РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 КЛАСС
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_geometriya_2017.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧИСТИКОВСКАЯ ШКОЛА »
Рассмотрена на педагогическом совете школы протокол № _____ от _____________2017г. | Утверждаю: директор МБОУ «Чистиковская школа» ______________Соловьева В.А. Приказ № _____от_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
8 КЛАСС
Составитель:
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
ШПИЛЮК ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
1категория
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
- ФГОС ООО
- ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
- АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ГЕОМЕТРИЯ 7-9 КЛАССЫ»
Л.С.АТАНАСЯН, 2013Г.
ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:
ГЕОМЕТРИЯ , 7 - 9 КЛАСС/Л.С.АТАНАСЯН.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015Г.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД - 68 , В НЕДЕЛЮ – 2 ЧАСА
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1. | Повторение | 4 | ||
2 | Четырехугольники | 12 | 1 | |
3 | Площадь | 13 | 1 | |
4 | Подобные треугольники | 22 | 2 | |
5 | Окружность | 15 | 1 | |
6 | Обобщающее повторение | 2 | ||
Итого 68 часов 5 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение (4ч)
Глава 5.Четырехугольники (12 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь (13 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники (22 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (15 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (2 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды деятельности учащихся:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | Повторение | 1 | 1) Измерение отрезков и углов 2) Равенство треугольников 3) Треугольники 4) Перпендикулярные и параллельные прямые | Фронтальная работа с классом (ФО), работа у доски и с классом | 06.09 | ||
2 | Повторение | 1 | УОСЗ | Фронтальная работа с классом (ФО), работа у доски и с классом | 08.09
15.09 | ||
3 | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника | 1 | КУ | 1) Многоугольники 2) Выпуклые многоугольники 3) Сумма углов выпуклого многоугольника | ФО, ИРД | 20.09 | |
4 | Четырехугольник | 1 | УОНМ | 1) Многоугольник 2) Элементы многоугольника 3) Четырехугольник | ИРД | 22.09 | |
5 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | КУ | 1) Параллелограмм 2) Свойства, | ФО | 27.09 | |
6 | Признаки параллелограмма | 1 | Признаки параллелограмма | ФО | |||
7 | Решение задач | 1 | УПЗУ | Применение свойств и признаков параллелограмма при решении задач | |||
8 | Трапеция. Средняя линия трапеции | 1 | УОНМ | 1) Трапеция и ее элементы 2) Средняя линия трапеции | ФО | 29.09 | |
9 | Равнобедренная трапеция и ее свойства | 1 | КУ | 1) Равнобедренная трапеция 2) Свойства равнобедренной трапеции | 4.10 | ||
10 | Теорема Фалеса | 1 | УЗИМ | Теорема Фалеса | ИРД СР | 6.10 | |
11 | Задачи на построение. Деление отрезка на n равных отрезков | 1 | КУ | 1) Основные типы задач на построение 2) Деление отрезка на части | СР | 11.10 | |
12 | Прямоугольник. Его свойства и признаки | 1 | КУ | 1) Прямоугольник 2) Элементы прямоугольника 3) Свойства и признаки прямоугольника | ФО ИРД | 13.10 | |
13 | Ромб и квадрат. Свойства и признаки | 1 | КУ | 1) Понятие ромба 2) Понятие квадрата 3) Свойства и признаки квадрата и ромба | ФО | 18.10 | |
14 | Средняя линия треугольника | 1 | КУ | 1) Треугольник 2) Средняя линия треугольника | 20.10 | ||
15 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | КУ | Осевая и центральная симметрия как свойство геометрических фигур | ФО ИРД |
| |
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | 1 | КЗУ |
| |||
17 | Анализ контрольной работы. Понятие площади плоских фигур Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 | КУ | 1) Понятие о площади 2) Равносоставленные и равновеликие фигуры 3) Свойства площадей |
| ||
18 | Площадь многоугольника. | 1 | УОНМ | ФО |
| ||
19 | Площадь квадрата | 1 | УОНМ | Площадь квадрата |
| ||
20 | Площадь прямоугольника. | 1 | УОНМ | Площадь прямоугольника. | ИРД МД |
| |
21 | Площадь параллелограмма (основная формула). | 1 | КУ | ФО |
| ||
22 | Площадь треугольника (основная формула) и следствия из нее. | 1 | КУ | Формула площади треугольника | ФО |
| |
23 | Площадь трапеции. | 1 | КУ | 1) Теорема о площади трапеции 2) Формула пощади трапеции | ФО |
| |
24 | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы | 1 | УЗИМ | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы | ИРД СР |
| |
25 | Теорема Пифагора. | 1 | КУ | Теорема Пифагора. | ФО |
| |
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | УОНМ | Теорема, обратная теореме Пифагора. | ИРД |
| |
27 | Решение задач | 1 | УПЗУ | Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора для решения задач | СР |
| |
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников» | 1 | КЗУ |
| |||
29 | Анализ контрольной работы. Формула Герона | 1 | КУ | Формула Герона | ФО |
| |
30 | Решение задач. | 1 | УПЗУ | ИРД ИРК |
| ||
31 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия | 1 | КУ | 1) Подобие треугольников 2) Коэффициент подобия | ФО |
| |
32 | Отношение площадей двух подобных треугольников | 1 | УОНМ | Связь между площадями подобных фигур | ИРД МД | ||
33 | Свойство биссектрисы | 1 | КУ | Свойство биссектрисы | |||
34 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | УОНМ | Первый признак подобия треугольников. | ФО | ||
35 | Второй и третий признак подобия треугольников. | 1 | КУ | Второй и третий признак подобия треугольников. | ФО | ||
36 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | УОСЗ | Третий признак подобия треугольников. | ИРД | ||
37 | Решение задач | 1 | КУ | Применение признаков подобия при решении задач | ФО ИРД СР | ||
38 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников». | 1 | КЗУ | КР-3 | |||
39 | Анализ контрольной работы. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника. | 1 | КУ | 1) Применение признаков подобия к доказательству теорем 2) Средняя линия треугольника | ФО | ||
40 | Теорема о точке пересечения медиан треугольника | 1 | УОНМ | Свойство медиан треугольника | ИРК | ||
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | КУ | 1) Пропорциональные отрезки 2) Среднее пропорциональное 3) Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | ФО | ||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | УЗИМ | ||||
43 | Практические приложения подобия треугольников. | 1 | КУ | ФО | |||
44 | Подобия произвольных фигур | 1 | УПЗУ | ИРД СР | |||
46 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла | 1 | КУ | 1) Понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника 2) Основное тригонометрическое тождество | ФО ИРД | ||
47 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | 1 | КУ | Синус, косинус и тангенс для углов 300, 450, 600. | ФО | ||
48 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | УПЗУ | 1) Решение прямоугольных треугольников 2) Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами | ИРД СР | ||
49 | Площадь треугольника, параллелограмма (дополнительные формулы) | 1 | УПЗУ | ||||
50 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами | ||||
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | КЗУ | КР-4 | |||
52 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | УОНМ | Взаимное расположение прямой и окружности. | ФО ИРД | ||
53 | Взаимное расположение двух окружностей | 1 | УПЗУ | Взаимное расположение двух окружностей | |||
54 | Касательная к окружности и секущая. Свойство касательной | 1 | КУ | 1) Касательная и секущая к окружности 2) Точка касания | ФО | ||
55 | Признак касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки | 1 | УПЗУ | 1) Признак касательной к окружности. 2) Равенство касательных | ИРД СР | ||
56 | Дуга, хорда. Градусная мера дуги окружности. Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле | 1 | КУ | 1) Дуга, хорда 2) Центральные и вписанные углы 3) Градусная мера дуги окружности 4) Теорема о вписанном угле | ФО | ||
57 | Промежуточная аттестация | ||||||
58 | Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд | 1 | УОНМ | 1) Соотношения в окружности 2) Свойства секущих, касательных, хорд 3) Теорема об отрезках пересекающихся хорд | |||
59 | Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис | 1 | КУ | 1) Теорема о свойстве биссектрисы угла 2) Четыре замечательные точки треугольника | ФО | ||
60 | Точка пересечения медиан, высот, серединных перпендикуляров. Окружность Эйлера | 1 | УПКЗУ | 1) Точка пересечения медиан 2) Точка пересечения высота 3) Точка пересечения серединных перпендикуляров 4) Окружность Эйлера | ИРД | ||
61 | Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в многоугольник | 1 | КУ | 1) Понятие о вписанной окружности 2) Теорема об окружности, вписанной в треугольник | ФО | ||
62 | Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около многоугольника | 1 | КУ | 1) Понятие об описанной окружности 2) Теорема об окружности, описанной около многоугольника 3) Свойство углов вписанного четырехугольника | ФО | ||
63 | Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности | 1 | УПЗУ | 1) Периметр и радиус вписанной окружности 2) Формула площади треугольника, описанного около окружности | ИРД СР | ||
64 | Вписанная и описанные четырехугольники. Решение задач. | 1 | КУ | 1) Вписанная и описанная окружность 2) Вписанные и описанные четырехугольники | ФО | ||
65 | Площадь четырехугольника (дополнительные формулы). Решение задач. | 1 | УПЗУ | ИРД | |||
66 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 1 | |||||
67 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | |||
68 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | |||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм
Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016 учебный годКоличество часов по учебному плану: все...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...