
Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....
рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс
рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.
Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы....
Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]
Рабочая программа по геометриик учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...
рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс
рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.
Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....