Технологическая карта урока геометрии 8 класс" Четырехугольники"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Лесникова Галина Анатольевна

Данный урок ( урок обобщения и систематизации знаний)проводиться с целью подготовки к контрольной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник»,

с учетом требований  ФГОС.

Предмет, класс

Геометрия 8 класс

Тема урока,

№ урока по теме

Обобщение по теме «Четырехугольники»

Актуальность использования средств ИКТ

Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности, создание презентаций в Power Point.

Использование мультимедийных средств

Цель урока

Усвоение системы знаний через обобщение и систематизацию.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Расширить и углубить знания учащихся о четырехугольниках

Развить умения обобщать, анализировать, абстрагировать и конкретизировать свойства четырехугольников  и отношения между ними.

Научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные, мультимедийный компьютер,  программные средства: MS Power Point, Word

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный компьютер, проектор

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока

Задачи этапа

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

Организацион-

ный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Раздача тетрадей, дидактических и раздаточных материалов. Концентрация внимания учащихся на урок

Слушают учителя, получают карточки и оценочные листки в виде таблицы:

(Приложение 3)

1)Регулятивные:

 волевая саморегуляция;

2) Личностные:

 - смыслообразование

(Я должен посмотреть…)

 3) Коммуникативные:

- планирование учебного

сотрудничества с преподавателем.

 Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний

Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

Фронтальная работа с классом.

Проверяем решение задачи на построение прямоугольника №431(а),

Разбираем схему решения, анализируем. С помощью задачи №408(б) доказываем признак ромба.

На примере №416 говорим о центральной и осевой симметрии.

Учащиеся  устно работают у доски, объясняя и обосновывая свои решения,   и отвечают на поставленные вопросы.

Работает группа консультантов.

Заполняют свои оценочные листки.

1) Познавательные:

- общеучебные умения

структурировать знания, контроль

и оценка процесса и результатов

деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка

прогнозирования (при анализе

учебного действия).

Актуализация ранее изученного материала

Актуализация

опорных знаний и

способов действий

На экране презентация

 

Слайд 1:

 Что показывает данная схема?

 Ответы учеников:

Квадрат – универсальный 4-хугольник, обладающий всеми свойствами как параллелограмма, так и прямоугольника и ромба.

Ромб и прямоугольник обладают всеми свойствами параллелограмма. И кроме, этого, имеют только им присущие свойства.

Познавательные

общеучебные,

коммуникативные

Целеполагание

и мотивация

Мотивация учащихся на изучение и усвоение учебного материала

Слайд 2:

Класс делится по рядам на 3 группы:

1 ряд – рассказывает определение и свойства параллелограмма;
2-ряд – прямоугольника,

 3 ряд –ромба.

Ученики по группам  отвечают на поставленные вопросы.

Подчеркнуть: параллелограмм, у которого все углы равны – прямоугольник;

Параллелограмм, у которого все стороны равны –ромб.

Регулятивные

целеполагания,

коммуникативные

Целеполагание

и мотивация

Мотивация учащихся на изучение и усвоение учебного материала

Проблемная ситуация:

Какие  4-хугольники обладают следующими характеристическими свойствами:

  1. Перпендикулярность сторон и равенство диагоналей (прямоугольник, квадрат)
  2. Перпендикулярность диагоналей и равенство сторон (квадрат и ромб)
  3. Свойство диагоналей быть биссектрисами соответствующих углов (квадрат, ромб)

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, обсуждают их.

Подчеркнуть: универсальность квадрата как частного вида параллелограмма.

Цель урока:  обобщить  и систематизировать, а также

применять при решении задач на вычисление и доказательство,

 определения, свойства и признаки четырехугольников.

  1. Регулятивные: -

 целеполагание как постановка

 учебной задачи,  планирование,

  прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать

знания, постановка и

формулировка проблемы,

 умение

осознанно и произвольно строить

речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных

способов решения задач.

Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

Повторение свойств

параллелограмма, прямоугольника, ромба.

составить таблицу

(приложение 4)

 Ученики по группам отвечают на поставленные вопросы.

Заполняют оценочные листы.

Подчеркнуть: в каких ситуациях применяются свойства фигур, а в каких признаки.

1) Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение

необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи

рассуждения

Закрепление теоретического

 материала при решении задач.

Решать задачи и применять полученные знаний на практике.

Дифференцированный подход.

Используя  раздаточные листы, решаем в тетради задачу №3, далее №1 и №4.

Для более сильных учеников – задача №2.

(приложение 2)

Решают  задачи в тетради и на доске, проговаривая нужные свойства или признаки.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в

форме сравнения способа

действия и его результата с

заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и

произвольно строить

высказывания.

  Контроль и самооценка знаний и способов действия

контроль качества  усвоения

знаний,  выявление

недостатков в знаниях,

установление причин

выявленных

недостатков

Организует  выполнение учащимися теста(приложение 1)  по теме «Решение задач на свойства четырехугольников» Организует проверку и самооценку её результатов, рефлексию.

Ученики сначала выполняют тестовую работу, затем взаимопроверка и проверка с помощью доски

Регулятивные

контроля

(самоконтроля),

коррекции.

Коммуникативные.

 Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

Оценить работу класса и отдельных учащихся

Оценка процессов деятельности на уроке и результативность учащихся.

Организовывает обсуждение

сказки(приложение 5) и отвечают на вопрос?

и запись домашнего задания.

Домашнее задание  составление  дерева семьи четырехугольника,

решение 2 задач, отгадать кроссворд

Слайд 3

Делают вывод о достижении поставленной цели, оценивают свою работу на уроке (заполняют оценочные листы).

1) Познавательные:

- умение структурировать

знания

- оценка процессов и

результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая  саморегуляция

- осознание того, что уже

усвоено и что ещё подлежит

усвоению

Рефлексия.

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ» Обозначение с помощью знаков на полях возле условия задачи  или в самом решении задачи:

 «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

Ученики высказывают  своё отношение к прошедшему уроку, ставят перед собой задачи для подготовки к следующему уроку.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и

общей учебной деятельности

Приложение 1

Тест по теме «Решение задач на свойства четырехугольников»

ВАРИАНТ 1. (подготовка к контрольной работе)

1. Если диагонали у параллелограмма равны, то он может быть:

а) квадратом,

б) квадратом или прямоугольником,

в) прямоугольником,

г) любым четырехугольником.

2. Если у параллелограмма диагонали пересекаются под прямым углом, то он может быть:

а) ромбом,

б) ромбом или квадратом,

в) любым прямоугольником.

3. Чему равна сумма углов параллелограмма:

А)180°, б)90°, в)360°, г)720°.

4. Если одна сторона параллелограмма равна 10 см, а другая – 20 см, то периметр его равен:

а)10 см, б)20 см, в)30 см, г)60 см, д)120 см.

5. Если стороны параллелограмма равны 3 см и 5 см, то какие это стороны:

а) смежные,

б) противоположные,

в) любые.

6. Если один угол параллелограмма равен 42°, то чему равны другие его углы:

А)42° и 82°, б)42°, 84°, 54°, в)42°, 138°, 138°, г) 84°, 138°.

7. Сумма двух углов параллелограмма равна 100°. Какие это углы:

а) соседние,

б) противоположные,

в) любые.

8. Если диагональ параллелограмма образует с его сторонами углы 30° и 40°, то углы параллелограмма равны:

а)60°, 80°, б)70°,10°, в)70°, 110°

9. Если одна диагональ ромба равна его стороне, то чему будут равны углы ромба:

а)60°, б)90°, в)60°, 120°.

ВАРИАНТ 2. (подготовка к контрольной работе)

1. Если диагонали у четырехугольника равны, то он может быть:

а) квадратом,

б) прямоугольником,

в) трапецией,

г) любым четырехугольником.

2. Если у четырехугольника диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то он может быть:

а) трапецией,

б) параллелограммом,

в) любым прямоугольником.

3. Чему равна сумма углов прямоугольника:

А)180°, б)90°, в)360°, г)720°.

4. Если одна сторона ромба равна 15 см, то периметр его равен:

а)15 см, б)30 см, в) 225 см, г)60 см.

5. Если стороны прямоугольника равны 6 см и 4 см, то какие это стороны:

а) смежные,

б) противоположные,

в) любые.

6. Если один угол параллелограмма равен 52°, то чему равны другие его углы:

А) 52° и 82°, б) 52°, 84°, 54°, в)42°, 128°, 128°, г) 78°, 138°.

7. Сумма двух углов параллелограмма равна 180°. Какие это углы:

а) противоположные,

б) соседние,

в) любые.

8. Если диагональ параллелограмма образует с его сторонами углы 20° и 50° , то углы параллелограмма равны:

а) 70°, 110°, б) 40°,100°, в) 70°, 180°

9. Если одна диагональ ромба равна его стороне, то чему будут равны углы ромба:

а) 60°, б)90°, в)60°, 120°.

Приложение 2

Задачи для решения на уроке.                                                                    

     

 Задачи для домашнего задания

Приложение 3

                                                Оценочный листок Ф.И.____________________________________

Вид  задания

Максимальный балл

Полученный балл

Смайлик

1

Устная работа

5

2

Таблица свойства четырехугольников

                   5

3

Решение задач

15

4

Сказка-вопрос

5

5

Кроссворд

5

6

Активность на уроке

5

Итого:

40

        

Приложение 4

Заполни таблицу, отметив знаки “+” – да, “-” – нет.
                                                                        Таблица “Свойства четырехугольников”.

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

1. Противоположные стороны параллельны и равны.

2. Все стороны равны

3. Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 1800.

4. Все углы прямые.

5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

6. Диагонали равны.

7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов.

Приложение 5

 

  1. Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились и отправились в далекое путешествие.

 На пути путешественников попалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делится пополам». Часть четырехугольников остались на берегу, остальные переплыли и отправились дальше.

На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Вопросы:

1.Кто стал королем?

2.Кто был основным соперником?

3. Кто первым вышел из соревнования?

Дополнительные задания

     По горизонтали:

  1. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
  2. Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.
  3. Параллелограм, у которого все углы прямые.
  4. Точки, из которых выходят стороны четырехугольников.

По вертикали:

  1. Сумма длин всех сторон.
  1. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  3. Параллелограмм, у которого все стороны равны.
  4. Отрезок, соединяющий соседние вершины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (Геометрия)

Технологическая карта интегрированного урока (математика и физика)...

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе. Тема урока: Внешний угол.

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе.Тема урока:...

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс

Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля  открытых уроков на тему "Площади фигур"...