РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 КЛАСС
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Шпилюк Татьяна Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ГЕОМЕТРИИ  ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_geometriya_2017.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧИСТИКОВСКАЯ  ШКОЛА »

Рассмотрена             на педагогическом совете школы

протокол № _____

от _____________2017г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Чистиковская школа»

______________Соловьева В.А.        

Приказ № _____от_________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ГЕОМЕТРИИ  

                          ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,  

                                                     8 КЛАСС

                                                            Составитель:

                                                         УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

                                                         ШПИЛЮК ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

1категория

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:

  1. ФГОС ООО
  2. ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
  3. АВТОРСКОЙ  ПРОГРАММЫ  «ГЕОМЕТРИЯ 7-9 КЛАССЫ»

Л.С.АТАНАСЯН, 2013Г.

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:

 ГЕОМЕТРИЯ , 7 - 9 КЛАСС/Л.С.АТАНАСЯН.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015Г.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД - 68 ,  В НЕДЕЛЮ – 2 ЧАСА

Планируемые  результаты

 

Метапредметные результаты

Регулятивные
Обучающиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности; 

самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи; 

осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 


Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя); 

использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные
Обучающиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи; 

моделировать условия текстовых задач освоенными способами; 

сопоставлять разные способы решения задач;

использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); 

конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части; 

сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;

находить нужную информацию в учебнике.


Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий; 

решать задачи разными способами; 

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач; 

проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

планировать маршрут движения, время, расход продуктов;

планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;

выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение; 

выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.


                                 

 Содержание тем учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение

  4

2

Четырехугольники

12

1

3

Площадь

13

1

4

Подобные треугольники

22

2

5

Окружность

15

1

6

Обобщающее повторение

  2

         Итого                                     68 часов                                                  5

       ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Повторение (4ч)

Глава 5.Четырехугольники (12 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6.Площадь (13 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава7. Подобные треугольники (22 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (15 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

9. Повторение. Решение задач. (2 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

          

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды  деятельности учащихся:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.


Календарно-тематическое  планирование по геометрии 8 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Повторение

1

1) Измерение отрезков и углов

2) Равенство треугольников

3) Треугольники

4) Перпендикулярные и параллельные прямые

Фронтальная работа с классом (ФО), работа у доски и с классом

 06.09

2

Повторение

1

УОСЗ

Фронтальная работа с классом (ФО), работа у доски и с классом

08.09

 

15.09

3

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника

1

КУ

1) Многоугольники

2) Выпуклые многоугольники

3) Сумма углов выпуклого многоугольника

ФО, ИРД

20.09

4

Четырехугольник

1

УОНМ

1) Многоугольник

2) Элементы многоугольника

3) Четырехугольник

ИРД

22.09

5

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

1

КУ

1) Параллелограмм

2) Свойства,

ФО

27.09

6

Признаки параллелограмма

1

Признаки параллелограмма

ФО

7

Решение задач

1

УПЗУ

Применение свойств и признаков параллелограмма при решении задач

8

Трапеция. Средняя линия трапеции

1

УОНМ

1) Трапеция и ее элементы

2) Средняя линия трапеции

ФО

29.09

9

Равнобедренная трапеция и ее свойства

1

КУ

1) Равнобедренная трапеция

2) Свойства равнобедренной трапеции

4.10

10

 Теорема Фалеса

1

УЗИМ

Теорема Фалеса

ИРД

СР

6.10

11

Задачи на построение. Деление отрезка на n равных отрезков

1

КУ

1) Основные типы задач на построение

2) Деление отрезка на части

СР

11.10

12

Прямоугольник. Его свойства и признаки

1

КУ

1) Прямоугольник

2) Элементы прямоугольника

3) Свойства и признаки прямоугольника

ФО

ИРД

13.10

13

Ромб и квадрат. Свойства и признаки

1

КУ

1) Понятие ромба

2) Понятие квадрата

3) Свойства и признаки квадрата и ромба

ФО

18.10

14

Средняя линия треугольника

1

КУ

1) Треугольник

2) Средняя линия треугольника

20.10

15

Осевая и центральная симметрии.

1

КУ

Осевая и центральная симметрия как свойство геометрических фигур

ФО

ИРД

 

16

Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»

1

КЗУ

 

17

Анализ контрольной работы.  Понятие площади плоских фигур Равносоставленные и равновеликие фигуры

1

КУ

1) Понятие о площади

2) Равносоставленные и равновеликие фигуры

3) Свойства площадей

 

18

Площадь многоугольника.

1

УОНМ

ФО

 

19

Площадь квадрата

1

УОНМ

Площадь квадрата

 

20

Площадь прямоугольника.

1

УОНМ

Площадь прямоугольника.

ИРД

МД

 

21

Площадь параллелограмма (основная формула).

1

КУ

ФО

 

22

Площадь треугольника (основная формула) и следствия из нее.

1

КУ

Формула площади треугольника

ФО

 

23

Площадь трапеции.

1

КУ

1) Теорема о площади трапеции

2) Формула пощади трапеции

ФО

 

24

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы

1

УЗИМ

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы

ИРД

СР

 

25

Теорема Пифагора.

1

КУ

Теорема Пифагора.

ФО

 

26

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

УОНМ

Теорема, обратная теореме Пифагора.

ИРД

 

27

Решение задач

1

УПЗУ

Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора для решения задач

СР

 

28

Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников»

1

КЗУ

 

29

Анализ контрольной работы. Формула Герона

1

КУ

Формула Герона

ФО

 

30

Решение задач.

1

УПЗУ

ИРД

ИРК

 

31

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия

1

КУ

1) Подобие треугольников

2) Коэффициент подобия

ФО

 

32

Отношение площадей двух подобных треугольников

1

УОНМ

Связь между площадями подобных фигур

ИРД

МД

33

Свойство биссектрисы

1

КУ

Свойство биссектрисы

34

Первый признак подобия треугольников.

1

УОНМ

Первый признак подобия треугольников.

ФО

35

Второй и третий признак подобия треугольников.

1

КУ

Второй и третий признак подобия треугольников.

ФО

36

Третий признак подобия треугольников.

1

УОСЗ

Третий признак подобия треугольников.

ИРД

37

Решение задач

1

КУ

Применение признаков подобия при решении задач

ФО

ИРД

СР

38

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».

1

КЗУ

 КР-3

39

Анализ контрольной работы. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника.

1

КУ

1) Применение признаков подобия к доказательству теорем

2) Средняя линия треугольника

ФО

40

Теорема о точке пересечения медиан треугольника

1

УОНМ

Свойство медиан треугольника

ИРК

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

КУ

1) Пропорциональные отрезки

2) Среднее пропорциональное

3) Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

ФО

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

УЗИМ

43

Практические приложения подобия треугольников.

1

КУ

ФО

44

Подобия произвольных фигур

1

УПЗУ

ИРД

СР

46

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла

1

КУ

1) Понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника

2) Основное тригонометрическое тождество

ФО

ИРД

47

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

1

КУ

Синус, косинус и тангенс для углов 300, 450, 600.

ФО

48

Решение прямоугольных треугольников

1

УПЗУ

1) Решение прямоугольных треугольников

2) Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами

ИРД

СР

49

Площадь треугольника, параллелограмма (дополнительные формулы)

1

УПЗУ

50

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами

51

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

КЗУ

 КР-4

52

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

УОНМ

Взаимное расположение прямой и окружности.

ФО

ИРД

53

Взаимное расположение двух окружностей

1

УПЗУ

Взаимное расположение двух окружностей

54

Касательная к окружности и секущая. Свойство касательной

1

КУ

1) Касательная и секущая к окружности

2) Точка касания

ФО

55

Признак касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки

1

УПЗУ

1) Признак касательной к окружности.

2) Равенство касательных

ИРД

СР

56

Дуга, хорда. Градусная мера дуги окружности. Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле

1

КУ

1) Дуга, хорда

2) Центральные и вписанные углы

3) Градусная мера дуги окружности

4) Теорема о вписанном угле

ФО

57

Промежуточная аттестация

58

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд

1

УОНМ

1) Соотношения в окружности

2) Свойства секущих, касательных, хорд

3) Теорема об отрезках пересекающихся хорд

59

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис

1

КУ

1) Теорема о свойстве биссектрисы угла

2) Четыре замечательные точки треугольника

ФО

60

Точка пересечения медиан, высот, серединных перпендикуляров. Окружность Эйлера

1

УПКЗУ

1) Точка пересечения медиан

2) Точка пересечения высота

3) Точка пересечения серединных перпендикуляров

4) Окружность Эйлера

ИРД

61

Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в многоугольник

1

КУ

1) Понятие о вписанной окружности

2) Теорема об окружности, вписанной в треугольник

ФО

62

Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около многоугольника

1

КУ

1) Понятие об описанной окружности

2) Теорема об окружности, описанной около многоугольника

3) Свойство углов вписанного четырехугольника

ФО

63

Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности

1

УПЗУ

1) Периметр и радиус вписанной окружности

2) Формула площади треугольника, описанного около окружности

ИРД

СР

64

Вписанная и описанные четырехугольники. Решение задач.

1

КУ

1) Вписанная и описанная окружность

2) Вписанные и описанные четырехугольники

ФО

65

Площадь четырехугольника (дополнительные формулы). Решение задач.

1

УПЗУ

ИРД

66

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

67

Решение задач.

1

КУ

ФО

68

Решение задач.

1

КУ

ФО

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм

Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016  учебный годКоличество часов по учебному плану: все...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...

4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...