Технологическая карта урока геометрии 8 класс" Четырехугольники"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Данный урок ( урок обобщения и систематизации знаний)проводиться с целью подготовки к контрольной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обощения и систематизации знаний по теме " Четырехугольники" | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник»,
с учетом требований ФГОС.
Предмет, класс | Геометрия 8 класс | ||
Тема урока, № урока по теме | Обобщение по теме «Четырехугольники» | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности, создание презентаций в Power Point. Использование мультимедийных средств | ||
Цель урока | Усвоение системы знаний через обобщение и систематизацию. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Расширить и углубить знания учащихся о четырехугольниках | Развить умения обобщать, анализировать, абстрагировать и конкретизировать свойства четырехугольников и отношения между ними. | Научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Универсальные, мультимедийный компьютер, программные средства: MS Power Point, Word | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный компьютер, проектор |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | ||
Организацион- ный момент | Подготовить учащихся к работе на уроке. | Раздача тетрадей, дидактических и раздаточных материалов. Концентрация внимания учащихся на урок | Слушают учителя, получают карточки и оценочные листки в виде таблицы: (Приложение 3) | 1)Регулятивные: волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем. | ||
Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное) | Фронтальная работа с классом. Проверяем решение задачи на построение прямоугольника №431(а), Разбираем схему решения, анализируем. С помощью задачи №408(б) доказываем признак ромба. На примере №416 говорим о центральной и осевой симметрии. | Учащиеся устно работают у доски, объясняя и обосновывая свои решения, и отвечают на поставленные вопросы. Работает группа консультантов. Заполняют свои оценочные листки. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | ||
Актуализация ранее изученного материала | Актуализация опорных знаний и способов действий На экране презентация |
Слайд 1: Что показывает данная схема? | Ответы учеников: Квадрат – универсальный 4-хугольник, обладающий всеми свойствами как параллелограмма, так и прямоугольника и ромба. Ромб и прямоугольник обладают всеми свойствами параллелограмма. И кроме, этого, имеют только им присущие свойства. | Познавательные общеучебные, коммуникативные | ||
Целеполагание и мотивация | Мотивация учащихся на изучение и усвоение учебного материала | Слайд 2: Класс делится по рядам на 3 группы: 1 ряд – рассказывает определение и свойства параллелограмма; 3 ряд –ромба. | Ученики по группам отвечают на поставленные вопросы. Подчеркнуть: параллелограмм, у которого все углы равны – прямоугольник; Параллелограмм, у которого все стороны равны –ромб. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | ||
Целеполагание и мотивация | Мотивация учащихся на изучение и усвоение учебного материала | Проблемная ситуация: Какие 4-хугольники обладают следующими характеристическими свойствами:
| Учащиеся предлагают свои варианты ответов, обсуждают их. Подчеркнуть: универсальность квадрата как частного вида параллелограмма. Цель урока: обобщить и систематизировать, а также применять при решении задач на вычисление и доказательство, определения, свойства и признаки четырехугольников. |
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. | Повторение свойств параллелограмма, прямоугольника, ромба. | составить таблицу (приложение 4) | Ученики по группам отвечают на поставленные вопросы. Заполняют оценочные листы. Подчеркнуть: в каких ситуациях применяются свойства фигур, а в каких признаки. | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения | ||
Закрепление теоретического материала при решении задач. | Решать задачи и применять полученные знаний на практике. | Дифференцированный подход. Используя раздаточные листы, решаем в тетради задачу №3, далее №1 и №4. Для более сильных учеников – задача №2. (приложение 2) | Решают задачи в тетради и на доске, проговаривая нужные свойства или признаки. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. | ||
Контроль и самооценка знаний и способов действия | контроль качества усвоения знаний, выявление недостатков в знаниях, установление причин выявленных недостатков | Организует выполнение учащимися теста(приложение 1) по теме «Решение задач на свойства четырехугольников» Организует проверку и самооценку её результатов, рефлексию. | Ученики сначала выполняют тестовую работу, затем взаимопроверка и проверка с помощью доски | Регулятивные контроля (самоконтроля), коррекции. Коммуникативные. | ||
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | Оценить работу класса и отдельных учащихся | Оценка процессов деятельности на уроке и результативность учащихся. Организовывает обсуждение сказки(приложение 5) и отвечают на вопрос? и запись домашнего задания. Домашнее задание составление дерева семьи четырехугольника, решение 2 задач, отгадать кроссворд Слайд 3 | Делают вывод о достижении поставленной цели, оценивают свою работу на уроке (заполняют оценочные листы). | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | ||
Рефлексия. | 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ» Обозначение с помощью знаков на полях возле условия задачи или в самом решении задачи: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать | Ученики высказывают своё отношение к прошедшему уроку, ставят перед собой задачи для подготовки к следующему уроку. | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Приложение 1
Тест по теме «Решение задач на свойства четырехугольников»
ВАРИАНТ 1. (подготовка к контрольной работе)
1. Если диагонали у параллелограмма равны, то он может быть:
а) квадратом,
б) квадратом или прямоугольником,
в) прямоугольником,
г) любым четырехугольником.
2. Если у параллелограмма диагонали пересекаются под прямым углом, то он может быть:
а) ромбом,
б) ромбом или квадратом,
в) любым прямоугольником.
3. Чему равна сумма углов параллелограмма:
А)180°, б)90°, в)360°, г)720°.
4. Если одна сторона параллелограмма равна 10 см, а другая – 20 см, то периметр его равен:
а)10 см, б)20 см, в)30 см, г)60 см, д)120 см.
5. Если стороны параллелограмма равны 3 см и 5 см, то какие это стороны:
а) смежные,
б) противоположные,
в) любые.
6. Если один угол параллелограмма равен 42°, то чему равны другие его углы:
А)42° и 82°, б)42°, 84°, 54°, в)42°, 138°, 138°, г) 84°, 138°.
7. Сумма двух углов параллелограмма равна 100°. Какие это углы:
а) соседние,
б) противоположные,
в) любые.
8. Если диагональ параллелограмма образует с его сторонами углы 30° и 40°, то углы параллелограмма равны:
а)60°, 80°, б)70°,10°, в)70°, 110°
9. Если одна диагональ ромба равна его стороне, то чему будут равны углы ромба:
а)60°, б)90°, в)60°, 120°.
ВАРИАНТ 2. (подготовка к контрольной работе)
1. Если диагонали у четырехугольника равны, то он может быть:
а) квадратом,
б) прямоугольником,
в) трапецией,
г) любым четырехугольником.
2. Если у четырехугольника диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то он может быть:
а) трапецией,
б) параллелограммом,
в) любым прямоугольником.
3. Чему равна сумма углов прямоугольника:
А)180°, б)90°, в)360°, г)720°.
4. Если одна сторона ромба равна 15 см, то периметр его равен:
а)15 см, б)30 см, в) 225 см, г)60 см.
5. Если стороны прямоугольника равны 6 см и 4 см, то какие это стороны:
а) смежные,
б) противоположные,
в) любые.
6. Если один угол параллелограмма равен 52°, то чему равны другие его углы:
А) 52° и 82°, б) 52°, 84°, 54°, в)42°, 128°, 128°, г) 78°, 138°.
7. Сумма двух углов параллелограмма равна 180°. Какие это углы:
а) противоположные,
б) соседние,
в) любые.
8. Если диагональ параллелограмма образует с его сторонами углы 20° и 50° , то углы параллелограмма равны:
а) 70°, 110°, б) 40°,100°, в) 70°, 180°
9. Если одна диагональ ромба равна его стороне, то чему будут равны углы ромба:
а) 60°, б)90°, в)60°, 120°.
Приложение 2
Задачи для решения на уроке.
Задачи для домашнего задания
Приложение 3
Оценочный листок Ф.И.____________________________________
№ | Вид задания | Максимальный балл | Полученный балл | Смайлик |
1 | Устная работа | 5 | ||
2 | Таблица свойства четырехугольников | 5 | ||
3 | Решение задач | 15 | ||
4 | Сказка-вопрос | 5 | ||
5 | Кроссворд | 5 | ||
6 | Активность на уроке | 5 | ||
Итого: | 40 |
Приложение 4
Заполни таблицу, отметив знаки “+” – да, “-” – нет.
Таблица “Свойства четырехугольников”.
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1. Противоположные стороны параллельны и равны. | ||||
2. Все стороны равны | ||||
3. Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 1800. | ||||
4. Все углы прямые. | ||||
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | ||||
6. Диагонали равны. | ||||
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов. |
Приложение 5
- Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились и отправились в далекое путешествие.
На пути путешественников попалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делится пополам». Часть четырехугольников остались на берегу, остальные переплыли и отправились дальше.
На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Вопросы:
1.Кто стал королем?
2.Кто был основным соперником?
3. Кто первым вышел из соревнования?
Дополнительные задания
По горизонтали:
- Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
- Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.
- Параллелограм, у которого все углы прямые.
- Точки, из которых выходят стороны четырехугольников.
По вертикали:
- Сумма длин всех сторон.
- Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
- Прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Параллелограмм, у которого все стороны равны.
- Отрезок, соединяющий соседние вершины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока (Геометрия)
Технологическая карта интегрированного урока (математика и физика)...
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе "Решение задач по теме "Параллельные прямые"" (урок 38)
Технологическая курта урока...
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе " Подготовка к контрольной работе по теме "параллельные прямые"" (урок 39)
Технологическая карта урока геометрии...
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе. Тема урока: Внешний угол.
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе.Тема урока:...
Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс
Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....
Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс
Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"...