Урок по теме "Центральные и вписанные углы"
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Урок по теме "Центральные и вписанные углы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._tsentralnye_i_vpisannye_ugly.rar | 517.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- познакомить с формулой о величине угла, образованного двумя секущими, выходящими из одной точки, не лежащей на окружности, и формулой о величине угла между двумя хордами;
- обобщить и закрепить знания и умения решения задач по теме «Вписанные и центральные углы»;
- показать, что источник возникновения изучаемой темы возник из практических потребностей людей, вызвать интерес к данной теме, учить работать в парах.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
- Домашнее задание:№656,658.
- Организационный момент
Сегодня на уроке мы повторим теоретический материал, будем решать задачи разного уровня сложности по теме "Центральные и вписанные углы", Понятие угол и окружность появилось много веков назад. Инженеры и математики древности пользовались этими понятиями при расчётах различных архитектурных сооружений. Так же эти понятия использовались при навигации на море и на суше. В наше время понятие и свойство центральных и вписанных углов используется в науке и технике. Например, невозможно представить себе без этих понятий современную инженерную графику и машиностроение. Важность этой темы доказывается и тем, что она включена в задания ГИА и ЕГЭ. От успешности усвоения данной темы на нашем уроке будут зависеть и результаты ваших экзаменов в 9 классе. Хочется ещё раз повторить народную мудрость "Ум без догадки - гроша не стоит", т.к. при решении геометрических задач нужна смекалка, умение рассуждать, анализировать, а это невозможно без знаний и вдохновения. Вдохновения вам на протяжении всего урока.
- Устная работа
- Вначале вспомним определения и понятия, которые нам понадобятся на уроке для решения задач. Одним из домашних заданий было подготовить вопросы по теме «Центральные и вписанные углы». Но если вы задаёте вопрос, то должн6ы знать на него и ответ. Пока работаем устно, один из учеников подготовит домашнюю задачу №660 на доске.
- Дать определение центрального угла. (Угол, с вершиной в центре окружности называется центральным углом).
- Чему равна градусная мера центрального угла? (Градусная мера центрального угла равна градусной мере дуги на которую он опирается)
- Дать определение вписанного угла. (Угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность, называется вписанным углом).
- Сформулировать теорему о вписанном угле. (Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.)
- Сформулировать следствие1. (Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны).
- Сформулировать следствие2.
Вписанный угол, опирающийся на полуокружность – прямой).
- Связь вписанного и центрального углов , опирающихся на одну и ту же дугу. (Центральный угол всегда в два раза больше вписанного, опирающегося на ту же самую дугу.)
- Проверим решение домашней задачи № 660.
Через точку, лежащую вне окружности, проведены две секущие, образующие угол в 32°. Большая дуга окружности, заключённая между сторонами этого угла, равна 100°. Найдите меньшую дугу.
Решение.
- Проведём ВЕ
- Т.к. ∠АВЕ – вписанный,
то ∠АВЕ = ∪АЕ = ⋅100° = 50°.
- Т.к. ∠АВЕ – внешний угол ΔВЕС,
то ∠АВЕ = ∠ВЕС + ∠BCD,
откуда ∠ВЕС = ∠АВЕ - ∠BCD,
∠ВЕС = 50° – 32° = 18°.
- Т.к. ∠ВЕD = 18° – вписанный,
то ∠ВЕD = ∪BD,
значит ∪BD = 2 ⋅∠ВЕD = 2 ⋅ 18° = 36°.°
Ответ: ∪BD = 36°.
- Решим задачи по готовым чертежам,
- Задание 1. Найти градусную меру угла АОВ, если дуга на которую он опирается =88; найти градусную меру угла АМВ, если дуга на которую он опирается =88. (Слайд №6)
- Задание 2. Найти ∠АОВ, если дуга АМВ=260°. (Слайд №7)
- Задание 3. Найти ∠ А, в ∆АВС, если ∠АВС опирается на диаметр, ∠С=34°. (Слайд №8)
- Задание 4. Найдите градусную меру ∠ АВС, если ∠АОС=110°.
(Слайд №9)
- Задание 5. Найти АВС, если ∠ADC=40°. (Слайд№10)
- Задание 6. Найти ∠АОВ, если он вписанный и точки А,В,О делят окружность на 3 равные части. (Слайд №11).
- Задание 7. Задача В: из ГИА – 2012, вариант 222. Найти ∠АОD, если ∠АСD=103°. (Слайд №12)
- Задание 8. Задача В6 из ЕГЭ – 2012. Центральный угол на 36° больше вписанного угла, опирающегося на ту же дугу окружности. Найдите вписанный угол. (Слайд №13)
- Задание 9. В ∆ВСD найти ∠ВDС, если ∠ВСА=60°, Ас – диаметр окружности. (Слайд №14)
- Задание 10. Найти ∠DАС, если в ∆АВD ∠АВD=35°, АС – диаметр окружности.
- Решение задач с применением элементов исследовательской деятельности
- Вывод и доказательство утверждения о величине угла между двумя секущими.
Вернёмся к домашней задаче: (рисунок на слайде).
Найдите связь между величиной угла и градусными мерами дуг.
Заметим, что (100° – 36°) : 2 = 64° : 2 = 32°.
Наводящие вопросы:
- Как был образован угол АСЕ?
- С помощью величин каких дуг мы нашли величину угла АСЕ?
- Сформулируйте гипотезу о величине угла между двумя секущими.
Гипотеза:
1)Угол между двумя секущими, проведенными из одной точки, равен полуразности большей и меньшей дуг, заключенных между его сторонами.
2)Угол, вершина которого лежит вне круга и стороны пересекаются с окружностью, измеряется полуразностью большей и меньшей дуг, заключенных между его сторонами.
Т.е., нам надо доказать, что
∠АСЕ = (∪АЕ - ∪BD).
Доказательство:
- Т.к. ∠АВЕ – вписанный в окружность, то ∠АВЕ = ∪АЕ.
- Т.к. ∠BED - вписанный в окружность, то ∠BED = ∪BD.
- Рассмотрим ΔВЕС: ∠АВЕ – внешний угол данного треугольника. Его величина равна сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним. Значит,
∠АВЕ = ∠ВЕС + ∠ВСЕ,
∠ВСЕ = ∠АВЕ - ∠ВЕС,
∠ВСЕ = ∪АЕ - ∪BD = (∪АЕ - ∪BD).
Применение: №661 (устно).
Решение:α = (140° – 52°) : 2 = 88° : 2 = 44°.
Ответ: 44°
- Вывод и доказательство утверждения о величине угла между двумя пересекающимися хордами.
Рассмотрим две пересекающиеся хорды окружности (слайд).
Наводящие вопросы:
1. Являются ли центральными или вписанными углы, образованные пересекающимися хордами?
2. Проведём хорду АС. Какие вписанные углы при этом получились?
3. Рассмотрим вписанные углы АСD и САВ:
∠АСD =∪AD; ∠САВ = ∪СВ.
4. Неизвестный угол α - внешний угол ΔАСЕ, значит его величина равна сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним:
α = ∠АСD + ∠САВ = ∪AD + ∪СВ = (∪AD + ∪СВ).
5. Сформулируйте гипотезу о величине угла между двумя пересекающимися хордами.
Гипотеза:
Угол между двумя пересекающимися хордами равен полусумме двух дуг, заключённых между этими хордами.
Применение: №662 (устно).
Решение:∠ВЕС = (54° + 70°) : 2 = 124° : 2 = 64°.
Ответ:64°
- Самостоятельная работа
Вариант 1 Найти:∠MNK
MN : АС=1:5 АМ=100° NC=140° Найти: ∠АВС | Вариант 2
Найти:∠АОD
AD : CB=4:6 AC=80° BD=120° Найти:∠АЕD |
- Итог урока:
- Выставить оценки.
- Какие новые утверждения об углах, связанных с окружностью, вы сегодня узнали?
- Как вы получили эти новые сведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к интерактивной доске Smart Board к уроку геометрии по теме "Центральные и вписанные углы"
Материалы к интерактивной доске Smart Board для уроков, выполненные в приложении к Smart Board в программе Notebook 10...
Урок-презентация, Геометрия, 8 класс "Углы, вписанные в окружность"
Классический курс геометрии, 8 класс...
Урок по геометрии - "Вписанные углы"
В данный материал входит: Презентация, конспект урока, карточки 1и 2 варианта, оценочная таблица...
план-конспект урока геометрии в 8 классе по теме "Центральные и вписанные углы"
Урок комбинированный с элементами самопроверки, работы в парах. Содержит раздаточный материал. При подведении итогов используется карта самооценки....
Конспект урока геометрии 8 класс "Вписанные углы"
Коенспект урока геометрии по теме "Вписанные углы" для учащихся 8 класса...
Презентация "Урок геометрии по теме: "Вписанные углы"
Презентация. На уроке дается определение вписанного угла, теорема о вписанном угле и следствия из него....
Самостоятельная работа Центральные и вписанные углы (ОГЭ) углы/ (8 класс)
Самостоятельная работа Центральные и вписанные углы (ОГЭ) углы/ (8 класс)...